Одиннадцать мгновений августа или Мой неожиданный греческий отпуск. 7
Мгновение седьмое,
в котором история нас убеждает в возможности мирного сосуществования трех различных культур в отдельно взятом раю.
Итак, впереди нас ждет самый прекрасный город Крита и до 1971 года столица острова, Ханья. Про него нельзя рассказать в двух словах. Любой, кто хоть раз посетил этот красивейший город на западе острова Крит, готов часами рассказывать о хитросплетениях узких улочек, о венецианских домах и добродушных местных жителях. Чего только стоит знаменитая венецианская набережная в средневековом порту, вокруг которого раскинулись различные ресторанчики и не похожие друг на друга венецианские домики..
Существует несколько различных мнений на тему происхождения названия «Ханья». Согласно филологу и археологу Стефаносу Зантудидису, это название произошло от арабского «Аль Ханим» (во множ. числе «Ханья). Есть еще мнение, что название произошло от вида рыб «Ханни» или «Ханно» (во множ. числе «Ханния»). Самая распространенная теория происхождения этого названия принадлежит археологу Николасу Платону. Он утверждает, что название «Ханья» происходит от названия деревушки «АльХанья», что подтверждает надпись на географической карте того времени.
Внезапно от рассказа про «критскую Венецию» меня отвлекают манипуляции сидящих впереди нас в автобусе мужчин. Видно, что это отец и сын, родители которого в разводе, и отец играет роль «хорошего папы», взявшего с собой сына в отпуск. После нескольких дежурных фраз, сын уткнулся в планшет, а отец занялся делом. Он держит перед собой телефон на вытянутой руке и пытается сфоткать себя любимого с разных ракурсов, насколько это позволяет расстояние между креслами автобуса. Сын подозрительно косится на папашу, который рассматривает многочисленные «селфи», но остается ими недоволен. Все повторяется снова. Мне любопытно, и я осторожненько подглядываю на получившиеся фотки. Папашка, примерно нашего возраста, выгладит на них довольно глуповато, то неестественно таращит глаза, то нарочито насупленно хмурит брови. Мне так и хочется предложить ему сделать стандартно-«селфийную» фотку с выпяченными губами, чтоб уж наверняка.
Ну да ладно, у каждого свои тараканы. Продолжим про наш чудо-город. Ханья играет огромнейшую стратегическую и экономическую роль не только в жизни острова Крит, но и всей Греции в целом. Чудом во время бомбардировок во времена Второй Мировой войны, историческая часть Ханьи по большей части осталась нетронутой и сохранилась до наших дней.
От озера Курнас до Ханьи совсем близко. Мы въезжаем на полуостров Акротири и останавливаемся возле смотровой площадки, расположенной в хвойном парке. На улице – пекло, и цикады стрекочут как оглашенные. Но запах хвои и вид на город окупает все эти «издержки» августа. Мы приближаемся к ограждению и замираем в восторге. Ну, просто нет слов! Лазурь, аквамарин, белила цинковые, изумрудная зелень и кармин - мысленно перечисляла я забытые намертво со времен учебы наименования красок, которые могли бы быть использованы в создании пейзажа с натуры. Нарядные яхты и рыбацкие лодочки сверху казались маленькими беленькими пуговицами на атласном сапфировом мундире морской глади. По вороту этого одеяния был словно вышит орнамент из терракотовых крыш домов, расположенных вблизи набережных. Все это было щедро залито солнечным светом.
Невозможно оторвать глаз от этой красоты, но наш гид уже обращает внимание на памятник борцам с фашистским режимом, а также на маленькую церквушку в глубине парка, построенную на пожертвования русского царя Николая II. Рядом с церквушкой был разбит небольшой садик с самыми разнообразными растениями, пальмами, кактусами, гранатовыми деревьями. В тени растений блаженно развалились коты, коих здесь было великое множество. Одна из кошек встретила меня на входе в уютный скверик. Ее черная шестка блестела на солнце, переливаясь всеми цветами радуги, а желтовато-крыжовенные глаза смотрели в упор. Своей статью кошка мне упорно кого-то напоминала. В конце концов, я поняла, это просто фигурка египетского божества, сошедшая с папирусов. Немного погуляв по парку, мы вернулись к автобусу и поехали уже непосредственно в центр Ханьи.
