Вот как на самом деле жили в царской России

На модерации Отложенный

Среднестатистическая жизнь людей в царской России в последнее время стала предметом бурных обсуждений. Часто говорят об идиллической жизни в Российской Империи, которая была омрачена большевистской разрухой. Однако если изучить творчество Константина Седых (советского писателя, который написал роман "Даурия", где и рассказал о своей жизни) то это позволяет нам взглянуть на реальность жизни русского крестьянина.

Крестьяне в царской РоссииКрестьяне в царской России

Родившийся в зажиточной казачьей семье, Седых резко контрастировал с большинством, а именно 100-миллионным российским крестьянством (те жили намного беднее него). Семья Седых жила в Поперечном Зерентуе, расположенном в 30 километрах от маньчжурской границы. В этом поселении царской эпохи, насчитывавшем 154 двора и насчитывавшем 1000 человек, процветала общинная жизнь.

Но примечательно, то что хоть семья Седых считалась зажиточной и состоящей из 25 человек, жили они все в скромном трехкомнатном жилище , что свидетельствует о том уровне бытия.

Реальность повседневной жизни не позволяла создать даже видимость комфорта. Седых ярко вспоминает о тесноте спальных помещений, где девять взрослых девочек делили импровизированную кровать, а мужчины и семейные пары находили своё "лежбище" в коридорах и кухнях. Неудивительно, что в таких условиях заболеть не составляло никаких проблем, а вот врачей в их поселении само собой не было, поэтому вылечится было непросто. Детская смертность росла, и даже выживание самого Седых было удачей.

Крестьяне в царской РоссииКрестьяне в царской России

Образование было редкостью, уровень грамотности был близок к нулю. Хотя наличие школы в их поселке было "чудом", но в целом картина была мрачной, особенно в регионах Дальнего Востока и Сибири.

Материальные удобства были скудными, если не сказать хуже, одежда шилась из использованной ткани, а обувь изготавливалась вручную. Жизнь вращалась вокруг труда, сменяемого разными опасными ситуациями, такими как например встреча Седых с волками во время пастьбы быков.

Вот некоторые статистические данные за 1884-1890 годы...

Неграмотность пронизывала даже самые лучшие регионы царской России, подчеркивая повсеместное "интеллектуальное обнищание".

В регионах, традиционно считавшихся центрами центром страны, таких как Тульская область под Москвой, уровень неграмотности достиг 67 %. О чём тут еще говорить?

Среднестатистическая жизнь людей в царской России в последнее время стала предметом бурных обсуждений.-3Среднестатистическая жизнь людей в царской России в последнее время стала предметом бурных обсуждений.-4

По мере углубления в глубь страны неграмотность росла. В таких регионах, как Казань, несмотря на наличие учебных заведений, неграмотность достигала 86 %. Даже в таких региональных центрах, как Воронеж, где процветала культурная жизнь, 84 % населения не умели читать.

Казачьи крепости Дона и Забайкалья также отражали эту тенденцию: уровень неграмотности там составлял около 80 %. В таких тяжелых условиях доступ к образованию и здравоохранению оставался недостижимой роскошью...

А сравнение с другими странами подчеркивало отставание России в развитии. В то время как весь мир стремился к прогрессу, царская Россия томилась на где-то на задворках..

Крестьяне в царской России 19 векКрестьяне в царской России 19 век

Жизнь при царе вам не приснится даже в страшном сне, в котором миллионы крестьян и ремесленников боролись с неграмотностью и отсутствием здравоохранения. Последнее делало массы населения уязвимыми перед болезнями и различными травмами.

На фоне всего этого господствовали феодальные представления о верности и возмездии, что еще больше препятствовало прогрессу. И даже несмотря на утверждения о благосклонности к монархии, реальность было иной...

Вот так представление о благополучной жизни в Российской Империи при императоре или царе рассыпается в пух и прах. Та Россия, была далека от просвещения, поэтому и томилась в тени своих современников таких как Франция, Великобритания и так далее, борясь с тяжестью собственных устаревших систем.