Что не делать

На модерации Отложенный

Двух вещей.

Первая – не играть в игры власти. Не вестись на ее затеи. Суверенная демократия? Значит, никаких выборов. Ну, разве – старшего по подъезду. Нет же выборов. Избиратель один. Ну, так и чего ходить бросать бумажки, помогать ему волеизъявляться? Надеетесь со связанными ногами обскакать скакуна? И с развязанными не обгоним.

Хотите использовать возможности для политической борьбы? Она только одна – активный бойкот с параллельным подсчетом голосов людей, понявших, что выборы – обман, и решивших в обмане не участвовать.

СлабО нам такое организовать? СлабО. Это нужно прямо сказать. Наша политическое оружие – правда. Никакого иного оружия у нас нет. А это мы тупим каждый день. Во всех смыслах тупим.

Власть наша – гебешная. До мозга костей. Не только по биографиям персоналий – по менталитету. Обмануть, запугать, растоптать – вот три ее главные дела. И она крайне искуссна в деланьи этих дел. Это огромный спрут. Настолько большой, что мы не знаем, где кончаются его шупальцы. Но то, что они проходят через все клетки организма страны, понятно. И игры, в которые этот спрут с нами играет, тоже понятны. Объединиться вокруг единого лидера непримиримой оппозиции – одна из них. Святая Русь нераскаянных бандитов с крестами на пузе – другая. Наталья или Матильда – третья.

И так далее, и тому подобное – списку этому конца нет. Открываю "Эхо" – игра за игрой. Но, что много хуже, открываю "Каспарова" – почти то же самое.

Вторая вещь, которую нам нельзя делать, – лежать на диване. Не лежать! Смертельно опасно. Страну отдавать нельзя. Страна погибнет, а с нас спросится. Как уже не раз гибла и как уже не раз с нас спрашивалось.

Это что не делать. Ну, хорошо. А что делать?

У этого вопроса две стороны. Что делать всем нам? И что делать мне лично?

Со вторым вопросом всё относительно просто. Каждому, решившему делать, нужно исходить из личных умений, личных способностей и личной ситуации. Из этих трех факторов – а) что я умею, б) чему я хочу и могу научиться, и в) что я могу – вырастает индивидуальное деланье. Плюс, конечно, главное условие – чтобы мое личное деланье вливалось в деланье общее.

Но что это за общее деланье? Что делать всем нам?

Делать нам всем вместе нужно то, что мы все вместе хотим. А чего мы хотим все вместе? Вот первый вопрос, на который нам нужно ответить. И ответить коротко и понятно.

Ответов таких есть несколько, но все они об одном – просто слова разные люди выбирают разные: одни поточнее, другие менее точные.

Из менее точных – "свобода" или "величие". К первому подмешана свобода плохого: поклоняющиеся этому богу не против свободы плохому. Они себе как бы ложную альтернативу определили, вроде "Наталья или Матильда?": или ты за свободу и для плохого тоже, или ты против свободы вообще? Обычная дьяволова ловушка для простаков. С "величием" не лучше: здесь подмешано стремление хама командовать.

Не лучше и с "демократией" – еще один наш идол, которая балансирует между охлократией и элитовым манипулированием охлосом.

Не лучше и со "святостью", еще один претендент. Тут дело портит архаика, взгляд не вперед, а назад. Ну, каким святым могло быть то, что вошло в историю под именем "Русь"? Грязь одна, и никакой святости. А с другой, святость это не отказ от молока в декабре и марте. Это совсем-совсем другое. Религия в известных формах сегодня дорога деградации. Духовной деградации.

И с пятым претендентом, со "справедливостью" тоже самое – здесь подмешаны мстительность, жестокость, агрессивность...

В общем, выбор подходящего, точного слова, очищенного от побочных значений, здесь не простой. Через фильтр проходит не так уж много претендентов. Два из них – "счастье" и "развитие". Государство развития, нацеленное на то, чтобы сделать всех своих граждан счастлив... стоп-стоп, не счастливЫМИ, ни в коем случае – не надо ставить целей недостижимых принципиально – нет, не счастливЫМИ, а счастливЕЕ. Главное право гражданина – право на развитие, главная функция государства – это право обеспечивать.

Вот это и есть то знамя, под которым возможно объединение многих. Есть и другие претенденты: "добро", "совесть". В общем, материал для главного бренда есть. В достаточном количестве.

Кто ж нам даст? Не смешите. Кто запретит? А интернет на что? Создаем государство в интернете (вот "сетевая республика", даже бренд есть). Создаем из двух человек. Кто помешает?

Зачем это нужно? Как и любая модель – для отладки реальных социальных процессов. И – что много важнее – для выращивание из маленького государства (пусть – из двух человек) государства огромного. Пусть изначально сетевого. На пути к материализации любая идея проходит разные стадии виртуализации.

Государство должно иметь ячеистую структуру, в которой малые ячейки входят в состав более крупных. Каждая ячейка – это своё дело, своя задача, своя цель. У крупных ячеек и задачи крупнее, у мелких – мельче.

Естественно, цели ячеек должны уточнять, а не противоречить цели государства. Если группа собралась пограбить окружающих, ее в государство развития не возьмут. И поврать – не возьмут. В этом смысле, примитивный эгоизм – личный или групповой – должен отсекаться в зародыше.

Примеры ячеек? Ну, например, любые благотворительные фонды. Любые группы личностного роста. Образовательные группы. Даже спортивные кружки, пока их цель – физическое развитие, а не выращивание профессиональных спортсменов. Сюда же, естественно, могут входить и политические дискуссионные клубы, и "дома политпросвещения". Естественно, еще раз повторю для забывчивых, при запрете на ложь и политический эгоизм, то есть на достижение личных или групповых целей за счет нанесения ущерба праву на развитие других граждан.   

Очень важная вещь для государства развития, центральная вещь – институт репутации. Для любого дела, взять хоть, например, благотворительный фонд, очень важно, кто это дело поддерживает, люди с какой репутацией. Значит, нужны механизмы постоянной оценки и переоценки репутации всех граждан.

Как сделать так, чтобы ячейки – а их, уже сегодня живых ячеек, занятых добрыми делами, много и количество их все время будет увеличиваться – соединялись в "ячейки ячеек"? Для этого, каждая ячейка должна помимо своей непосредственной задачи определить и перспективу своего роста – те, более крупные задачи и дела, в решение которых она хотела бы участвовать – перспективу своего собственного развития как единицы, социального организма, клетки государства развития. Только эта перспектива должна быть определена так же конкретно, или только чуть-чуть менее конкретно, чем то дело, которым ячейка занята уже.

Вот примерно такая программа что нам делать. Если перестать расходовать силы впустую на игры, в которые играют с нами спрут и та наша простота, которая хуже воровства.