Нас высадили у здания центрального рынка, построенного в 1911 году. Оно очень интересно - выполнено в форме креста, ориентированного по сторонам света. На рынке можно купить практически все. Здесь продаются и сувениры, и свежие овощи и фрукты, книги и газеты, мед, приправы, масла, свежие морепродукты, сыры... перечислять можно долго. Но все это мы рассмотрим поподробнее на обратном пути, потому что сейчас мы, запуганные гидом, бежим за ним следом, боясь заблудиться в хитросплетениях узких улочек, еще хранящих следы истории.
А история Ханьи достойна того, чтобы снова о ней вспомнить. Археологические находки говорят о том, что область вокруг города, начиная с Минойского периода, была все время кем-то захвачена. Несмотря на то, что свидетельства, найденные при раскопках середины Минойского периода, очень немногочисленны, можно утверждать, что холм был центром прибрежного поселения.
К концу Позднего Минойского периода, на протяжении последних веков 2-го тысячелетия, Ханья процветала, появилась структура города, был разработан план системы канализаций и, благодаря этому, дома стали строить в несколько этажей и с большим количеством комнат, здесь были найдены дощечки с надписью («Линейное письмо»). Однако,12-м веке, большинство поселенцев, включая жителей Ханьи, покинули свои жилища без какой-либо видимой причины. Никаких катастроф в этот период не происходило. Остается загадкой – что же произошло с Минойской цивилизацией? Согласно Геродоту, во время восстания против тирана Поликрата, Ханья была разрушена и в 519 году до н.э. город был восстановлен жителями острова Самос. Так как новый город был возведен поверх античного и классического городов, впечатляет количество и качество архитектурных находок оставшихся от этих древних поселенцев. Примечательно, что во время Пелопонесской войны (431-404 гг. до н.э.), афиняне предприняли попытку захватить Кидонию (тогдашнее название города), но безуспешно. При этом есть сведения, что архитектура города была такой же на протяжении Эллинистического и Романского периодов. При раскопках были обнаружены разнообразные керамические саркофаги в виде ванны или в виде большого ларца (в таких саркофагах усопших хоронили с поджатыми ногами), а также изобилие всевозможных ритуальных подношений от глиняных статуэток до золотых украшений.
Начиная с 67 года до н.э. с начала оккупации Римлянами, Кидония и, вместе с ней весь Крит, входит в период расцвета: строятся церкви, часовни, театры. Кидония была независимым городом и даже выпускала свои монеты, которые производились во множестве разных видов. На одной стороне монеты были изображены Артемида или Аполлон, а на другой стороне была надпись «Кидониатан» и сцены охоты или изображение Кидона, который кормит волка.
Наиболее важные находки периода Раннего Христианства обнаружены на холме Кастелли. Останки Ранней Христианской Базилики были обнаружены непосредственно под Венецианским кафедральным собором (Дуомо) и в окрестностях. Насколько разнообразны археологические находки Византийского периода, настолько же немногочисленны находки периода Арабского правления (823-961 гг.), во время которого Кидония и большинство городов Крита были уничтожены. Единственная примета Среднего Византийского периода, который начался в 961 и закончился в 1252 году, это крепостная стена на холме Кастелли. Во время этого периода Кидония была переименована в Ханью, первое упоминание названия «Кания» встречается в 1211 году.
В 1204 году в результате 4-го Крестового похода, Крит перешёл в руки Бонифация Моферрата – с этого момента официально начался период Венецианского правления. Затем Бонифаций продал его венецианцам. Но уже в 1206 году генуэзский пират Энрике Пескаторе захватил остров, и только к 1210 году Венеция смогла вернуть Крит обратно в своё владение. Город получает новое название Ла Канеа. А в 1266 году город захватывают генуэзцы, которых венецианцам удалось изгнать только спустя 24 года. В начале своего правления венецианцы применяли достаточно жесткую политику по отношению к местному населению, но со временем, венецианцы смягчились, а местная культура стала тесно переплетаться с венецианской. Ханья вместе со всем островом стала переживать период процветания. Наблюдается существенный прорыв в письменности и живописи. А с падением Константинополя в середине XV в., в Ла Канеа устремляются многие священники, монахи, художники и поэты, привезя с собой на остров Византийскую культуру. Благодаря этому, в Ханье и по сей день ощущается смешение греческой, византийской и венецианской культур. Примечательно то, что большинство домов, фонтанов, памятников и, конечно же, крепостная стена были построены именно в этот период. В эпоху правления венецианцев город Ла Канеа получает свои очертания, которые сохранились и по сей день.
