Муслим Магомаев и советский твист

На модерации Отложенный

Кумир советского народа

Популярность Муслима Магомаева в 60-70-е годы была космической, особенно на взлёте. В двадцать с небольшим лет он уже был настоящим поп кумиром советской публики. Солидная публика академического Большого зала Московской консерватории вскакивала с мест и взрывалась криками восторга, как на концерте какой-нибудь поп звезды.

Его красивый яркий баритон прекрасно звучал в любом репертуаре. Популярные оперные арии, классические романсы, неаполитанские песни, советская эстрада – у него всё получалось на “пять”. 

И конечно, он был настоящим красавцем с породистой внешностью голливудского актёра.

 

Ни у кого не было такой стройной фигуры, никто с таким шиком не носил концертный костюм, ни у кого не было таких элегантных бабочек. Если бы ему поступило предложение сняться в роли Джеймса Бонда, никто, наверное, и не удивился бы.

Его аристократичность и артистизм были природными, не наносными. Муслим вырос в интеллигентной семье с глубокими музыкальными традициями: его дед был композитором, азербайджанским классиком. Сам он получил хорошее музыкальное образование в специальной музыкальной школе и консерватории.

С такими данными Магомаев мог бы сделать отличную оперную карьеру, но его, с одной стороны, отталкивала рутина оперного театра, а с другой стороны, тянул к себе вольный дух эстрады. Его кумиром был тенор Марио Ланца, который добился огромного успеха вне оперного театра.

Но лёгкая музыка тоже была ему интересна. Адриано Челентано и Элвис Пресли были его любимцами.

Твист

Магомаев стал первым советским певцом, который запустил на официальную сцену твист. Не западный, а наш, отечественный, производства Арно Бабаджаняна.

Арно Бабаджанян – фантастически талантливый композитор и пианист, сочинявший музыку в любых жанрах – от академической, до лёгкой.

Он написал для Магомаева много прекрасных песен (“Не спеши”, “Ноктюрн”, Свадьба”), в том числе и несколько зажигательных твистов.

Он брал свои идеи в западной эстраде, но в итоге получалось гораздо лучше. Из одного мотива песни Адриано Челентано “24 тысячи поцелуев” он создал сразу четыре своих хита: “Лучший город земли”, “Королева красоты” , “Шагает солнце по бульварам” и “Улыбнись”.

В 60-годы твист обозначил новый, более свободный дух советской жизни. Он транслировал простую энергию радости и даже лёгкий пофигизм. Двадцатилетний Муслим Магомаев стал пионером этого жанра.

Правда, Никита Хрущёв осудил эти тлетворные влияния Запада, но он вскоре ушёл в отставку. На конкурсе “Лучшая песня года 1965 года ” именно твист – знаменитая “Королева красоты” на стихи Анатолия Горохова – стала одним из лидеров.

https://www.youtube.com/watch?v=4xfcQDBs0_w

В советском песенном твисте было одно “но”: концертный этикет не позволял певцу двигаться на сцене. Негласный закон советской эстрады гласил, что танцы – танцами, а песни песнями. И никакой этой западной аморальной разнузданности, которую демонстрировали западные кумиры юного Магомаева.

И тут возникал явный диссонанс между танцевальной энергией музыки и неподвижностью певца. Но что поделаешь, в 60-е годы с этим было строго.

И только особый формат новогоднего “Огонька” позволял ослабить вожжи протокола.

В этой съемке всё гораздо живее и свободнее. Хохмит за камерой Арно Бабаджанян, и чуть-чуть не дотягивает до реального твиста Муслим Магомаев. Тут видно что он довольно одарён пластически, и что если бы он дал себе волю, получилось бы ничуть не хуже, чем у Челентано.