О социальных отношениях

На модерации Отложенный

            Социальные отношения складываются на основе личностного восприятии и понимания среди населения информации, «витающей в социуме», и  характеризующей жизнь данного социума. Другим фактором, отвечающим за структуру и развитие социальных отношений, является фактор межличностного взаимодействия, как с пониманием истинных причин складывающихся в социуме обстоятельств, так и минуя оное. Межличностные отношения являются определяющими в практической деятельности и, в конечном итоге, в общественных настроениях и тенденциях развития социума. Поэтому возможное распределение личностных структур является существенным фактором, влияющим на установление тех или иных социальных отношений.

Рассмотрим возможные структуры личностного устройства, в соответствие с их социальными функциями и возможным проявлением, присущих им черт в общественной жизни и взаимоотношениях между собой.

Наибольшее распространение имеют (при условиях равномерной рождаемости в течение 100 лет с дискретностью, соответствующей  2-х часовому интервалу) натуры с субъективной направленностью в восприятии и мышлении. Они составляют почти половину возможных личностных структур, способных существовать в современной окружающей среде, не разрушаясь под её воздействием на физическом уровне. Почти три четверти из них – это рациональные натуры, с ведущей ролью сознания в собственной жизнедеятельности. Причем, как мышление, так и чувствование могут быть ведущими в работе сознания в равной мере.  Приведем краткие обобщенные характеристики таких натур.

 

Интеллектуальные субъективисты (около 20% от всего количества)

Субъективизм мышления, опирающийся на субъективизм же  в восприятии, делает такие натуры «идущими на поводу» собственного внутреннего состояния. Изменчивость последнего приводит к перескакиванию с проблемы на проблему и не дает возможности доводить начатое до конца. В случае еще и сильной эмоциональности, зависящей также от внутреннего состояния, такие натуры иллюзорно воспринимают межличностные взаимоотношения, опираясь при этом на собственные способности к интуитивному восприятию доселе не встречавшегося. Временами это увеличивает разбросанность и неумение определиться с главным, исходя из собственных сил и возможностей, а также возникает зависимость от внешней похвалы, и подверженность лести. Поэтому социальное «местоположение» таких натур неустойчиво, и они создают  определенный колеблющийся слой в социуме.

Если же восприятие направлено более объективно, или ориентируется на межличностные отношения, то усиливается сообразительность, что, в частности, может проявляться в дипломатичности и конформизме поведения при общении (для сохранения собственного внутреннего мира от внешнего вмешательства). При сильной эмоциональности, зависящей от окружающего, появляются черты властолюбия и усиливается  эгоизм.   

 Если интеллектуальный план существенно сильнее эмоционально-чувственного в сознании личности, то имеет место хорошая обучаемость новому и умение работать с информацией. Это группа весьма устойчивых натур, имеющих определенный вектор в своей социальности.

 

Эмоциональные субъективисты (около 20% от всего количества)

Когда ведущим в сознании является субъективизм чувствования, то кроме повышенной эмоциональности, основанной на восприятии внутреннего, в том числе физического состояния организма, происходит развитие эстетического восприятия и умения создавать гармонические и красивые формы. При усилении влияния внутренних ощущений на работу сознания развивается раскованность и некоторая беспечность. Упрямство, слабо проявляющееся у такой личности, трансформировалось в смелость и решительность. Сильное интуитивное восприятие приводит к самостраданию, вызываемому избыточным самоконтролем и определенной направленностью к дискомфорту, вызываемому различным толкованием доступной для анализа информации (из-за недостатка внешнего объективного  восприятия). При ориентации на межличностные отношения при их интуитивном восприятии теряется самопонимание, что приводит к непредсказуемости в поведении личности. Также усиливается придирчивость по отношению к партнеру и развивается непрактичность.

   Сильно насыщенные эмоциональные натуры, ориентированные на чувствование вообще и, таким образом, объединяющие внутреннее и внешнее чувствование, отличаются энергичностью и повышенной эмоциональностью в межличностных отношениях. Эмоциональная самодостаточность делает их решительными и смелыми в критических ситуациях.

