Различия социумов и правящие "элиты" 3(4.1)

На модерации Отложенный

3. 4. Социально-личностные черты групп доминирования в социуме

 

   Социально ориентированные на доминирование группы различаются как их личностной системой координат, так и их подходом в оценивании, что и составляет основу личностной веры, как «точки отталкивания» в принятии решений к той или иной деятельности (как в отношении себя, так и в отношении других).

   Личностная вера может базироваться на мироощущении, когда ведущим является эмоционально-чувственный план личностного устройства и, соответственно, личностное мироощущение в сознании и задает границы мировосприятия, в пределах которого и принимаются те или иные решения.

   Личностная вера может базироваться на миропонимании, когда ведущим является интеллектуальный план личностного устройства, и именно миропонимание в сознании и задает мировосприятие как некоторую абстрактную модель, но в её практической конкретике оценивания уровня значимости того или другого из происходящего вокруг.

   Личностная вера может формироваться в зависимости от устройства индивидуального сознания под воздействием собственной самости и идущей «изнутри» личности (и организма, значимость чего возрастает при общем ведущем физическом плане в личностном устройстве) информации; информации, поступающей при общении (межличностная сфера ведущая) или под общим информационным воздействием со стороны окружающего (внешняя сфера сознания является основной).

   В достаточно стабильных условиях существования этого обычно бывает также достаточно (страшащийся высоты не идет на край пропасти и ищет обходные пути, а понимающий, что «кнопка самоликвидации», при нажатии на неё, приведет к определенным последствиям, не станет к ней прикасаться). Но в условиях «чрезвычайных» подобная ориентация в пределах личностной веры зачастую оказывается недостаточной, и подключаются «дополнительные блоки» личностного сознания или личностные планы, как для расширения системы личностных координат, так и для увеличения системы градаций в оценивании происходящего. Что может приводить к «непривычным» решениям и поступкам, когда решение возникает на дилемной (или более) основе (при поисках ответов на вопрос – а если?) или вообще носит экстраординарный характер – если требуется ответ на вопрос – а вдруг? Значимость индивидуального личностно-социального опыта при этом возрастает (путем привнесения дополнительных критериев оценки), а значимость социально привнесенных стереотипов поведения и понятийных клише уменьшается.

   Ниже приводятся социально-психологические характеристики групп социального доминирования в пределах, и подразделяя их, по различию в личностных установках в рамках личностной же веры.

   Как уже писалось выше, личностно-социальная обособленность социальных групп может быть описана набором присущих им личностных качеств.

Наиболее значимыми личностными качествами (для наиболее многочисленных социальных групп, склонных к доминированию, в каждой конкретной ветви) являются:

 

(Жирным шрифтом выделены качества, совпадающие с качествами одной из основных социальных групп в составах соответствующих цивилизационных ветвей, к краю распределения внутри которых и принадлежит та или иная из рассматриваемых групп доминирования.)

 

3.4.1 Для Российской ветви цивилизации ( численно выделяются 3 основные группы)


- социальная группа (личностей) в своей основе, имеющих «духовно-интеллектуальный дуализм» при ведущей межличностной сфере интеллектуального плана сознания. Данная группа принадлежит к одной из наиболее многочисленных социальных групп и выделяется своей тягой к доминированию, как проявление лидерских устремлений, принадлежа и к одной из ведущим социальных групп среди стремящихся к лидерству.

   Её доля (во всей совокупности групп доминирования) составляет 10,6%   Отличительными социально-личностными качествами, выделяющими данную группу, по силе их индивидуально группового проявления (относительно средневзвешенных значений для всей цивилизации) являются

(Похожая группа имеет место в Китайской цивилизационной ветви, там она составляет – 7 % и не относится к численно ведущем в числе подобных групп для КВ.)

 

     Сильно выраженные личностные качества

ИП

ПРЕДВЗЯТОСТЬ - подход к возникающим вопросам и проблемам с субъективных, оценочных позиций, невозможность выхода из привычных "рамок", черно-белая альтернатива.

НЕПОНИМАНИЕ - пристрастие к внутренне закрепощенному способу мышления, неспособность воспринимать информацию, несоответствующую выработанным стереотипам взаимоотношений с партнером.

