Русские клипера. Часть вторая. Дальний Восток

Русские клипера. Часть вторая.  Дальний Восток

 

На самой восточной окраине Российской империи еще не было постоянного флота, поэтому, для охраны национальных интересов и, памятуя о попытках англичан и французов захватить Владивосток и Петропавловск – Камчатский, в Тихий океан отправляли отряды и отдельные корабли Балтийского Флота. Докладывая о результатах перехода, командир отряда Кузнецов писал о клиперах архангельской постройки:

- Во всех портах иностранные морские офицеры любовались наружным видом клиперов… Образование носовых линий превосходное, корветы и клиперы свободно разрезают воду, не претерпевают ударов в носовую часть и на волнение всходят легко. „Джигит“, имея два паровых котла, никогда не уступал в ходу прочим судам отряда с тремя котлами, между тем топлива брал на семь дней, когда прочие клиперы имеют его не более чем на четыре или пять дней. При: 24 фунтах пара ход был шесть узлов, а при 45 доходил до восьми-девяти.

Большая часть перехода осуществлялась под парусами. Так, у «Джигита» в 321-суточном плавании от Кронштадта до залива Де-Кастри из 190 ходовых суток лишь 15 суток 9 часов приходилось на долю машины, работавшей преимущественно в штиль и маловетрие. При отсутствии в океане баз и пунктов снабжения, независимость от пополнения запасов делало клипера идеальными охотниками. А наличие паровой машины, позволяло не зависеть от природных условий.

 1

Клипера воспитали целые поколения русских моряков, сформировали свой, особый мир и менталитет. Так о службе на клиперах писал известный писатель К. М. Станюкович, который сам служил на клиперах и корветах: А чуть позже, 17 мая 1861 года, на винтовом клипере "Стрелок" двенадцатилетний кадет С.Макаров впервые вышел в открытое море.

- Клипер пришел на рейд накануне, перед вечером, и потому „чистота“ была отложена до утра. И вот, как только пробило восемь склянок (четыре часа), клипер ожил.

Босые, с засученными до колен штанами, матросы рассыпались по палубе. Одни, ползая на четвереньках, усердно заскребли ее камнем и стали тереть песком; другие „проходили“ голиками, мылили щетками борта снаружи и внутри и окачивали затем все обильными струями воды из брандспойтов и парусинных ведер, кстати тут же свершая утреннее свое омовение.

Под горячими лучами тропического солнца палуба высыхает быстро, и тогда-то начинается настоящая „отделка“.

Несколько десятков матросских рук принимаются убирать судно, словно кокетливую, капризную барыню на бал.

Клипер снова трут, скоблят, тиранят?— теперь уже „начисто“, — подкрашивают борты, подводят на них полоски, наводят глянец на пушки, желая во что бы ни стадо уподобить чугунную поверхность зеркальной, и оттирают медь люков, поручней и кнехтов с таким остервенением, словно бы решились тереть до тех пор, пока блеск меди не сравнится с блеском солнца.

Перегнувшись на реях, марсовые ровняют закрепленные паруса; на марсах подправляют „подушки“ парусов у топов. Внизу?— разбирают и укладывают снасти. Двое матросов висят по бокам дымовой трубы на маленьких, укрепленных на веревках дощечках, слывущих на морском жаргоне под громким названием „беседок“ (хотя эти „беседки“ так же напоминают настоящие, как виселица?— турецкий диван), подбеливая места, чуть тронутые сажей, и мурлыкая себе под нос однообразный мотив, напоминающий в этих южных широтах о далеком севере…

У матросов работа кипит. Они лишь урывками бегают своей особенной матросской побежкой (вприпрыжку) на бак?— курнуть на скорую руку, захлебываясь затяжками махорки, взглянуть на сияющий зеленый берег и перекинуться замечаниями насчет окружающей благодати.

Такая же отчаянная чистка идет, разумеется, и внизу; в палубе, в машине, в трюме, — словом, повсюду, до самых сокровенных уголков клипера, куда только могут проникнуть швабра, голик и скрябка и долететь крепкое словечко.