 

Иррациональные субъективисты (около 10% от всего количества)

Иррациональный субъективизм, основывается как на интуитивном восприятии, так и на внутреннем восприятии ощущений. При сочетании с насыщенностью какого-либо из планов сознания внешние проявления и поведение таких натур весьма схоже с рассмотренными ранее рациональными типами с сильным планом восприятия (интуитивным или физическим). Поэтому обратимся к ярко выраженным иррациональным субъективистам.

Ярко выраженное субъективное интуитивное восприятие, подкрепленное таким же восприятием окружающего, вызывает состояние сопереживания с происходящим вокруг, желание помочь, причем не только окружающим людям, но и вообще всему живому. С другой стороны. возрастает внутренняя настороженность из-за недостатка объективных ощущений о происходящем и возможности определиться в правильности собственных поступков, чтобы не получить со стороны внешнего мира реакцию, неадекватную личным намерениям и ожиданиям. Это приводит в межличностных отношениях к разочарованию от личной неспособности восприятия реальности (и подмене её на ожидаемую), что приводит к усилению искренности, как способу достижения некоторого самоуспокоения от всех «нестыковок» ожидаемого с действительностью. Искренность является попыткой привлечения на свою сторону партнера и перекладывания на него ответственность за происходящее.  Что, подчас, приводит к негативным результатам – когда всё время «душа нараспашку», то в неё могут и «нагадить», да так, что потом «не отмоешься». Поэтому грамотный  выбор партнера для таких натур является весьма существенным для совместного сосуществования.

 В том случае, когда вся жизнь проходит в ощущениях, и данный канал восприятия себя и окружающего является ведущим, в личностном устройстве наблюдаются весьма специфическое проявление личностных свойств. Жизнь по ощущениям не ведет к зацикленности на чем-либо (являющейся атрибутом сознания, в первую очередь, как отражения стереотипов, вокруг которых   «крутится» мышление и/или чувствование). Но в этом случае снижаются и требования к запоминанию и методичности, что и наблюдается у таких натур. Хотя они вполне самостоятельны, инициативны, не лишены мужества, влияния и страсти. Но, что «удивительно», при сильных внешних ощущениях, из-за их нестыковки с внутренними, происходит ослабление сексуальности, как потребности и способности к удовлетворению личных сексуальных запросов (накапливающийся отрицательный опыт дает о себе знать). Хотя доля таких структур и составляет около одного процента, но они возможны.

 

Переходя к объективно ориентированным личностным структурам, ориентированным в большей степени вовне, чем вовнутрь собственной самости, необходимо отметить, что их количество, почти в два раза меньше, чем субъективно ориентированных. Это указывает на индивидуальность, как ведущую тенденцию в развитии человека, обусловленную окружающей природой и устройством мироздания. С другой стороны, вклад объективно ориентированных натур, в силу их большей активности, в социальную жизнь и устройство общества, является более значительным. Что приводит к определенному диссонансу в строении и функционировании социума. Поскольку, социальное меньшинство – «абсолютизирует свою правоту» в культивируемых ценностях, общественном устройстве и нормах взаимоотношений, а объективно социальное большинство, вписываясь в такую конструкцию чаще оказывается неправым, (Такое существование в «социальном загоне» или «в костюме с чужого плеча» для них весьма некомфортна, со всеми вытекающими социальными последствиями)

 

Рациональные типы личностных структур здесь составляют значительное большинство. И, в общем-то, именно они «задают тон» в обществе.

Интеллектуальные объективисты (около 12% от всего количества)

Объективно ориентированная личностная структура с ведущей мыслительной функцией сознания, опирается в своей практической деятельности на умозаключения, зачастую полученные в готовой форме извне (со стороны общества), которыми она «дорожит» и, поэтому, имеет склонность к определенной предвзятости к происходящему. При достаточно развитом субъективизме в восприятии и мышлении они похожи на субъективно ориентированные натуры с достаточными  элементами объективизма, описанные ранее. Имеющаяся между ними разница в большей степени зависит от условий существования, чем от разницы в личностном устройстве.

Явно выращенная объективность мышления и восприятия, при слабости субъективных факторов формирует ответственность, и даже терпимость по отношению к окружающим. Такие натуры хорошо обучаются, дисциплинированы, на них можно положиться (в пределах исповедуемых ими принципов) и они достаточно трудолюбивы.