К сожалению, даже укрепленные стены венецианской стены не смогли уберечь Ханью от турецких захватчиков, которые после почти двухмесячной осады в августе 1645 года овладели городом. Церкви были преобразованы в мечети, а город разграблен, очень быстро придя в упадок. Турецкие захватчики расположились в основном в восточной части города, где и в наши дни наиболее ярко ощущается турецкое влияние. В 1850 году столица острова Крит переносится в Ханью, а город становится резиденцией паши Крита. Местное население, недовольное правлением Османской империей, часто устраивало восстания, которые очень жестоко подавлялись. Но при этом и турецкие захватчики несли немалые потери. В 1878 году заключается знаменитое Галепское соглашение, после которого население Крита получает больше прав.
В 1897 году на Крите начинается новое антитурецкое движение, вовлекшее Грецию в войну с турками. Греция не сумела устоять перед натиском многочисленного турецкого войска. Она была вынуждена подписать договор о перемирии с уступками Турции. Но результатом этой войны стало предоставление автономии Криту под управлением греческого принца Георга.
После этого началось переселение турецкого населения из Ханьи в Турцию. А в 1913 году Крит официально входит в состав Греции.
В 1941 году Ханья вновь становится центром сопротивления. 20 мая 1941 немецкие войска начали бомбардировку Крита. Самые кровавые события развернулись близ аэродрома в Малеме западнее Ханьи. Население Крита встало на защиту своего острова. Отчаянное сопротивление встретили немецкие парашютисты, сброшенные на Крит с целью захвата дорог, мостов, портов и аэродромов. Многие из них не долетали до земли живыми. Целые подразделения немецких войск были разбиты в Малеме, самолеты уничтожались прямо на подлете к аэропорту. Местное население проявило невиданный героизм, продолжая бороться с немецкими захватчиками даже после эвакуации армии союзников с острова, ведя партизанские войны, за что платились жестокими расправами со стороны фашистских войск. После освобождения Греции от немцев, в стране разгорается борьба между коммунистами и монархистами, что привело к гражданской войне, которая отразилась и на Крите. А в 1952 году Греция вступает в НАТО. Нынешняя база НАТО в Ханье одна из самых крупных баз в Европе. В 1967 году Греция переживает "черную полосу" в своей истории, когда стала править хунта "Черных полковников", задержавшаяся у власти на целых 7 лет.
Мы задерживаемся на центральной площади, где стоит католическая церковь, по обе стороны которой расположены скульптуры мусульманского паши и византийского ученого. В центре бьет фонтанчик, я умираю от жары и никак не могу напиться. Говорят, этот фонтанчик функционирует еще с прошлого тысячелетия. Вы верите? Я, кажется, да. Дальше нам предоставили свободное время, и я рванула в сторону венецианской набережной, но не тут-то было. Муж уже присмотрел в одной из лавочек чудесную кепочку с изображением греческого флага. Посмотрев ему в глаза, я увидела, что у него сейчас случится тепловой удар, если эту самую кепочку мы тут же не приобретем.