Уже восьмой час на исходе. Уборка почти окончена. Только кое-где еще мелькают последние взмахи суконок и кладутся последние штрихи маляр-бой кисти.

Матросы только что позавтракали, переоделись в чистые рубахи и толпятся на баке, любуясь роскошным островом и слушая рассказы шлюпочных, побывавших вчера на берегу, когда отвозили офицеров.

В открытый люк кают-компании виден накрытый стол с горой свежих булок и слышны веселые голоса только что вставших офицеров, рассказывающих за чаем о вчерашнем ужине на берегу…

Все теперь готово к подъему флага и брам-рей. Клипер „приведен в порядок“, то есть принял свой блестящий, праздничный, нарядный вид. Теперь не стыдно его показать кому угодно. Сделайте одолжение, пожалуйте и разиньте рты от восхищения при виде этого умопомрачительного блеска!

Палуба так и сверкает белизной своих гладких досок с черными, вытянутыми в нитку, линиями просмоленных пазов и так чиста, что хоть не ходи по ней („плюнуть некуда“, как говорят матросы). Борты — как зеркало, глядись в них! Орудия, люки, компас, поручни?— просто горят, сверкая на солнце. Матросские койки, скатанные в красивые кульки и перевязанные крест-накрест, белы как снег и на удивленье выровнены в своих бортовых гнездах. Снасти подтянуты, и концы их уложены правильными кругами в кадках или висят затейливыми гирляндами у мачт… Словом, куда ни взгляни, везде ослепительная чистота. Все горит, все сверкает!»

В июле 1858 г. из Кронштадта на Тихий океан отправляется второй Амурский отряд под командованием капитана 1-го ранга А. А. Попова. В его составе были корветы «Рында», «Гридень» и клипер «Опричник».

Почти через год, в конце августа 1859 г., на Тихий океан отправятся из Кронштадта новый отряд: корвет «Посадник» и клипера «Наездник» и «Разбойник». Причем, чтобы быстрей дойти до места, им было приказано идти раздельно. Впрочем, это, видимо, была формальная причина, а на самом деле это затрудняло слежение за ними британских кораблей.

 2

Что же послужило причиной отправки практически всех новых кораблей на Дальний Восток? Расширяя свои колониальные владения, Великобритания начала военные действия против Китая. 20 мая 1858 года, британская эскадра подошла к устью реки Пей - хо в Печилийском заливе и бомбардировала китайские форты. Затем последовала высадка англичан и марш-бросок к Тяньцзину, оттуда было всего 80 км до Пекина. 27 июня 1858 г. Китай был вынужден признать своё поражение.

В 1860 г. Англия, на этот раз вместе с Францией, снова напала на Китай. Очередная война вплотную подошла к границам империи. Отношения между Россией и Англией, так и не упорядоченные после недавней Крымской войны оставляли желать лучшего, а Дальний Восток представлял собой весьма завидный трофей.

 Узнав, что англичане начали подготовку к высадке морского десанта в заливе Посьет, командир русской эскадры капитан 1 ранга Лихачёв принимает решение в инициативном порядке занять залив Посьет, формально принадлежавший Китаю. Но фактически это была ничейная территория, и в радиусе сотен верст там не было ни китайских солдат, ни чиновников. В это время в Хакодате, большую часть времени русские корабли базировались на Японию,  находилось два русских корабля— клипер «Джигит» и транспорт «Японец». Последний был построен в 1857 г. в Нью-Йорке и числился в Сибирской флотилии. Водоизмещение его составляло 1472 тонн, паровая машина позволяла развивать скорость 10 узлов, вооружение состояло из девяти пушек малого калибра.

«Джигит» занимался ремонтом котлов, и Лихачев отправился в залив Посьет на «Японце».