САМОЛЮБИЕ - нежелание подтверждать право партнера быть таким какой он есть, открыто обсудить истинный характер взаимоотношений, часто основанное на страхе перед возможными последствиями.

НЕВОСПРИИМЧИВОСТЬ - неспособность понимать причины и мотивы поведения партнера, стремление подогнать межличностные взаимоотношения к предвнесенному извне, отсутствие готовности к поискам, часто из-за неверия в свои силы.

 

ЭП

 

ТЩЕСЛАВИЕ - честолюбие, развитие до необоснованных размеров.

АМБИЦИОЗНОСТЬ - состояние, при котором окружающее воспринимается только через призму собственных ощущений и эмоций, которые при этом усиливаются и определяют принятие решений и поведение.

ЭГОЦЕНТРИЗМ - невозможность или нежелание "посмотреть на себя со стороны", основанное на страхе перед развенчанием или возможным развенчанием собственного обычно придуманного, образа в своих или чужих глазах.

ГРУБОСТЬ - игнорирование эмоционального состояния партнера или своего собственного и проявление этого в словах действиях, поступках.

ВОИНСТВЕННОСТЬ - желание доминировать путем манипулирования эмоциональным состоянием партнера, неприятие права партнера быть самим собой.

СВОЕНРАВИЕ - неприятие изменений действительности, в том числе чужого мнения, противоречащих создавшемуся отношению к окружающему.

КОНСЕРВАТИЗМ - неприятие нового, требующего изменений в восприятии окружающего.

 

ДП

   УПРЯМСТВО - нежелание изменений в духовном общении с окружающими с целью удовлетворения собственного ЭГО.

  

. ФП

   СЕКСУАЛЬНОСТЬ - способность и потребность в удовлетворении сексуальных запросов.

   ГЛАВЕНСТВО - неспособность уступить партнеру, его подавление при сексуальных взаимоотношениях.

ПРИХОТЛИВОСТЬ - потребность в специальных условиях для налаживания приемлемой связи между эмоциональным состоянием и работой организма.

 

   Эта группа доминирования, выделяется из стремящихся к лидерству усилением качеств эмоционального плана, «ставящих» индивида   над окружающими (в его собственных глазах, в первую очередь), в силу высокого уровня «себялюбия» и материально-объектной прихотливостью в быту, опять-таки «завязанной» (посредством межличностного взаимодействия) на эмоциональный план личностного устройства.

Тщеславные устремления и предвзятый подход в понимании происходящего, формирующих личностную систему оценивания, с завидным упрямством в своем эгоцентризме (как личностной системе координат, основанной на безальтернативной убежденности), определяют воинствующую натуру, стремящуюся доминировать и обладать тем, в чем ей видится «источник комфортности» собственного существования.

   Её представители (занимая доминирующие позиции) блюдут в основном собственные интересы во всем, и стремятся к их удовлетворению, проявляя соответствующую активность, мало считаясь с мнением окружающих (если оно не совпадает с их собственным, поскольку «ответственность» не является их выдающимся качеством). Стремление доминировать сосредоточено в сфере межличностных отношений, где и проявляются, главным образом, присущие им черты характера.

Данная группа неоднородна и в своем составе подразделяется на две несколько различающиеся подгруппы.

   Одна из которых, более чувственно-интровертна, (причем составляющие её и значительно противоречивы в своих внутренних переживаниях, что привносит ей дополнительную (по сравнению с другими, составляющими данную группу) противоречивость натуры и меньшую личностную устойчивость. Что делает их в некоторой степени управляемыми (поддающимися манипулированию на чувственной основе) извне. Определенный «душевный» дискомфорт от желания доминировать среди себе подобных, и оставаться при этом несколько «в тени» делает их несколько привязчиво отчужденными в общении. Что «тормозит» возможные личностные «закидоны», добавляя личностную устойчивость и возможность развития в материально-объектном мире. Поэтому, временами, они пребывают в достаточно беспечном лениво-мечтательном состоянии, проявляя, в том числе, сострадание к окружающим, пока обида от незамечания этого (их расположения к окружающим, в силу личной удовлетворенности от происходящего) со стороны последних (и отсутствия ожидаемого адекватного отклика) не выводит её из этого отчужденного состояния.

