Виктор Михайлович Васнецов родился в далеком вятском селе Лопьял. Его отец, Михаил Васильевич, священник,Мать, Аполлинария Ивановна, происходила из старинного рода Вятичей. На очень скромный доход отцу Васнецова приходилось кормить и учить шестерых детей.
Книжная лавка

С квартиры на квартиру

«Первоклассный мог быть жанрист... очень близкий по духу к Достоевскому» - говорили о Васнецове.
Иконопись

сам художник, говоря о своих иконописных работах, утверждал:
«Мое искусство — это свеча, зажженная пред ликом Божьим...»
Васнецов достойно возобновил живую и зримую школу иконописи. Впоследствии, вспоминая этот период творчества, художник удивлялся: «Видно, в молодости все можно...» Он падал с лесов, разбивался, для выполнения сложной работы требовалась крепкая сила духа и тела.
Много лет спустя, на зaмeчaние художника Нестерова, не схоронился ли Виктор Михайлович за сказки от жизни, тот ответил:
«Куда было после Владимирского собора выше? Куда? Купчих писать? После Бога-то?! Выше нет! Но есть нечто, что стоит вровень. Это, брат, сказка...»
Три царевны подземного царства

1879-1881
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Будучи председателем правления строящейся Донецкой железной дороги, С.Мамонтов заказал художнику для кабинета правления это полотно В сказочной теме Царевен были выражены народные представления о богатствах таинственных пoдземных недр. Царевны золота, драгоценных камней и каменного угляизображены на фоне закатного оранжево-красного неба и черных скал. Правление не согласилось иметь у себя картину, посчитав неуместной для служебного помещения, и тогда Мамонтов купил полотно сам.
Ковер-самолет

Витязь на распутье

Аленушка

После побоища Игоря Святославовича с половцами

В 1878 г. Васнецов начал писать картину «После побоища Игоря Святославича с половцами», ставшую одной из первых в историко-былинном цикле. В ней художник хотел торжественно-печально и поэтично воспеть героизм русских воинов, как это сделал создатель «Слова о полку Игореве». Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родину.
Покоем веет от тел павших. Прекрасный могучий богатырь, лежащий с широко раскинутыми руками, и юный княжич в лазоревых одеждах олицетворяли идею беззаветного служения родине.
Богатыри

Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше, и с тех пор художник увлёкся идеей создания этой картины. В 1876 году был сделан знаменитый эскиз с уже найденной основой композиционного решения. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картина была куплена П.Третьяковым, и до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве.
В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печёрского монастыря. Был причислен к лику святых. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца. "Матёр человек Илья Муромец" - говорит былина. А на картине Васнецова мы видим могучего воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие. "А конь под Ильёй лютый зверь" - продолжает сказание. Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует об этом.
Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.
Иван Царевич и Серый Волк

Девушка в саду


Савва Мамонтов


Сирин и Алконост. Песнь Радости и Печали

Комментарии
Он раздражал двор стремительным приумножением своих капиталов.
Этого не смогла простить Мамонтову всевластная бюрократия.
Против известного промышленника и мецената было возбуждено уголовное дело по обвинению в противозаконных финансовых махинациях с корыстной целью.
Дело инспирировал всемогущий в ту пору Сергей Юльевич Витте.
Присяжные не нашли в действиях Саввы Ивановича корыстного умысла.
Суд оправдал его, признав, однако, несостоятельным должником.
Имущество мецената пошло с молотка.
В несколько лет все претензии кредиторов были удовлетворены, в результате чего Савва Мамонтов, как заметил К. С. Станиславский, «материального довольства… не вернул, но любовь и уважение к себе удесятерил».
К репутации же С. Ю. Витте история так называемого «мамонтовского» дела в глазах всех, кто знал его закулисную сторону, прибавила лишнее темное пятно обвинения в беззастенчивом выборе средств и в произволе.
Лопухин себя ничем нигде не запятнал. Поэтому к его запискам я отношусь с доверием.
Из всех произведений В.Васнецова, навеянных народной сказкой, эти «Три царевны подземного царства» - наиболее живописны и впечатляющи"
(с) Сергей Маковский.
а мне сейчас больше нравится ковёр -самолет ))) по краскам и символизации
Русский поэт, художественный критик и организатор художественных выставок, издатель.
Первые публичные лекции по истории искусств в Питере - на его совести:)
Наиболее известные книги: «Русская графика» (1916) и «Силуэты русских художников» (1921), последняя написана уже в
эмиграции.
Р.S.Сергею Маковскому посвящено великолепное стихотворение Николая Гумилёва «Я верил, я думал…»
Сергею Маковскому
Я верил, я думал, и свет мне блеснул наконец;
Создав, навсегда уступил меня року Создатель;
Я продан! Я больше не Божий! Ушел продавец,
И с явной насмешкой глядит на меня покупатель.
Летящей горою за мною несется Вчера,
А Завтра меня впереди ожидает, как бездна,
Иду… но когда-нибудь в Бездну сорвется Гора.
Я знаю, я знаю, дорога моя бесполезна.
И если я волей себе покоряю людей,
И если слетает ко мне по ночам вдохновенье,
И если я ведаю тайны — поэт, чародей,
Властитель вселенной — тем будет страшнее паденье.
И вот мне приснилось, что сердце мое не болит,
Оно — колокольчик фарфоровый в желтом Китае
На пагоде пестрой… висит и приветно звенит,
В эмалевом небе дразня журавлиные стаи.
А тихая девушка в платье из красных шелков,
Где золотом вышиты осы, цветы и драконы,
С поджатыми ножками смотрит без мыслей и снов,
Внимательно слушая легкие, легкие звоны.
Дамы рукоплескали!:)
Гумилев - любитель и знаток женщин, "законченный рационалист", и - по определению одного из современников, - "знатный дефлоратор" подсмеивался над Маковским. Но ценил его безупречный художественный вкус. Отсюда - интонация насмешливого уважения, которая ощущается в гумилевских строчках.
Это был Серебряный век русской культуры, о котором и сегодня мы грезим, тоскуем, но не можем в него вполне погрузиться. Поскольку невозможно в одну реку войти дважды:)