11 апреля 1860 г. транспорт «Японец» бросил якорь в Новгородской гавани залива Посьет. На следующий день Лихачев осмотрел бухту и объявил ее территорией Российской империи. Собственной властью он распорядился основать пост в бухте Новгородская и оставил там команду численностью в 21 человек под командованием лейтенанта Назимова, которому дал специальную инструкцию. Там говорилось, что в случае появления иностранных судов надлежит поднимать русский флаг и объяснять их командирам, что бухта Новгородская и залив Посьет являются собственностью России. Так прирастала Россия……

 3

В 1859 году, в то время, когда русский посланник генерал-майор Игнатьев вел трудные переговоры в столице Китая о территориальном разделении земель,  Александр II решил послать в Печилийский залив эскадру с целью демонстрации Китаю серьезных намерений Российской империи, да и англичан попугать совсем не мешало.

В связи с этим паровой фрегат «Светлана», находившийся в Тулоне, получил секретный приказ и 7 февраля 1860 года срочно отправился на Тихий океан. 7 мая 1860 года фрегат прибыл в Сингапур, где его ждали клипера «Посадник» и «Наездник». Спустя 10 дней «Светлана», ведя на буксире оба клипера, вышла из Сингапура. Это было сделано для сбережения запасов угля на клиперах, куда меньших, чем на фрегате. 2 июня 1860 г. «Светлана» и клипера соединились с эскадрой Лихачева.

Кроме того, еще осенью 1859 года из Кронштадта на Дальний Восток вышел отряд судов в составе корветов «Рында», «Новик» и клипера «Пластун». А в 1860 году  на Дальний Восток отправили корвет «Калевала», клипера «Абрек» и «Гайдамак», а также канонерскую лодку «Морж». Все суда шли раздельно. На «Калевале» впервые отправился в плавание семнадцатилетний кадет Морского корпуса Константин Станюкович, впоследствии знаменитый писатель.

Летом 1860 года в Печилийском заливе у порта Таку, от которого до Пекина 150 верст, стояла эскадра в составе фрегата «Светлана», корвета «Посадник», клиперов «Джигит», «Разбойник» и «Наездник», а также транспорта «Японец». Присутствие эскадры оказало благотворное влияние для подписания 2 октября 1860 года Пекинского договора, по которому неразграниченные ранее территории отошли к России.

Так 143 года назад сформировались современные границы между Россией и Китаем по рекам Амуру и Уссури. Все побережье Приморья до границы с Кореей стало русским.

Довелось поучаствовать клиперам и в «Цусимском инцинденте.

Цусимский пролив и одноименные острова в нем имеют важное стратегическое значение, сравнимое с Гибралтаром, Мальтой и Аденом. Лондон всегда считал, что все такие ключевые точки мирового океана должны принадлежать Британской империи. Именно поэтому, в 1855 году английское судно «Сарацин» произвело гидрографическую съемку островов Цусимы. Японский историк Синтаро Накамура в книге «Японцы и русские» писал:

- Английский консул в Хакодате в „Памятной записке“ сообщил: „Для нас срочной необходимостью является захват Цусимы и превращение ее в остров Перим“ (английская военно-морская база на юге Красного моря).

Еще в 1859 г. капитан английского корабля Уорд, придя в гавань Имосаки, потребовал открытия портов Цусимы для английских судов. Тогда же произошло столкновение между англичанами и местными жителями, в результате которого было убито и ранено несколько японских чиновников. Вскоре разнесся слух о том, что Англия и Франция имеют план захвата Цусимы…». Так, впервые в России узнали это имя, ставшее в будущем проклятием русского Флота – Цусима….

 5

Цусимский пролив

Хорошо понимая значение Цусимского пролива, Лихачев отправил докладные записки, адресованные главе Морского ведомства генерал-адмиралу великому князю Константину Николаевичу и управляющему Морским министерством адмиралу Краббе с предложением опередить англичан и создать на Цусиме «военно-морскую станцию». Тогда Россия получила бы незамерзающий порт на Тихом океане, который, «как часовой на страже», стоял бы посредине Корейского пролива.

20 февраля 1861 года по приказанию Лихачева на острова Цусима из Хакодате вышел корвет «Посадник» под командованием капитан-лейтенанта Бирилева. 1 марта корвет бросил якорь вблизи деревни Осаки в западной части бухты Татамура (ныне залив Асо).