   Другая группа доминирования, наоборот, обладает весьма слабой интровертностью, и в основном, реагирует на внешние факторы. Не зацикливаясь на чем-то конкретном она, тем не менее, пребывает в несколько закрепощенном состоянии (памятуя о личных неудачах, к которым весьма чувствительна) прикрывая такое свое состояние излишней деликатностью и веселостью в общении. Так может продолжаться до тех пор, пока стремление властвовать не превысит внутреннее торможение к активным действиям (но без признаков авантюризма в этом направлении).

   Присущий данной выборке социально «затвержденный» способ оценки происходящего позволяет её пребывать в текущей «нарисованной» действительности, и в её наиболее распространенном в конкретном социуме (клишированном) миропонимании. В результате, степень адекватности (общесоциальной) рисуемой на уровне понимания картины происходящего (в её форм-объектной интерпретации) создает комфортность на интеллектуальном плана личностного устройства. Но природная обусловленность ведущего духовного плана, приводит к постоянной нестыковке понимания «как все устроено» и как оно личностно воспринимается на эмоционально-ощущаемом уровне, вызывая дискомфорт, как от непосредственного общения, так и от материально-объектных ощущений в их эмоциональном восприятии. Стремление доминировать, как способ исправления ситуации, плохо помогает достижению ожидаемого (навеянного привычным понимание) комфорта, а наоборот вызывает раздражающий дискомфорт. Последнее проявляется и в отношениях с окружающими и в организации собственной деятельности. Возможности к личностному развитию сосредоточены в интеллектуальном плане, под воздействием собственной духовности. Но, в этом отношении, социальная практика в её текущих формах, постоянно противодействует такому ходу вещей. Таким образом, социальное воздействие со стороны таких личностей при их доминировании – это, в основном, выплеск собственной неудовлетворенности на происходящее вокруг. При этом личностно закрепощенный способ мышления не позволяет что-то изменить к лучшему (в том числе и для окружающих). С другой, стороны проявляется определенная (однажды обретенная) стабильность, вследствие опоры на накопленный в прошлом опыт (правда, главным образом, личностно устраивающий). Последнее, конечно, «не проходит» в период перемен.

 

- социальная группа (личностей), в своей основе имеющих «интеллектуально-духовный дуализм» при ведущей межличностной сфере интеллектуального плана сознания.

   Её доля (во всей совокупности групп, стремящихся к доминированию) составляет 8,8% (Похожая группа имеет место в Китайской цивилизационной ветви, там она также численно ведущая и составляет – 9,9 % в числе подобных групп для КВ.)

 

     Отличительными социально-личностными качествами, выделяющими данную группу, по силе их индивидуально группового проявления (относительно средневзвешенных значений для всей цивилизации) являются

   Сильно выраженные личностные качества

 

ИП

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ - способность к разрешению противоречий в поступающей информации без опоры на общепризнанное мнение или авторитеты, ее практическое применение.

. ПРЕДВЗЯТОСТЬ - подход к возникающим вопросам и проблемам с субъективных, оценочных позиций, невозможность выхода из привычных "рамок", черно-белая альтернатива.

САМОПОНИМАНИЕ - способность к осознанию собственной сущности и принимаемых решений.

ПОНИМАНИЕ - осознание сущности и личностной ценности партнера, умение объяснить его действия и поступки.

ВЛИЯТЕЛЬНОСТЬ - умение объяснить себе поведение партнера, исходя из понимания объективных законов и умение воздействовать на него в процессе общения.

НЕПОНИМАНИЕ - пристрастие к внутренне закрепощенному способу мышления, неспособность воспринимать информацию, несоответствующую выработанным стереотипам взаимоотношений с партнером.

САМОЛЮБИЕ - нежелание подтверждать право партнера быть таким какой он есть, открыто обсудить истинный характер взаимоотношений, часто основанное на страхе перед возможными последствиями.

НЕВОСПРИИМЧИВОСТЬ - неспособность понимать причины и мотивы поведения партнера, стремление подогнать межличностные взаимоотношения к предвнесенному извне, отсутствие готовности к поискам, часто из-за неверия в свои силы.

БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ - неприятие чужого мнения, предъявление к партнеру жестких требований (часто завышенных) подгонка своих действий под ранее запланированный образ, отсутствие гибкости во взаимоотношениях с партнером.

