Происхождение человека и становление религии.

На модерации Отложенный

 

Человек как биосоциальное существо появился на планете в процессе длительной естественной эволюции. Миллионы лет назад началось неосознанное использование некоторыми  особо продвинутыми приматами в целях выживания и спасения от хищников простой палки. За многие сотни тысяч лет естественного отбора это привело наших далёких предков к прямохождению. Приспособление к орудиям своей ещё неосознанной деятельности и необходимость их совершенствования привело к совершенствованию руки, способности к тонкой координации движений пальцев, что способствовало увеличению и усложнению мозга, возникновению образного мышления, а затем и к возможности манипулировать образами и возникновению второй сигнальной системы, то есть языка. «Превращение нашего первобытного ворчания и попискивания в сложную, с использованием символов речь позволило нам играть мыслями» (см. Десмонд Моррис. Голая обезьяна. СПб., 2004. С.150). И только после этого началось зарождение труда как сознательной и целенаправленной деятельности, началось становление социального человека.

Постепенно, из поколения в поколение, возникало не только накопление информации, но и целенаправленная её передача с помощью обучения, резко ускорилось формирование интеллекта, создавалась искусственная среда обитания, социальные и информационные структуры. Происхождение человека продолжается. (см. В. Мерцалов. Логика антропогенеза. СПб, Алетейя, 2008. С.283). Его эволюция, не только быстрая социальная, но и медленная биологическая, будет продолжаться столько, сколько он будет существовать. Так что мы не венец творения, мы сами всего лишь очередное «промежуточное звено»...

С самого начала использования орудий труда и возникновения способности к оперированию мысленными образами организующую роль в становлении человека играли мифы и верования. Видя скоротечность жизни, наши далёкие предки не могли смириться с тем, что их может не быть, как их не было до рождения. Возникли особые формы захоронения, возникло представление о бессмертной душе как особой сущности, независимой от тела. Возникло шаманство и жречество. Возник анимизм как одухотворение, наделение душами не только себя самих, но и животных, природных объектов и явлений. Духов персонифицировали в соответствии с характерным для архаических верований антропоморфизмом, приданием им личностных черт человека и противопоставления видимого и потустороннего миров.

Верования способствовали развитию осознанных познавательных процессов. Возникали обряды, формировались объекты поклонения – тотемы, и запреты – табу. Это позволяло подавлять животные инстинкты, принуждать к дисциплине, строить социальные структуры. Создавая мир условностей и символов, религия способствовала социализации людей.

Расслоение общества приводило и к расслоению богов. У скотоводческих племён были одни боги, у охотничьих другие, возникали иерархии: верховному божеству, вроде бога Солнца Ра в древнем Египте или Зевса в древней Греции подчинялись боги отдельных областей жизнедеятельности. Были боги охоты, виноделия, войны, торговли, любви, мудрости… У древних римлян даже созданная впервые в истории канализация имела богиню – Клоакину. По верованиям древних греков Боги были бессмертными, но посюсторонними: греки верили, что они живут на Олимпе и от них у земных женщин рождаются герои.

С изменением экономических условий, разложением древних цивилизаций, с развитием торговых связей от племенного многобожия (политеизма) осуществлялся переход к монотеизму, единобожию, который позволял объединять различные этносы. Становлению христианства способствовала философия Платона, который в жреческих традициях анимизма разделил всё сущее на небесный, надлунный мир нетленных идей, бессмертных душ и подлунный мир тленных вещей и смертных людей. Это ложное верование Платона в надлунный мир, где якобы существуют души умерших, было использовано во многих религиях. В основе христианства лежит, как известно, иудаизм, адаптированный к определённым социальным задачам. Устранение (или маскировка) некоторых непопулярных среди других народов элементов иудаизма (обряд обрезания, идея богоизбранности еврейского народа, некоторые законы Моисея) вызвало приток людей в христианские общины. Для ранних христиан, которых жестоко преследовали, характерна самоотверженная фанатичная вера, готовность ради неё на смерть, отказ от участия в политической жизни, проповедь аскетизма. Христианство привлекало рабов, бедных и униженных, им нравилась идея единобожия, равенства всех перед Богом, идея очистительной жертвы Христа, обещание рая хотя бы в загробной жизни! Но постепенно преследуемое в начале нашей эры христианство изменилось, оно стало призывать народ к смирению, послушанию, искуплению первородного греха, непротивлению силе, оно стало обожествлять власть. Множество этих общин, появившихся на территории Римской империи, было объединено идеей вселенской церкви. Только после этого хритианство было принято императором Константином в 324 году в качестве государственной религии Римской Империи. Константин надеялся таким образом облегчить управление подданными и объединить разваливающююся под натиском варваров государства. Напрасно надеялся. Империю это не спасло, но на подданных и на варваров влияние оказало. При желании это может наводить на некоторые отдалённые во времени параллели…

Как же происходила дальнейшая эволюция религии и Церкви?

Не только на начальных стадиях эволюции общества религия играла существенную роль, значима её роль и в наше время. Осмысление религии как социального феномена и Церкви как социального института актуально в наши дни особенно для России, которая ещё недавно была страной «воинствующего атеизма», а теперь, вопреки собственной Конституции, стала страной навязываемого властями православия. Как же мы дошли до этого?

В Европе процесс секуляризации, начавшийся в Новое время и эпоху Просвещения (Вольтер.