Пришлось тащиться назад через лабиринты улиц, из которых я, счастливая обладательница топографического кретинизма, в одиночку не выбралась бы никогда. По пути муж порывался в «кожаном переулке» приобрести мне маленькую кожаную сумочку, по его мнению, просто незаменимую для поездок на экскурсии. Сумочка хоть и была небольшого размера, но стоимость ее зашкаливала, к тому же, кожа местных кожевенных мастеров не отличалась мягкостью и на ощупь, и по фасону сильно смахивала на портупею моего отца, висящую в родительской спальне за шкафом рядом с плащ-палаткой. В детстве я любила ее рассматривать и запихивать в многочисленные отделения свои цветные карандаши. Но «Остапа уже понесло». Муж непременно хотел меня чем-нибудь побаловать в ответ на кепочку и продолжал кружить, кружить по улочкам Ханьи, словно турецкий дервиш. Закончилось все это тем, что мы, решив поддержать местную легкую промышленность, приобрели ему на распродаже в каком-то переулке две белых рубашки. Кстати, вполне приличного качества и из натурального хлопка. Древний каменный город пышет жаром. Удовлетворив свои меркантильные потребности, мы выходим на просторы набережной. Красота!
Только подумать, еще несколько дней назад я, просматривая в интернете статьи о Ханье, любовалась видами старинной набережной и маяка, и вот они, миленькие, прямо передо мною. Ну не чудо ли?! Полюбоваться этим чудом вместе с нами в этот знойный летний день решили, по моим прикидкам, процентов 65 жителей Земли. Во всяком случае, бесчисленные прибрежные кафе были забиты под завязку. Мы отыскали свободный столик прямо с видом на маяк и решили слегка перекусить и утолить жажду. Приятно дул ветерок и жара уже не казалась такой изнуряющей. Тут же к нам подошел официант, типичной греческой наружности, высокий, приятный мужчина, лет пятидесяти. Взглянув на моего «арийского» супруга с улыбкой, он протянул нам два меню на английском языке. Я тут же стала искать какие-нибудь местные интересные блюда, не заметив, что муж напрягся от большого количества незнакомых слов.
А когда заметила, тут же попросила меню на русском языке, не сомневаясь, что оно у них было. В итоге, я заказала коктейль из креветок с авокадо и местное греческое пиво. А муж решил попробовать лангустов с диким рисом. Но прокололся, рис оказался «с лучком», хотя уже минуту спустя, попробовав блюдо, муж решил, что и с лучком тоже пойдет, так вкусно это все было. Услышав позади себя русскую речь, я оглянулась и увидела маму с дочкой, которые безуспешно пытались сделать общий снимок. Я предложила им свою помощь, а они за это, к большому неудовольствию мужа, сфотографировали нас с ним, поглощающих дары моря на фоне венецианской набережной. Немного передохнув, и утолив жажду (пиво, кстати, было неважное), мы двинулись дальше, попутно крутя головами, рассматривая старинные фасады, крыши, а также многочисленные яхты, которые покачивались на волнах, словно малые дитяти в люльках.
Время бежало быстро, пора было возвращаться. На обратном пути мы задержались в здании центрального рынка подольше, так как мне захотелось купить немного козьего и овечьего сыра домой. Я выбрала маленькие упаковочки разных сортов и довольная уже было хотела сложить все в пакет, но выронила сумочку с деньгами и кучка евроцентов со звонким визгом весело покатилась врассыпную по старинной плитке, которая «видала всякое, но такой бестолковости вряд ли» (цитата моего мужа). К отправлению автобуса мы едва успели. Я, еще не отдышавшись, с жадностью всматривалась в окна, пытаясь как можно четче запечатлеть уголки этого вечного города, и мысленно прощалась с Ханьей.
Может быть к лучшему, подумала я, что в 1971 году столица Крита переехала в Ираклион. Возможно, именно это позволило Ханье сохранить очарование венецианского города, всю его романтику и неповторимость. Такой поворот событий не позволил суете вмешаться в неторопливое течение жизни города с сердцем в старом порту с молом и маяком, мечетью Янычар, венецианскими домиками, каретами, яхтами и рыбацкими лодками, безмятежностью и тысячами ласточками в небе...Прощай, Ханья, милый уголок земли, где вот уже много веков мирно сосуществуют мусульманская, христианская и католическая культуры, дополняя и обогащая друг друга!
(продолжение следует...)
Мгновение первое http://maxpark.com/community/4707/content/3700501
Мгновение второе http://maxpark.com/community/4707/content/3705963
Мгновение третье http://maxpark.com/community/4707/content/3711817
Мгновение четвертое http://maxpark.com/community/4707/content/3716980
Мгновение пятое http://maxpark.com/community/4707/content/3730306
Мгновение шестое http://maxpark.com/community/4707/content/4778249