СЕРЬЕЗНОСТЬ - внешнее проявление интеллектуального потенциала, в том числе в общении с окружающими.

 

ЭП

ТЩЕСЛАВИЕ - честолюбие, развитие до необоснованных размеров.

АМБИЦИОЗНОСТЬ - состояние, при котором окружающее воспринимается только через призму собственных ощущений и эмоций, которые при этом усиливаются и определяют принятие решений и поведение.

ПРИДИРЧИВОСТЬ - стремление "найти соломинку в глазах другого", "сделать из мухи слона", обычно с целью личного удовлетворения или самосохранения.

ЭГОЦЕНТРИЗМ - невозможность или нежелание "посмотреть на себя со стороны", основанное на страхе перед развенчанием или возможным развенчанием собственного обычно придуманного, образа в своих или чужих глазах.

АУТЕНТИЧНОСТЬ - избегание фальши, обмана, лицемерия и "нечестной игры", открытая демонстрация своего эмоционального состояния партнеру, способность быть самим собой во взаимных отношениях.

ГРУБОСТЬ - игнорирование эмоционального состояния партнера или своего собственного и проявление этого в словах действиях, поступках.

ВОИНСТВЕННОСТЬ - желание доминировать путем манипулирования эмоциональным состоянием партнера, неприятие права партнера быть самим собой.

СТАТИЧНОСТЬ - неприятие нового, конвенциональная корректность, соблюдение четко заданных границ и рамок в проявлении своего состояния и требование того же от партнера.

НАДЕЖНОСТЬ - устойчивость внутренних состояний при значительных изменениях в окружающей действительности, проявление этого в общении и совместной работе.

ВЛАСТОЛЮБИЕ - стремление к реализации своих начинаний руками других, часто из-за недостатка своих сил или времени.

СВОЕНРАВИЕ - неприятие изменений действительности, в том числе чужого мнения, противоречащих создавшемуся отношению к окружающему.

ДИКТАТОРСТВО - желание доминировать над окружающими путем использования для этого какой-либо из своих возможностей в отношении окружающих и практическая деятельность в этом направлении.

КОНСЕРВАТИЗМ - неприятие нового, требующего изменений в восприятии окружающего.

 

 

ДП

    МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ - способность к восприятию новых духовных состояний, не реализующихся в окружающей обстановке в настоящее время.

     ВОЛЯ - способность различать свои духовные состояния .разрешать духовные конфликты, влиять на духовное состояние, мысли и чувства окружающих.

   ЭГОИЗМ - стремление удовлетворить свои духовные потребности за счет или во вред окружающему.

УПРЯМСТВО - нежелание изменений в духовном общении с окружающими с целью удовлетворения собственного ЭГО.

ИСКРЕННОСТЬ - открытое проявление своего состояния, связанное с желанием самоуспокоения, часто из-за невозможности взять на себя слишком большой груз ответственности за происходящее.

ЩЕДРОСТЬ - духовная щедрость, забота о духовном состоянии партнера больше, чем о своем собственном.

   ОТКРЫТОСТЬ - открытое проявление своего духовного состояния партнеру для улучшения взаимоотношений, но не эксгибиционизм.

ПОДАВЛЕННОСТЬ - стремление "уйти в себя", обычно основанное на неадекватном восприятии действительности и, как следствие - отсутствие надежды что-либо изменить, самоневосприимчивость.

РЕВНОСТЬ - духовное самоистязание и истязание партнера, часто основанное на комплексе внутренней неполноценности, внутреннем беспокойстве и недоверии

ЧУТКОСТЬ - умение оказать духовную поддержку в нужный момент тому, кто в ней нуждается.

ЧЕСТНОСТЬ - способность объективно воспринимать окружающее и не пользоваться вытекающими из этого преимуществами во вред другим.

ДИПЛОМАТИЧНОСТЬ - конформизм в поведении или общении, освобождающий от каких-либо действий к созданию духовного комфорта у окружающих, где-то сродни "моя хата с краю".

 

ФП

СЕКСУАЛЬНОСТЬ - способность и потребность в удовлетворении сексуальных запросов.

АКТИВНОСТЬ - физическая активность, способность к руководству в сексе.