Однако правительство Японии решительно выступило против присутствия русских. Оно дало указание губернатору Хакодате Мурагаки Авадзи вступить в переговоры с русским консулом И. А. Гошкевичем о «принятии надлежащих мер с тем, чтобы немедленно удалить русский военный корабль из Цусимы» и обратилось за поддержкой к англичанам.

 К сожалению, русское правительство не проявило должной настойчивости и уступило. База в Цусимском проливе создана не была. Пройдёт всего пятьдесят лет и эта недальновидность еще аукнется Флоту и России в целом. Жаль, что выводы из этого никто так и не сделал. Точно так же, Хрущев «сдаст» Порт – Артур и Дальний, все залитые русской кровью, а его последователи уведут Флот их Камраня, Латакии и других наших баз и опорных пунктов. Как часто было и есть в истории нашей страны, врагом оказалась сама российская власть….

Из-за отсутствия надежных военно-морских баз с сухими доками и ремонтными мастерскими постоянно происходила ротация судов на Дальнем Востоке.

В конце января 1861 г. корветы «Боярин», «Воевода» и клипер «Джигит» отправляются с Тихого океана домой, и благополучно прибывают 14 августа 1861 г. в Кронштадт. Найти свою смерть в море, при переходе в Кронштадт,  суждено было клиперам «Опричник» и «Пластун». Рассказ об их трагической гибели впереди…..

В честь первых клиперов Российского флота были названы следующие географические пункты в Приморье:

  1. Джигит, бухта. Вдается в северо-западный берег залива Рында между мысами Асташева и Егорова. В 1856 году нанесена на карту экспедицией английского фрегата «Пик» («Pique») и французского фрегата «Сибилла» («Sibylle»).  В 1859-1860 годах обследована  экипажем клипера «Джигит» и названа в честь своего корабля.
  2. Разбойник, бухта. Вдается в северо-западный берег залива Стрелок между мысами Абрек и Низкий. Обследована и названа в 1862 году экипажем клипера «Разбойник» в честь своего корабля.
  3. Разбойник, поселок. На северном берегу бухты Чажма.  В 1867 году временно был развернут военный пост. Поселок образован не позже 1905года.Назван по бухте Разбойник.
  4. Опричник, залив. Вдается в северо-западный берег Японского моря между мысами Рифовый и Сигнальный. Назван не позже 1865 года в честь клипера «Опричник».
  5. Стрелок, залив.  Вдается между мысами Гембачева и Майделя в северо- восточной части залива Петра Великого. Описан и назван в 1859 оду экипажем клипера «Стрелок»  в честь своего корабля.
  6. Стрелок, мыс Восточный - входной мыс бухты Абрек и западный входной  мыс бухты Безымянная. В 1972 году переименован в мыс Стрелок. До 1972 года - Юнши (Корявый).
  7. Стрелок, поселок. На восточном побережье Уссурийского залива. Основан в 1903 году эстонскими переселенцами с Моонзундского архипелага (Лифляндия) под названием деревня Линда. В 1972 году переименован в поселок Стрелок по заливу Стрелок.
  8. Пластун, бухта. Вдается в западный берег залива Рында между мысами Асташева и Якубовского. Нанесена на карту в 1856 голду Экипажем английского фрегата «Пик» («Pique») и французского фрегата «Сибилла» («Sibylle»). Тогда же названа бухтой Сибилы. В 1859 описана и переименована экипажем клипера «Пластун» в честь своего корабля.
  9. Пластун, рабочий поселок. На северо-западныом берегу бухты Пластун. Образован в 1903 году.
  10. Наездник, бухта. Вдается в юго-западный берег острова Аскольд между мысами Елагина и Кошелева. Описана в 1859 году экипажем клипера «Стрелок».  В 1862 году  экипажем клипера    «Разбойник» названа в честь клипера «Наездник».

Кроме того, на карте морского побережья Приморья более 30 географических пунктов названы в честь членов экипажей клиперов.

 6


База Тихоокеанского Флота в бухте Стрелок


Андрей Сотник © 2013

Продолжение следует.

Начало проекта можно прочитать:

Русские клипера