При опоре на интуитивный канал восприятия их устойчивость приводит к некоторой потере воображения и артистических способностей.

Опора же на ощущения, поступающие со стороны окружающего, приводит к средневзвешенной по своим личностным параметрам структуре. Правда общее количество таких личностных структур исчисляется 1-2 процентами, что говорит об отсутствии некоторой типичной личностной структуры, а наоборот, подчеркивает индивидуальность, как основной фактор, характеризующий каждую отдельную личность, вне зависимости от её местоположения в общем распределении возможных личностных структур.

Другими словами, совокупная природная направленность человека, как личности не проявляется и, следовательно, социальные образования должны отражать всё множество различий между отдельными личностями, и каждая из них должна занимать своё собственное уникальное место, обеспечивая определенную гармонию внутри общества.  

Отсюда следует, что, если социум и культивируемые в нем ценности, имеет направленность в область, например, материальности существования, то это не может быть однозначно гармонично для всех входящих в его состав. Вытекающие из этого противоречия, могут вести как к гармонизации общества, так и к его разрушению, в зависимости от меры его устойчивости, имеющихся диспропорций и разумности и грамотности общества в их разрешении.

 

Эмоциональные объективисты (около 9 % от всего количества)

Объективно ориентированная личностная структура с ведущей эмоционально-чувственной функцией сознания, опирается в своей практической деятельности на набор суждений, также полученных в готовой форме со стороны общества. Поскольку суждения носят оценочный характер, то для их постоянного утверждения в собственном сознании необходимо подкрепление со стороны практической деятельности. Поэтому, такие личности властолюбивы и не расположены чувствовать и воспринимать в партнере  другою самостоятельною данность, если он не отвечает принятой в обществе (и усвоенной ими) иерархии ценностей. При этом они весьма самолюбивы в своей правоте, что может проявляться и в определенной грубости, и даже воинственности, по отношению к несогласным, а желание занять главенствующие позиции, может доводить их до жестокости по отношению к окружающим. В своем поведении они решительны, энергичны и эгоистичны. Что проявляется и в игнорировании чужого мнения (в том числе, и с консервативных позиций).

В целом, весьма широкий спектр человеческих качеств может с повышенной энергией проявляться у таких людей, в зависимости от складывающихся условий их жизни и круга общения. Именно они задают направленность в жизни общества (причем противореча и борясь, друг с другом, если общество находится на переломном этапе в своем развитии и шкала общественно-личностных ценностей размыта или неопределенна).

 

Иррациональные объективисты (около 5 % от всего количества)

Объективно ориентированные иррациональные типы структур личности, опираются на восприятие ощущений от внешнего мира, или его интуитивное восприятие. Они выделяются терпимостью и тактичностью в общении, что связано с признанием за всем, имеющим возможность или  уже существующим, право к существованию, в той форме, которая ему больше подходит.

При сильной зависимости сознания от поступающей извне  информации, они могут оставаться доброжелательны, деликатны к окружающим, и проявлять повышенную  совестливость в общении и совместной деятельности.

Пониженное воображение и отсутствие своенравия способствует этому, хотя, ревность и негативизм также может встречаться.

Всё зависит от условий существования, которое оказывает определяющее влияние на их восприятие окружающего и собственно мышление, и всю работу сознания.

 

Межличностно взаимосвязанные структуры (около 20 % от всего количества)

Амбивертные личности, по своей структуре ориентированные на поиск, и существование в паре с себе подобными. Причем рациональный тип личностного устройства несколько превалирует над иррациональным, что, по-видимому, связано с необходимостью опираться на устойчивые умозаключения или суждения, для поддержания процесса взаимного сосуществования различных личностей. Это вытекает из широкой гаммы качеств отдельной личности, выделяющей её среди окружающих и дающей возможность подобрать подходящую пару в рамках обоюдного согласия.