ГЛАВЕНСТВО - неспособность уступить партнеру, его подавление при сексуальных взаимоотношениях.

ПРИХОТЛИВОСТЬ - потребность в специальных условиях для налаживания приемлемой связи между эмоциональным состоянием и работой организма.

УСТОЙЧИВОСТЬ - способность переносить внешние воздействия без нарушений в организме.

 

 

   Эта группа, численно значимая в данной выборке (и менее значимая в общецивилизационной социальной выборке) обладает множеством выделяющих её качеств. В своем составе весьма однородная, она выделяется развитой интеллектуальностью в подходах, с меньшей опорой на эмоционально-чувственное восприятие и собственную (внутреннюю) самость.

Сформированное миропонимание, составляющее систему личностных координат, является и основным источником личностного комфорта, как и сам процесс осмысления происходящего. Принадлежность личностной системы оценивания к духовному плану, указывает на «пребывание» в потоке природной изменчивости, в соответствии с глобальными природными закономерностями, синхронизирующими (природными процессами) текущую значимость отдельных качеств «духовного плана» в их влиянии на процессы в структуре мышления. Что добавляет в него некоторую противоречивость, но снижает дискомфортную устойчивость в чем-либо.

   Данная группа (как и предыдущая) больше склонна к управлению (на основе предвидения, хотя, и лишь, в рамках собственных представлений о происходящем). Переход на командно-приказные методы правления происходит, когда выстроенная в воображении картина происходящего активно «попирается» со стороны окружения, и в работе сознания начинает задавать тон эмоциональность и эмоциональные реакции на внешнее воздействие, представляющееся личностно неприемлемым. Но происходит это лишь по мере накопления внешнего негативного воздействия, как способ разрешения ситуации, противоречащей внутренне (но под внешним воздействием) сложившемуся пониманию происходящего в системе (собственных) личностных оценок. И делается это открыто, как неприятие иного (противоречащего выработанному видению и пониманию, в первую очередь) со стороны ближайшего окружения (со взятием на себя достаточной меры личностной ответственности за те или иные свои действия, а не путем ухищрений или обмана). Иными словами, если личностная вера, как мера устойчивости и «точка отталкивания» в своих делах начинает подвергаться сомнению со стороны, индивид «бросается в прямую атаку».

 

- социальная группа (личностей), в своей основе имеющих «духовно-эмоциональный дуализм» при ведущей внешней сфере эмоционального плана сознания.

   Её доля (во всей совокупности групп, стремящихся к доминированию) составляет 9,0% (Похожая группа имеет место в Индусской цивилизационной ветви, там она составляет – 6,4 % в числе подобных групп для ИВ.)

 

     Отличительными социально-личностными качествами, выделяющими данную группу, по силе их индивидуально группового проявления (относительно средневзвешенных значений для всей цивилизации) являются

   Сильно выраженные личностные качества

ИП

. ПРЕДВЗЯТОСТЬ - подход к возникающим вопросам и проблемам с субъективных, оценочных позиций, невозможность выхода из привычных "рамок", черно-белая альтернатива.

САМОЛЮБИЕ - нежелание подтверждать право партнера быть таким какой он есть, открыто обсудить истинный характер взаимоотношений, часто основанное на страхе перед возможными последствиями.

СЕРЬЕЗНОСТЬ - внешнее проявление интеллектуального потенциала, в том числе в общении с окружающими.

 

ЭП

ТЩЕСЛАВИЕ - честолюбие, развитие до необоснованных размеров.

АМБИЦИОЗНОСТЬ - состояние, при котором окружающее воспринимается только через призму собственных ощущений и эмоций, которые при этом усиливаются и определяют принятие решений и поведение.

ВОИНСТВЕННОСТЬ - желание доминировать путем манипулирования эмоциональным состоянием партнера, неприятие права партнера быть самим собой.

НАДЕЖНОСТЬ - устойчивость внутренних состояний при значительных изменениях в окружающей действительности, проявление этого в общении и совместной работе.

ВЛАСТОЛЮБИЕ - стремление к реализации своих начинаний руками других, часто из-за недостатка своих сил или времени.

СВОЕНРАВИЕ - неприятие изменений действительности, в том числе чужого мнения, противоречащих создавшемуся отношению к окружающему.

