Русские клипера
Русские клипера. Часть первая. Начало
18 марта 1856 г. в Париже был подписан мирный договор, по которому Черное море объявлялось нейтральным, русский флот сводился до минимума, крепости уничтожались. Россия расплачивалась за поражение в Крымской войне.
Эту войну Россия проиграла 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади. И дело не в том, что были повешены и сосланы в Сибирь лучшие офицеры российской армии и флота. Стране требовались кардинальные реформы, а вместо них Николай I решил законсервировать существующие порядки. Царь боялся думающих самостоятельных генералов и офицеров. Результат был налицо. Балтийский и Черноморский флоты содержались в образцовом порядке и большую часть времени проводили в базах. За 20 лет, предшествующих Крымской войне, менее десятка судов были отправлены на Дальний Восток, и периодически корабли, построенные в Архангельске, переходили морем в Кронштадт. Кроме этого Андреевский флаг в океанах не появлялся.
Управляющий Морским министерством Н. К. Краббе так писал о состоянии Балтийского Флота:
- Плавая в течение короткого лета в наших северных водах, на слабо выстроенных судах, офицеры и команды не чувствовали ни любви, ни призвания к морскому делу, от которого к тому же отрывали их излишние занятия фронтовой службою, знание которой требовалось от них в той же степени отчетливости и совершенства во всех подробностях, как и от сухопутных войск.
После появления на вооружении европейских государств вооруженных пароходов, Николай 1 высочайше повелел завести их и у нас. В итоге к 1853 г. на Балтикe было 11 пароходо-фрегатов со 105 орудиями и 15 малых пароходов с 74 орудиями (в основном малого калибра), но основной силой по-прежнему оставались 25 парусных кораблей (2077 орудий) и 7 фрегатов (324орудий).
На Черноморском флоте была та же картина — 7 пароходо-фрегатов с 45 орудиями, 21 малый пароход с 78 пушками, а главная сила— 14 парусных кораблей (1410 пушек) и 7 фрегатов (376 пушек).
Подавляющее большинство русских пароходов было оснащено гребными колесами. Такой движитель не позволял размещать орудия в центре парохода, а главное, огромные колеса и кожухи были весьма уязвимы от огня вражеских орудий.
В начале пятидесятых годов девятнадцатого века почти одновременно в Англии и Франции вводятся в строй большие винтовые корабли «Агамемнон» и «Наполеон». Но еще до ввода их в строй в обеих странах начинается массовое строительство паровых винтовых кораблей. Колесные пароходы показали свою полную несостоятельность в вопросах ведения боевых действий на море.

Парусно-винтовой корабль «Наполеон»
Николай I решил тоже построить несколько новых винтовых кораблей и оснастить паровыми машинами несколько старых. Однако все машины были заказаны в Англии, и с началом Крымской войны их поставили на… британские пароходы.
Война на море была бездарно проиграна не столько из-за превосходства союзников в паровых судах, сколько из-за отсутствия у наших адмиралов инициативы и смекалки, напрочь выбитых николаевским режимом. Наши адмиралы и офицеры предпочитали затопить флот, а сами героически умереть, но не выходить за рамки уставов и правил. Увы, именно так их воспитали и именно это заложили в их головы. Кстати, пройдет пятьдесят лет и эхом дежавю это откликнется в русско-японской войне…. Полная «разруха в головах».
Результатом этой «разрухи в головах» царских адмиралов стало позорное поражение в Крымской войне и не менее позорный Парижский мир. Для внутреннего пользования и спасения лица, правительство растиражировало множество благостных сказочек: о героических адмиралах, специально вылезавших за бруствер на бастионах Севастополя, чтобы получить полю в лоб, о лихом матросе Кошке, о прапорщике Щеголеве, батарея которого защищала Одессу, об архимандрите Соловецкого монастыря Александре, приказавшем стрелять по союзной эскадре из древних монастырских орудий и т. д. Спору нет, и матрос, и прапорщик, и архимандрит?— молодцы и заслуживают благодарной памяти потомков. Но, увы, в целом эта война?— сплошной позор для России, которая была проиграна царем, его министрами и адмиралами. Европа облегченно вздохнула, Россия и её Флот лежали в руинах…..
Но прошло всего несколько месяцев после заключения Парижского мира, русский флот вышел в Мировой океан. Запад недоумевал: флот русских разбит, нация унижена, да и раньше их корабли редко хаживали за Босфор и Датские проливы. И вот впервые в истории Андреевский флаг гордо развевается над всеми океанами.
Что же произошло? Командование флотом оказалось в руках новых людей, и в океан вышли новые корабли. Формальной главой флота был генерал-адмирал, который числился в табели о рангах в I классе. 22 августа 1833 г. Николай I произвел в генерал-адмиралы своего второго сына Константина. Таким образом, главой флота стал пятилетний ребенок. И до смерти императора Николая 1 флотом управляли старые адмиралы. Одним из первых деяний нового императора Александра II стала передача 27-летнему брату всей власти в Морском ведомстве. Великий князь Константин Николаевич был произведен в полные адмиралы и морские министры.