эх, прокачу!

многочисленные кафе на набережной

старые стены

рыбаки на набережной

здание рынка

древний фонтан

маяк

улочки Ханьи

набережная

центральная площадь

византийский мудрец

турецкий мудрец

на рынке

что ж еще делать в такую жару?

там, вдали - Ханья

причудливые растения в парке

церквушка в парке

памятник борцам за свободу

вид на город со смотровой площадки

Комментарии
А знаешь, тебе можно издавать путеводитель на российских туристов! А язык...
Вот это - шедевр!
"Нарядные яхты и рыбацкие лодочки сверху казались маленькими беленькими пуговицами на атласном сапфировом мундире морской глади. По вороту этого одеяния был словно вышит орнамент из терракотовых крыш домов, расположенных вблизи набережных. Все это было щедро залито солнечным светом."
Получила удовольствие, спасибо!
Дай мне ссылку на свою страничку, пожалуйста!
У меня сейчас мелькнула такая интересная мысль, что сама удивилась - вот читаю все твои репортажи-отчёты и думаю, что, если бы я не знала, кто писал их, то твёрдо была бы уверена, что про каждую страну пишет её абориген, до глубины души, до природных кровных корней любящий свой уголок земли, где вырос...Вот такое тебе поощрение...
Очень интересно было прочитать! Про фото и не говорю - природа - рай!
Ты смотришь на всё с таким интересом и любовью, что поневоле у меня эта мысль возникла после этой главы. Другое государство, другие обычаи, а ты так преподнесла, что поневоле и сам читатель влюбляется в эту страну, в её природу, в её народ.
Спасибо тебе за такое отношение к тому, что ты видишь! Своим примером ты показываешь главную человеческую сущность - любовь.
Так что новый стиль в пропаганде туризма - это от тебя, Елена! Найти бы спонсора для печати!!!...
Кстати - на Пристани, наконец, решилась и выложила то, о чём с тобой говорила. Есть время- посмотри.
2. мудрецы впечатлили. интересно! памятники какие-то домашние, милые, не помпезные и ... родные.
3. "портупея" точно не нужна была, а вот кепочка - это святое. и рубашечки натуральные - всегда нужны.
4. место, где про сыры, заставило подумать, что пора опять попить кофе с сыром.
5. "милый уголок земли, где вот уже много веков мирно сосуществуют мусульманская, христианская и католическая культуры, дополняя и обогащая друг друга!" - пусть таких мест будет всё больше
Ханья с её историей обогатили мой пытливый ум :)
Понравилось последние предложения , ваши прекрасные наблюдения :
"...Ханья, милый уголок земли, где вот уже много веков мирно сосуществуют мусульманская, христианская и католическая культуры, дополняя и обогащая друг друга!"
"Мирно сосуществуют" - это главное ! и "дополняя и обогощая друг друга !"
Все мы - братья ! помогаем друг другу укрепляться :))))
И ещё: фото -" причудливые растения в парке" напомнило мне денежное дерево у меня на подоконнике :)))
Отдых это здорово!
Здоровское получилось "мгновение"!