Гельвеций. Дидро… ) продолжается. У нас же иначе. Уже в самом начале «перестройки» началась психическая атака на Россию сектантов всех мастей. В 1987-89 годы в СССР хлынули финансируемые зарубежными организациями миссионеры, активно заинтересованные в пропаганде представляемых ими форм религиозности. Назову лишь Оум-Синрикё, Сайентологию, тоталитарные секты, доморощенные Белое Братство, Виссарион, «воскреситель» Грабовой… Могло бы всё это происходить без ведома властей? Нет! Масса шарлатанов и целителей рассуждали о конце света, смысле жизни и чудодейственных снадобьях. Страну захлестнула бесплатная религиозная литература, навязывались суеверия, расплодились гадалки, ворожеи и новоявленные Мессии, использующие для собственного обогащения вседозволенность и невежество обывателя, столь падкого на чудеса и тайны.

После краха коммунистической идеологии надо было чем-то заполнять идеологический вакуум. Православие как многовековая традиция было востребовано, к тому же извиняться властям было за что: за разрушенные и разграбленные храмы, за расстрелы и преследования священнослужителей. Ельцин разрешил Церкви беспошлинный ввоз табака и алкоголя. Это миллиардные доходы. После официального псевдоатеизма советского периода власть стала искать опору в православии, ортодоксальном византийском христианстве, хотя по Конституции государство у нас называется светским. Приспособленцы стали делать карьеру на религиозной идеологии так же, как они раньше делали её на коммунистической. В сегодняшней России чтобы назвать себя атеистом уже требуется гражданское мужество. А называя себя верующим, человек становится как бы одобряемым властями, послушно становится «как все» в стадную иерархию. Но что значит стать верующим? Надеть крестик как бижутерию? Стать верующим означает, по крайней мере, принятие Символа веры, многие даже не знают что это такое, просто Библию не открывая угодливо называют себя православными!

Активно внедряются церковные обряды, СМИ не устают сообщать о религиозных праздниках, освящениях, перемещениях икон, мощей, крестных ходах, особенно радует крестный ход о ниспослания дождя перед дождём, который спрогнозирован метеослужбой!

В школах отменили преподавание астрономии, в книжных магазинах атеистическая литература исчезла, в библиотеках она спрятана в труднодоступный угол. Не только восстанавливаются разрушенные храмы, что можно бы понять, если при этом не выгоняют музеи и клиники из зданий, перестроенные и оборудованные, но когда-то принадлежавших Церкви, но и строятся бесчисленные новые. Но при этом не видно, чтобы повышался нравственный уровень людей и снижался уровень преступности. Не видно, чтобы меньше стало убийц, наркоманов, алкоголиков, коррупционеров… Наоборот! Их число растёт.

Бесспорно, обращение властей к православию является осознанным политическим решением, страховкой от идеологической нестабильности. Неважно, верят ли в Бога сами чиновники, важна управляемость масс. Вопрос: насколько это решение себя оправдывает?

От благоговеюще-слащавых оценок в СМИ прибытия Пояса Богородицы в Москву и ажиотажа вокруг этого события отличается академик С.П. Капица. В беседе с корреспондентом “Газеты.Ru”он сказал: “Я вижу в этом катастрофическое сужение нашего духовного пространства, которое заполняется религией, феноменом давно прошедшего времени. Это страшный приговор современной культуре. Что делать в этой ситуации? Боюсь, это тема продолжительного, неприятного и очень серьезного разговора”.

В статье «Очередь в никуда» Сергей Соловьёв (см. Скепсис.ру, 28.01.12) пишет: «Многие либералы наверняка осудят академика Капицу за пренебрежение «чувствами верующих, но на самом деле большинство из них относятся к верующим с ханжеским высокомерием. Они не пойдут стоять в очереди к «святыне», они знают, что от бесплодия надо лечиться в клинике, и у них есть деньги на такое лечение. Но народ — пусть он толпится в этой очереди, он же «имеет право» на невежество и дикость». И делает вывод, что наш народ «в течение 20 лет всеми силами запихивают в отсталость и мракобесие, лишая шансов вырваться из него. И многие наши либералы лично ответственны за это».

России же на самом деле нужна не «религиофикация всей страны», а ликвидация религиозного бескультурья, чему действительно может помочь введение в школьные образовательные программы религиоведения как раздела культурологии, введение преподавания «Основ религиозных культур и светской этики». Но власть наша, неверующая, но «знающая» что нужно массам, запустила в образование ОПК, а  это может стать ширмой для внедрения «Закона Божьего» и религиозной индокринации детей в то время, когда необходимо изучать религию как социальный феномен. Религиоведение как светская наука (других наук не бывает) возникла на стыке истории, социологии, психологии, археологии, этнологии, лингвистики, библеистики. Конечно, современный человек должен быть знаком с сутью мировых религий. Их описание можно найти в хороших книгах, в неконъюнктурных учебниках религиоведения и философии.

Образованного и культурного человека сделать рабом невозможно и с ним придётся считаться. Но как раз такие люди в сырьевом придатке не нужны. И красивым баритоном Радио России нас в который раз убеждает: «Либо ты с Богом, либо ты с Дьяволом», «Кто не с Христом, тот против Христа». Сравните революционеров-фанатиков: «Кто не с нами – тот против нас!» А следующий шаг какой – помните? «Если враг не сдаётся… 

В Интернете есть хорошая книга о столь нелюбимом церковниками Л.Н. Толстом. Сегодня такую уже вряд ли бы выпустили: А.Сухов. Яснополянский мудрец. М., 2001.