Личности, ориентированные на межличностное общение с ведущей мыслительной функцией сознания отличаются присущей им влиятельностью на окружающих, что позволяет им занять соответствующее положение в межличностном союзе и не «ссориться по мелочам». При достаточно сильном объективизме в поступающей информации они дополнительно обладают уравновешенностью и терпимостью, и в определенной мере управляемостью. Правда, может встречаться (при опоре на объективную интуицию в отношении окружающего в мышлении) и непонимание собственной самости и самости партнера, обусловленное явным расхождением текущего восприятия и его возможного развития. Тогда проявляется некоторая застенчивость, и даже занудность в общении, а также привязчивость к партнеру, который удовлетворяет личной прихотливости в общении.

При сильном интеллектуальном плане, «подчиняющем» себе и эмоции и поступающую информацию может быть задето самолюбие через негативизм, возникающий при общении, которое, несмотря на природную уравновешенность, может привести к болезненному состоянию организма. Что указывает на  возрастающую неудовлетворенность от такого общения, и «потере» интуиции, как возможности предотвратить собственные страдания от его продолжения.

В том случае, когда рационализм вытекает из ведущей роли чувствования в работе сознания, личность ведет себя обходительно и тактично, чтобы «не спугнуть» ту радость общения, которую ей удалось достичь.  Правда, когда внутренняя самость начинает заявлять о себе с несколько иных позиций, то личность может пытаться с помощью уловок удержать партнера или, если это не удается, с ехидством отправить его восвояси.

При развитой интуиции межличностного общения, возникающие чувства заявляют о присущем личности альтруизме, направленном на выбранного партнера, проникнутом теплотой и доброжелательность и полным приятием его таким, какой он есть.

Межличностная ориентация эмоционально-чувственного плана сознания, опирающегося на ощущения от межличностного общения, формирует ещё один тип «средневзвешенной» структуры личности, который также встречается только в одном проценте случаев.

 

Межличностно ориентированные иррациональные структуры, основанные на восприятии ощущений от общения или интуитивно предвосхищая последнее, полны иллюзий.

Интуитивный канал, в данном случае, направлен в сторону альтруизма и непритязания на личность партнера, но в случае неоправдания ожиданий и «высвечивания» собственной наивности, может привести к ревности и комплексуемости на этой почве. В том случае, когда все определяется интуицией, личность, всеми доступными способами, располагающими к себе, пытается найти обоснование собственным иллюзиям в их наивности.

Ведущая роль ощущений в значительно меньшей степени полна иллюзий, но весьма прихотлива в своих желаниях. И в том случае, если внутренние ощущения организма также весьма весомы, личность, всеми доступными способами (часто путем подавления партнера), пытается найти удовлетворение в страсти, причем прошлый опыт – ничему не учит, поскольку способность запоминать и учиться не является, присущими ей качеством.

 

 

Общее распределение личностных структур играющих собственную определенную роль в формировании внутри-социальных связей и структуры общества можно представить следующим  образом

Субьективно-ориентированные рациональные типы личности, с ведущей функцией мышления, являющиеся источником новых идей. (Правда, по большей части, они так и остаются только идеями, если кто-либо не доведет их «до ума».)

-искатели нового

Субьективно-ориентированные рациональные типы личности, с ведущей функцией интуитивного чувствования, с эмоциональных позиций оценивающие раскрывающиеся возможности, страдая и тревожась за возможные последствия.

-ценители нового

Обьективно-ориентированные рациональные типы личности, с ведущей функцией мышления, являющиеся носителями идей, воплощенных в жизнь общества.

- хранители

Обьективно-ориентированные рациональные типы личности, с ведущей эмоционально-чувствовенной функцией, являющиеся опорой существующего порядка, путем руководства окружающими и являющиеся опорой в текущем функционировании общества.

- функционеры

Межличностно-ориентированные рациональные типы личности с ведущей функцией мышления, являющиеся организаторами  жизни общества,

  так же,  как и сочетающие качества хранителей и функционеров.

(Но последние в большей степени опираются на формальности и условности, существующие в обществе, чем на понимание протекающих в нем процессов)

- организаторы

Межличностно-ориентированные интуитивные типы личности с альтруистическими устремлениями, зачастую иллюзорными и, потому, плохо реализуемыми на практике.

 - мечтатели  (не от мира сего)

Приземленные натуры, живущие ощущениями, от происходящего вокруг, и отражающие  собой текущую меру баланса в социуме.