Своей деятельностью на посту Начальника Морского ведомства показал, что и царственные особы способны на великие дела. Благодаря усилиям Константина Николаевича создается новый флот. С 1856 г. по 1865 г. в России в строй вступают фрегаты «Аскольд», «Илья Муромец», «Громобой», «Олег», «Пересвет», «Ослябя», «Александр Невский», «Дмитрий Донской» и «Севастополь». В тот же период вводятся в строй балтийские корветы, построенные на русских верфях: «Боярин», «Новик», «Воевода», «Посадник», «Медведь», «Вол», «Гридень», «Рында», «Калевала», «Богатырь», «Варяг», «Витязь», «Аскольд». Во Франции для Балтики был построен корвет «Баян». Кроме того, 6 корветов былп построены в Петербурге и переданы на Черноморский флот и 4 корвета для Черноморского флота были построены в Николаеве.
И, наконец, впервые в нашем флоте появляется новый, класс быстроходных судов— клипера.
Клипера появились в США, где назывались "балтиморскими" и Англии в середине XIX века. До сих пор они являются самыми быстроходными парусными судами дальнего плавания. Поначалу это были быстроходные купеческие суда. Клипера, занимавшиеся перевозкой чая из Китая, назывались чайными, а перевозкой шерсти из Австралии— шерстяными. В 60-х годах XIX века чайные клипера доходили из Китая до Англии за 90–100 дней, обгоняя пароходы.

Чайный клипер «СuttySark»
В России решили использовать эти быстроходные парусные суда для крейсерской войны в Мировом океане.
В результате русские клипера на многие десятилетия стали головной болью британских министров и адмиралов.
Всё дело в том, что уже со времен Крымской войны парусные суда не могли в бою эффективно противостоять паровым. Паровой корабль мог зайти с носа или кормы и несколькими залпами бортовых орудий нанести паруснику тяжелые повреждения. Кстати, такое случалось и до появления паровых машин. Так, в 1789 г. русский 22-пушечный бриг «Меркурий», родоначальник славного имени, маневрируя на веслах, подошел с кормы к шведскому 44-пушечному фрегату «Венус» и в упор открыл огонь из 24-фунтовых каронад. «Венус» мог отвечать лишь огнем двух 6-фунтовых пушек. После двух с половиной часов обстрела разбитый шведский фрегат спустил флаг.
Главным недостатком первых пароходов были малоэффективные машины, которые потребляли очень много угля. Таким образом, пароход мог идти под парами от 3 до 5 дней. Для крейсерства в океане в те годы требовалось сочетание паруса и пара. Именно такими судами и стали русские паровые клипера.
В июне 1855 г. великий князь Константин Николаевич приказал начальнику казенных Адмиралтейских заводов инженер-генералу А. Я. Вильсону представить соображения об изготовлении к марту 1856 г. «шести винтовых паровых механизмов высокого давления в 120 сил каждый», отправке их в Архангельск в разобранном виде «зимним путем» и сборке на месте.
Постройка клиперов должна была идти в условиях «чрезвычайной секретности» - великий князь готовил сюрприз «просвещенным мореплавателям».
В Архангельске к предварительным работам по постройке клиперов приступили 24 сентября 1855 г., не дождидаясь окончания Крымской войны.
В трескучие морозы и полярную ночь 5 января 1856 г. в Архангельске были заложены первые шесть русских клиперов - «Разбойник», «Стрелок», «Джигит», «Опричник», «Пластун» и «Наездник». Интересно, что даже в секретной переписке новые суда не называли клиперами, а именовали шхунами или винтовыми лодками.
Пока в Архангельске строили корпуса клиперов, на Ижорском заводе изготавливали их силовые установки. 28 октября начальник завода сообщил Кораблестроительному департаменту: «…К делу машин приступлено и много разных частей вчерне уже заготовлено».
Для удобства перевозки каждая машина разбиралась на 20 частей весом от 330 кг до 2550 кг, а паровые котлы разбирались на 9 частей весом от 570 кг до 3000 кг. Суммарный вес одного механизма предварительно оценивался в 28 т, но в действительности оказался намного больше. Вес только машины, гребного вала и винта составил 33,7 т. Кроме механизмов, Ижорские заводы изготавливали камбузы, помпы и иллюминаторы.
Уже в ходе строительства клиперов в их конструкцию было внесено серьезное изменение - гребной винт решили делать подъемным. Дело в том, что на пароходах гребные колеса и винты создавали сильное сопротивление воды при движении под парусами. Чтобы увеличить ход под парусами, было решено отсоединять гребной винт от вала и поднимать в так называемый «винтовой колодец». Замечу, что военным судам, не имевшим винтового колодца, приходилось, идя под парусами, не гасить топки, а медленно прокручивать винты, чтобы уменьшить сопротивление воды
После окончания Крымской войны отпала необходимость перевозки всех механизмов клиперов в Архангельск. Поэтому часть клиперов решили оснастить машинами в Кронштадте, куда клипера должны были прийти под парусами.
