О КАКОМ ИИСУСЕ УПОМИНАЕТ ТАЛМУД?

На модерации Отложенный

Хорошо известно, что в Талмуде имеются упоминания об Иисусе из Назарета. Все высказывания такого рода давно собраны и широко доступны. В частности, с ними можно ознакомиться на сайте "Библиотека Руслана Хазарзарова".

Между тем во всех этих талмудических историях само имя Иисус из Назарета (Йешу Аноцри), упоминается всего два раза: на 43-й и 107-й страницах трактата Сангедрин. Во всех других случаях фигурирует некто Бен Стада.

Прежде всего рассмотрим два случая, в которых говорится о Иисусе из Назарета. На 43-й станице сказано: "Накануне Песаха повесили Йешу Аноцри. И клич был объявлен за сорок дней: "Йешу Аноцри будет побит камнями за колдовство и подстрекание, и отвращение Израиля; всякий, кто может сказать что-либо в его защиту, пусть придет и вступится за него". И не нашли ничего в его защиту, и повесили его накануне Песаха".

На 107-й странице рассказывается другая история: "Учили мудрецы: пусть твоя левая рука отталкивает, а правая приближает. Не так, как Элиша, оттолкнувший Гехезию обеими руками, и не так, как Йегошуа бен-Перахия, оттолкнувший Йешу А-Ноцри обеими руками... Когда царь Яннай казнил мудрецов, ушел Йегошуа бен-Перахия [и Йешу] в Александрию Египетскую. Восстановилось согласие... Поднялся и встретился в некоей гостинице. Ему устроили почетный прием. Сказал: "Как прекрасна гостиница эта!" Сказал ему Йешу: "Рабби, глаза ее слезятся" (слово "гостиница" - "ахсания" означает также и хозяйку гостиницы). Сказал ему: "Грешник, вот что тебя занимает!" — собрал четыре сотни шофаров и объявил ему херем. Йешу пришел к нему через некоторое время, сказал ему: "Прими (меня)", (но) он не обратил на него внимания. Однажды (Йегошуа бен-Перахия) стал читать утреннюю молитву, встретился ему Йешу. Решил он принять его, поманил его рукой. Тот решил, что он его отталкивает. Пошел поставил кирпич и стал поклоняться ему. Сказал (Йегошуа бен-Перахия) ему: "Вернись". Йешу сказал ему: "Так я принял от тебя: всякому согрешившему и соблазнившему многих не дают возможности покаяться".

Невольно возникает вопрос, каким образом Иисус из Назарета мог быть отлучен во времена царя Янная, а казнен "накануне Песаха" при Понтии Пилате, то есть столетием позже? Эта нестыковка вынудила некоторых иудейских мудрецов, например, Рабейну Тама (1100-1171), прийти к заключению, что упоминаемый в Талмуде Йешу вообще не имеет никакого отношение к евангельскому Иисусу.

Автор недавно изданной книги "Мессианский квадрат" Ури Шахар сделал следующий шаг и предположил, что описанный на 107-й странице трактата Сангедрин Йешу - современник Янная – на самом деле не кто иной, как Учитель Праведности - основатель кумранской общины "Яхад" и, по всей видимости, первый в истории претендент на роль Мессии.

Гипотеза Шахара о том, какое историческое лицо могло скрываться под этим прозвищем, выглядит самой правдоподобной из всех, мне известных, уже хотя бы по хронологическим соображениям.

Первосвященник Ония III (2 Маккавейская книга, гл. 3-4), которого ученые чаще всего принимают за Учителя праведности, жил несколько раньше возникновения кумранской общины. Ессеи Иуда и Менахем (описанные Иосифом Флавием в "Иудейских древностях" (кн. 13, гл. 11,2 и кн. 15, гл. 10,5), о которых говорят другие, – заметно позже. Об Иоанне Крестителе, Апостоле Павле и брате Иисуса Иакове и говорить не приходится.

Между тем, время царя Янная оптимально соответствует времени жизни Учителя праведности. Но причем здесь Нацрат (Назарет), ведь ущелье Кумран расположено на Мертвом море, а не возле озера Кинерет (Генисаретского)? Прозвище "Аноцри" ("Из Назарета") Шахар производит не от места рождения (Нацрат), а от насыщенного мессианской символикой (например, Йешайя 11:1) слова "нецер" ("молодой побег").

Свою гипотезу Ури Шахар убедительно подтверждает, сопоставляя приведенный текст Сангедрина с некоторыми фрагментами кумранских рукописей. Так, в комментарии к книге пророка Аббакука (Аввакума) (8:8) и в комментарии к 37-му Псалму (37:33) говорится о "нечестивом священнике", который преследовал Учителя праведности. Шахар, как, впрочем, и многие другие исследователи, идентифицирует его именно с царем и первосвященником Алесандром Яннаем, который, по свидетельству Флавия, однажды казнил восемьсот раввинов, о чем, по-видимому, и упоминает Талмуд, говоря о "казни мудрецов", побудившей Йегошуа бен Перахию и Йешу бежать в Египет.