- деятели

 

Оставшаяся часть (возможных личностных структур) находится в «свободном плавании» в социуме, и либо присоединяется на какое-то время к одной из групп, либо такие личности существуют «самостоятельно».

 

В структурированном (организованном) обществе, закончившем своё формирование, взаимные социальные связи находятся в уравновешенном состоянии (до поры до времени) и обеспечивают определенную стабильность  общего существования. Поэтому, и число промежуточных связей между людьми ограничено и стремится к минимально возможному, как отражение стабильности и связанности в существовании социума и его отдельных представителей.

 В том случае, когда социум формируется или распадается, такая зависимость носит разбросанный характер, с существованием тесных групповых связей, и слабых между представителями различных групп. С общей направленностью на усиление или ослабление межгрупповых связей, в зависимости от того, происходит консолидация или распад данного социального образования. Таким образом, текущее состояние общества достаточно хорошо описывается количеством социальных образований и связями их соединяющими. Учет личностных структур, входящих в то или иное общественное образование, показывает тенденцию внутрисоциальных процессов и возможности гармонизации общественного устройства. Кроме того, из этого следует характеристика конфликтных ситуаций возможность которых, «заложена»  в личностно-социальном диссонансе.

Например, актуальный сегодня, «вопрос толерантности» имеет однозначный ответ – социальная толерантность может быть только при личностном осознании и понимании всеми участниками социума. Если понимание окружающего и самоидентификация личности не соответствует существующему устройству общества, то никакие правовые нормы, основанных на одном мировоззрении не могут быть «запихнуты» в другое сознание, по причине их качественного различия, и никакие уточнения  и ужесточения не помогут. Результат будет обратным, в том плане, что возникнет дополнительная напряженность среди других групп населения.  Необходима смена общественной  парадигмы, на включающую различные дополнительные мировоззрения. Причем не путем выборки совпадений, при сохранении и подчеркивании различий, а путем отсечения различий в область малозначительности, с выделением общего, как основного и реально весомого. (При существенных различиях – это возможно, в лучшем случае, через поколение и только при планомерной грамотной воспитательной работе в этом направлении. Необходимы новые воспитатели и учителя, на новом понимании, и в достаточном, для начального воспитания и образования, количестве.) Тоже, касается национальных и социальных меньшинств.

Для создания общего культурологического слоя в социуме необходима консолидация всех схожих положительных черт различных мировоззрений, формируя их  в нечто единое, становящееся основой и для субъективизма в восприятии, и  для индивидуального самовыражения и выражения самобытности.

 

В целом, для гармонизации социума, необходимо опираться на объединяющие факторы, путем удаления из общего для всех множества, факторов разъединяющих и перевод их другую плоскость. С последующим возможным увеличением, изначально не стыкующего, по мере возрастания взаимопонимания в социуме. Причем, конечная целевая направленность всех действий (в том числе законопроектов) должна однозначно фиксироваться и осознанно приниматься всем населением.  

 Никакое подавление общесоциально присущего не может являться целью в существовании, поскольку ведет к разрушению личности и социума. (Подавление, может быть, временной кризисной мерой, направленной против чего-то конкретного).

Здесь существенна роль общественных СМИ, которые должны концентрироваться в своей деятельности на факторах объединяющих общество, а не разъединяющих. В противном случае, разобщенность в личностном устройстве перейдет на социальный уровень, усиливая архаичность взаимоотношений.

  В зависимости от условий существования, что в отдельном социуме, что в масштабах всей цивилизации, однонаправленность (целей, методов, устройства и т.д.) может существовать только до тех пор, пока размеры «совокупного личностного тоннеля, как тоннеля социального» позволяют всем в равной мере в нем существовать, а учетом их индивидуальности.

Если же жизненное пространство ограничено, необходимо перераспределение «путей» отдельных социумов, с определенным числом пересечений. Здесь проявляется та же зависимость, что и в двух видах семейных отношений:

- противоположности при пересечении путей сближаются на определенное время, и не мешают друг другу, а наоборот оказывают поддержку своими индивидуальными наработками (обмен опытом между социумами)

- похожести идут «бок о бок», и при недостатке места, начинают уничтожать друг друга с помощью силы (как одноименные электрические заряды, сжимаемые магнитным полем или непроводящими стенками, в некотором объеме).