ДИКТАТОРСТВО - желание доминировать над окружающими путем использования для этого какой-либо из своих возможностей в отношении окружающих и практическая деятельность в этом направлении.

КОНСЕРВАТИЗМ - неприятие нового, требующего изменений в восприятии окружающего.

 

ДП

    

РЕВНОСТЬ - духовное самоистязание и истязание партнера, часто основанное на комплексе внутренней неполноценности, внутреннем беспокойстве и недоверии

 

ФП

ПРИХОТЛИВОСТЬ - потребность в специальных условиях для налаживания приемлемой связи между эмоциональным состоянием и работой организма.

СОБРАННОСТЬ - способность к мобилизации организма для выполнения работы, проявляющаяся в трудолюбии и добросовестности.

УСТОЙЧИВОСТЬ - способность переносить внешние воздействия без нарушений в организме.

МЕЩАНСТВО - наличие ограничений в развитии, приводящие к размеренному устоявшемуся образу жизни.

 

 

 

 

   Эта группа доминирования, численно значимая в данной выборке (и менее значимая в ранее рассмотренных) «пребывает» в своем мироощущении под общим внешним воздействием, на которое и пытает воздействовать тем или иным привычным ей образом. (Отражающим личностно накопленный опыт от общения с окружающей средой, но, в тоже время, с учетом изменчивости происходящего, и пытаясь подстроить его под себя в большей степени, чем подстроиться под него.) Она более ориентирована на командно-приказной способ руководства, чем на планомерное управляющее воздействие, поддерживающее пребывание в некотором выбранном русле.

   Группа весьма неоднородна в своем составе.

   Одна её часть (наиболее насыщенная качествами и, соответственно, обладающая большими способностями к развитию, в первую очередь, на физическом материально-объектном плане) но более противоречивая в своих мироощущениях к череде изменений, составляет третью часть данной выборки. Вызываемый этим дискомфорт её представители пытаются обрести уверенность, путем фиксации набора понятийных клише, которым и стараются следовать, стремясь, и определенной мере обретая некоторый комфорт на приземлено-бытовом уровне. Но от эмоциональных «взбрыков» на негативное воздействие извне (в том числе от общения), а равно и от собственной эмоциональной неустойчивости это мало спасает. Что , соответственно, проявляется и на их окружающих, и на зависящих от них, в основном, в материально-объектной жизнедеятельности.

   Другая (основная часть данной выборки) наоборот наиболее противоречива на материально-объектном плане, где и не может до конца определиться в своих желаниях (испытывая от этого постоянный дискомфорт на уровне собственных приземлено-материальных ощущений. Обладая ещё большей эмоционально-чувственной противоречивость натуры (зависимостью от настроения) она, тем не менее, в меньшей степени зависит от череды изменений в происходящем. Обрести желаемую стабильность, так же, как и ранее рассмотренная подгруппа, она стремиться в неизменной картине мира на уровне его понимания. В чем и достигает определенных успехов, обретая дополнительную комфортность от собственной убежденности и её отстаивании на уровне обобщающих категориальных смыслах. Но дискомфорт от межличностного общения сохраняется, поэтому и форма руководства также командно-приказная.

   Третья (незначительная часть данной выборки– 0,7% от всей выборки групп доминирования) с наименее насыщенной личностной самостью (внутренними качествами, задающим общий тон личностного существования) выделяется внутренней комфортностью «самопребывания», что позволяет ей и комфортно чувствовать себя в окружающем мире, перестраивая его под себя, посредством расширения личностного чувство-понимания, «задаваемого» со стороны духовного плана (подстраивания личностной системы координат под окружающую изменчивость, и доводя это до личностного «понимания» - где сегодня «на бутерброде масло» и «место под солнцем»). Принадлежащие к данной выборке все жизнь находятся на стадии обучения и приобретения опыта, обеспечивающего им текущую комфортность существования, не столько физического плана, сколько этично-нравственного, на котором они и пребывают (в своей непогрешимости, по их собственному мнению) и которому должны соответствовать окружающие. «Достукиваться» до которых им просто «не по нутру» (и, в определенной мере, понимая всю тщетность таких попыток – «поднять их до своего уровня» миропонимания и мироощущения) и командно-приказной способ руководства здесь также преобладает.