Команды клиперов были укомплектованы в основном из моряков-черноморцев, затопивших свои корабли в Севастополе.
30 мая 1856 г. в Архангельске был спущен на воду головной клипер «Разбойник». 20 июня был спущен «Стрелок», а через 2 дня - сразу 2 клипера, «Джигит» и «Пластун».
29 июля «Разбойник», «Стрелок», «Пластун» и «Джигит» ушли под парусами в Кронштадт, куда прибыли в начале сентября. На «Джигите» в разобранном виде находились его паровые котлы.

клипер "Джигит"
Клипера «Опричник» и «Наездник» спустили на воду 14 июля. Задержка в их строительстве объясняется тем, что машины на них устанавливались в Архангельске. Установка механизмов на этих клиперах заканчивалась 15 августа 1856 г. 14 сентября клипера отправили в Кронштадт.
В мае 18457 года все шесть клиперов были полностью готовы к выходу в Мировой океан…
Кроме «архангельских» клиперов, Россия строила и другие океанские корабли.
В 1859 г. в Англии по заказу русского правительства был заложен клипер «Гайдамак». Корабль был спущен на воду 1 апреля 1860 г. и в том же году прямо из Англии отправился на Дальний Восток.
22 июля 1859 г. в Финляндии, являвшейся тогда частью российской империи, на острове Реве на Бьернеборгской верфи были заложены клипера «Абрек» и «Всадник». «Абрек» вступил в строй в начале кампании 1861 г., а «Всадник» - 28 сентября 1862 г.
31 декабря 1860 г. в Петербурге на верфи «Галерный островок» (с 1908 г. Адмиралтейский судостроительный завод) были заложены клипера «Жемчуг» и «Алмаз». «Алмаз» был спущен на воду 5 октября, а «Жемчуг» 14 октября 1861 года.
Клипер «Изумруд» был заложен 15 июня 1861 г. в Петербурге в Новом Адмиралтействе, а однотипный «Яхонт» - на Охтинской верфи.
8 июля 1857 г. из Кронштадта на Тихий океан ушел фрегат «Аскольд» под командованием флигель-адъютанта Унковского. А 19 сентября 1857 г. из Кронштадта на Тихий океан впервые в истории российского флота пошла целая эскадра под командованием капитана 1-го ранга Д. Н. Кузнецова. Она получила название первого Амурского отряда, в составе которого были корветы «Воевода», «Новик», «Боярин» и клипера «Джигит», «Пластун» и «Стрелок». Российско-американская компания предоставила для них судно снабжения - транспорт «Николай I».

клипер "Разбойник"
Впервые клипера шли в дальний поход, который с учетом сложности отношений с Англией в любой момент мог стать боевым. Понятно, что шесть быстроходных судов при первом же известии о войне немедленно бы разошлись и отправились в индивидуальное крейсерство на вражеские коммуникации……
Андрей Сотник © 2013
Комментарии
Посмотреть на Яндекс.Фотках
БПК же?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Как быстро и в большом количестве удалось тогда РИ создать современный флот.
Может великого князя завести вместо Пу?
Нахимов был стар, но всегда служил честно. Ему оставалось искать смерти, потому что он любил море, флот, мадеру. Он не мог застрелиться, ибо грех-с.
Рожественский лучше всех знал состояние флотов, но он тоже служил честно. Он, в отличие от Макарова, не искал смерти и она не нашла его. Его высочайше простили и слегка наказали.
Советский флот, как никому не принадлежащий, был в тот же миг "утоплен" жуликами и мародёрами всех мастей. Среди них были и те, которые считали себя адмиралами.
Нептун им всем судья.
А немцы во 2-ю мировую топили корабли с беженцами и с красным крестом на бортах, они хозяйничали в море, а англичане сопровождали морские перевозки в помощь СССР.
Очень интересно.
Ещё одна страничка нашей истории...
а ещё лучше:
Сбережём честь и славу свою!
Так веселей играй труба,
и пусть горчит поцелуй на губах!"
Если не ошибаюсь, то клипера принципиально отличались двумя конструктивными особенностями: расширенный корпус ближе к носу от миделя (как у рыбы) и наклонёнными мачтами.
Очень много пишет о клиперах классик Станюкович.
Эх.... Что будет с нашим судостроением...
Даже сейчас многие яхты имеют паруса.Это такая красивая традиция.
Фото сделала в Венеции в сентябре.
Уж сотый день врезаются гранаты
В Малахов окровавленный курган,
И рыжие британские солдаты
Идут на штурм под хриплый барабан.
А крепость Петропавловск-на-Камчатке
Погружена в привычный мирный сон.
Хромой поручик, натянув перчатки,
С утра обходит местный гарнизон...
Полностью стихотворение здесь:
Но читаешь вот так и поражаешься - сколько же бед наделало это извечное желание власти "законсервировать существующие порядки"! И в девятнадцатом, и в двадцатом веке! Думающих, инициативных, рвущихся вперед постоянно тормозила косность власти, ее охранительское усердие...
Спасибо за отблеск Русской Морской Истории, Андрей!