Но в том же комментарии к книге Аббакука (Аввакума) (5:11; 10:9) упоминается еще и о другом враге Учителя праведности - о "Человеке лжи", который не поверил словам Учителя праведности в его проповеди Нового Завета. В "Дамасском документе" (4:19; 8:12) неприязненно говорится о тех, "кто строил ограду". Но "строители ограды" - это другое имя мудрецов ("стройте ограду Закону" - Перкей Авот, 1:1), первым из которых был как раз рабби Иегошуа бен Перахия, возглавлявший в ту пору Сангедрин.

Да и из Гимнов видно, что Учитель отвержен, что не только Первосвященник ищет его убить, но что и мудрецы против него. Все это невольно наводит на мысль, что помимо Александра Янная противником Учителя праведности был также и его современник рабби Йегошуа бен Перахия.

Кроме того, Шахар убедительно подтверждает свою гипотезу сопоставлением отношений между пророком Елисеем (Элишей) и его слугой Гехезией (Гиезием) как они представлены в Талмуде и в Кумранских текстах. Но в целом это отдельная тема, с которой читатель может ознакомиться в самом "Мессианском квадрате". Здесь мне бы хотелось остановиться на другом.

Отождествив Йешу, описанного на 107-й странице трактата Сангедрин, с Учителем праведности, Шахар считает, что в других местах Талмуда речь все же идет о Главе христианской общины, то есть что в Талмуде под одним именем упоминаются два разных лица.

На мой взгляд, этот вывод достаточно спорен. Мнение Рабейну Тама, согласно которому в Талмуде ни слова не говорится об Основателе христианства, по-видимому, базируется не только на противоречии в датировке жизни Иисуса из Назарета.

Как мы помним, на 43-й странице, где упоминается о казни Иисуса из Назарета "накануне Песаха", во-первых, говорится о побитии камнями (завершавшемся повешением мертвого тела), а не о распятии, а во-вторых, не приводится никакой хронологической зацепки. То есть и здесь речь могла идти все о том же Учителе праведности.

Когда же мы обратимся к другим фрагментам Талмуда, якобы упоминающим об Основателе христианства под именем Бен Стада, то убедимся, что в них никакого соответствия евангельским событиям вообще нет.

Так, например, в Талмуде (Сангедрин, 67а; Тосефта Сангедрин, 10:11) говорится, что Бен Стада был казнен в Лоде. В трактате Шаббат (104а) об этом Бен Стаде сказано, что он привез магию из Египта, что опять же согласуется с Йешу, описанным в Сангедрин 107, который побывал в Египте в зрелом возрасте, но не с Йешу Евангелий, Который оказался там в младенчестве.

Традиция отождествляет Бен Стаду с Йешу Аноцри, однако при этом явственно чувствуется некоторая натяжка. В самом деле, объявляя Йешуа Бен Стадой, то есть "сыном Стады", Талмуд затрудняется точно сказать, об отце или о матери его идет речь: "Сказал р. Хисда: Стада — муж, Пандира — любовник. (Но ведь) муж — Паппос бен-Йегуда? Значит Стада — его мать. Его мать — Мирьям, ухаживающая за женщинами. Потому говорят в Пумбедите: "Она изменила мужу своему" (Сангедрин, 67). Но при этом не менее расхожей является версия, что Мирьям, ухаживающая за женщинами, – это Магдалина (Хагига, 4).

В Сангедрин (43а) говорится, что Йешу "был близок к царскому двору", чего никак нельзя сказать о евангельским Плотнике. Согласно Евангелию, галилейский царь Ирод Антиппа не был знаком с Йешу (Мф., 14:1) и впервые увидел Его перед казнью (Лук., 23:7-8). Что же касается Иудеи, то во времена, описанные в Евангелии, никакого "царского двора" в ней вообще не существовало, так как Иудея была римским протекторатом, что опять же подтверждает версию о том, что Талмуд говорит о человеке, жившем при царе Яннае.

Правда, в Сангедрин 43а, как и в Сангедрин 67а, говорится, что Бен Стада был казнен в канун Песаха. Однако, во-первых, сообщается, что казнен он был в Лоде, а не в Иерусалиме, а во-вторых, - и это самое существенное – он был побит камнями (и, как положено, после того повешен – Втор., 21:22-23) по приговору еврейского суда за колдовство, а не распят по приговору суда римского (вид казни, совершенно неприемлемый для еврейской традиции) за претензию на царский титул. Отличается, как мы видим, все: время и место действия, состав преступления, политический субъект, вынесший приговор, и, соответственно, способ казни.

Итак, очень трудно поверить, что Талмуд и Евангелие говорят об одном и том же лице. Создается впечатление, что еврейские мудрецы просто предпочли видеть основоположником христианства патентованного колдуна Бен Стаду, вместо правоверного Йешу, Которого, в свою очередь, отождествили с кумранским Учителем праведности.