Чтобы 38 миллионов “теневых” трудяг легализовались, им нужно создать ровно столько же рабочих мест

На модерации Отложенный

Общественное обсуждение по вопросу размера пособия по безработице продлится до августа, но уже ясно, что путинское правительство повышать его не намерено. Размер подачки, именуемой в РФ “пособием” не менялся с 2009 года. При этом официальный уровень безработицы составляет 1,2% от численности экономически активного населения, что составляет почти 840 тысяч человек, однако митингов недовольных уровнем пособия в РФ не наблюдается.

Дело в том, что этим пособием невозможно пользоваться постоянно. Мало того, что размер его остается издевательски низким, так вдобавок обязанность вставать на учет и докладывать о всех своих трудовых движениях под страхом изрядного штрафа приводит к тому, что люди часто отказываются от этого "подарка" властей. Статистика обращений и реальных выплат, с одной стороны, говорит о низком запросе населения – безработица, якобы, низкая, но ведь еще масса людей существует в “серой зоне”. Совсем недавно министр Голодец осознала вдруг, что в РФ около 38 млн человек работают вне официального оформления – вне статистики занятости, работы, безработицы и прочего. А пытаться стимулировать тех, кто вне официальных отношений – вообще бесполезно, в этом направлении нет решений по определению.

Все возможности поддержки населения, связанные с этим пособием, были исчерпаны еще в конце девяностых - начале двухтысячных. Повышать пособия, если бы на это нашлись деньги, было бы неплохо, но работы и рабочих мест от этого не прибавляется. И, конечно, полностью содержать семью на россиянское пособие по безработице нельзя. Идея пособий базировалась на предположении, что центры занятости нужны лишь для того, чтобы помочь людям временно переждать некий небольшой срок, чтобы переучиться или адаптироваться к новому месту.

Эта идея шла из цинично-романтических либеральных фантазий конца 80-х годов.

Бывших советских людей убеждали, что именно так работает “рыночная” хозяйственная и социальная система, в отличие от прежней “плановой”. Дескать, люди будут выстраиваться в очереди в отделы кадров предприятий и, желая попасть на вожделенную работу, будут переучиваться, дисциплинироваться и так далее. В то время как уже трудоустроенные счастливчики будут повышать производительность труда неимоверным образом. Но вся эта циничная романтика строилась на том, что в стране есть избыток и даже переизбыток рабочих мест. Однако сегодня основной, фундаментальный дефицит в РФ – это дефицит рабочих мест достойной занятости. Хотя формально, конечно, имеются списки вакансий, на которые никто не идет, потому что они ущербны - либо, прежде всего, по зарплате, либо по условиям труда.

По-настоящему эффективным решением проблем безработицы могло бы стать форсированное восстановление научного и технологического потенциала страны, новая индустриализация. Тем более что есть еще как минимум 10 млн “работающих бедных”, которые, работая полный рабочий день, не получают зарплату, достаточную для простого воспроизводства. Поэтому по-хорошему нужно не “искать маневры”, а создавать реальные рабочие места, увеличивать занятость, разворачивать новые производства. Чтобы 38 миллионов “теневых” трудяг легализовались, им нужно создать ровно столько же рабочих мест, где, с учетом всех официальных вычетов, они будут не ущемлены в своей зарплате и получат возможность кормить семью.

Но вместо этого путинское правительство, с одной стороны, рассуждает о выплатах “по бедности”, что, разумеется, несопоставимая с занятостью вещь, а с другой - вынашивает планы принудительной легализации “серого” сектора занятости, который в условиях постоянного прессинга со стороны путинского “социального” государства зачастую остается для работающего человека единственным способом свести концы с концами.