Граждане не верят в выход из рецессии
На модерации
Отложенный
Каждый третий россиянин полагает, что его материальное положение ухудшилось
Росстат и Высшая школа экономики представили шокирующие опросы россиян, в которых доминируют негативные оценки текущей экономической ситуации. Об ухудшении своего материального положения за последний год заявили 35% респондентов, тогда как об улучшении – вчетверо меньше. Позитивно оценивают перемены в экономике лишь 15% россиян. А негативно – в два с половиной раза больше. Такое преобладание негативных оценок среди граждан ярко котрастирует с оптимистическими заявлениями руководителей государства. Накануне министры рассказывали о необычном росте потребительского спроса в стране. А глава государства объявил, что почти не видит неблагоприятных тенденций.
В конце прошлой недели президент Владимир Путин весьма оптимистично высказался по поводу российской экономики. «Рост российской экономики очевиден, российская экономика, совершенно определенно можно это сказать, вышла из рецессии… В мае рост российской экономики превысил 3–3,1%. Думаю, что у нас будет в среднем по 2017 году процента 2 роста. Это заметный вклад и в рост мировой экономики», – заявил президент РФ по итогам саммита «группы двадцати» в Гамбурге. При этом глава государства напомнил, что безработица в стране остается на низком уровне – 5,2%. «Растут резервы, в том числе резервы Центрального банка, резервы правительства. Резервы ЦБ выросли уже до 412 млд долл. У нас на 40% увеличились доходы федерального бюджета, и это все на фоне достаточно низкой инфляции – 4,4%», – сообщил он. А за два дня до этих заявлений Министерство экономического развития опубликовало отчет о необычном росте потребительского спроса в условиях падения доходов населения (см. «НГ» от 10 07.17).
Между тем население оценивает положение в экономике страны не столь оптимистично. Об этом, в частности, говорит последние замеры Росстата потребительских настроений граждан. В результате опроса 5 тыс. респондентов выяснилось, что россияне по-прежнему не настроены на траты, ожидают роста цен и не верят в стабилизацию отечественной экономики.
Подобные опросы для выяснения потребителтьских настроений Росстат регулярно проводит с 1998 года. Анкета обследования включает вопросы об оценках общей экономической ситуации, личном материальном положении, сбережениях и других аспектах формирования потребительской уверенности. В обработке результатов опросов участвуют и эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ). Они, в частности, оценивают инфляционные ожидания, готовность к крупным покупкам и к сбережениям. «Эти аспекты формирования потребительской уверенности определяют состояние платежеспособного спроса на товары и услуги, который является драйвером развития экономики, особенно торговли, сферы услуг и жилищного строительства», – поясняют в ВШЭ. На основе значений этих показателей эксперты рассчитывают обобщающий индекс потребительской уверенности (ИПУ).
|
Во втором квартале 2017 года значение индикатора увеличилось по сравнению с предыдущим кварталом на 1 процентный пункт (п.п.) и составило (–14%). Его отрицательная величина свидетельствует о преобладании среди потребителей пессимистических настроений. |
Судя по результатам опросов, сегодня крайне малое число россиян (0,1%) оценивают свое текущее материальное положение как «очень хорошее» и 7,5% – как «хорошее». При этом почти две трети респондентов сообщили о «средней» и более четверти – о «плохой» финансовой ситуации.
Около 3% считали свое материальное положение «очень плохим». «Такое распределение мнений достаточно типично для последних семи лет. На протяжении этого периода большинство участников опроса (60–65%) характеризовали свое материальное положение как «среднее». Экстремальные варианты ответов «очень хорошее» и «очень плохое» всегда давали менее 1% респондентов. Заметные изменения наблюдались только в «хороших» и «плохих» вариантах, и здесь результаты текущего квартала находятся примерно посередине диапазона колебаний», – поясняют эксперты. Вместе с тем в ближайший год россияне также не слишком надеются на улучшение ситуации. «Улучшения личного материального положения в течение следующих 12 месяцев ожидают 12% респондентов, а его ухудшения – 18%», – следует из данных ВШЭ.
Большинство участников опроса ждут нового подорожания товаров и услуг. И лишь 14% ожидают стабилизации цен или даже их снижения. «Тем не менее полученное в текущем квартале распределение мнений можно назвать рекордно позитивным. Доля респондентов, полагавших, что цены «останутся на прежнем уровне» (11,7%), была самой высокой за весь период обследований (с конца 1998 года), а доля тех, кто считал, что цены «значительно возрастут» (38,1%), – самой низкой за тот же период», – указывают в Центре конъюнктурных исследований.
По-прежнему не планируют россияне и крупных покупок – лишь 0,5% респондентов рассматривают сложившиеся в стране условия как «очень благоприятные» для совершения крупных покупок и формирования сбережений. «Нечасто среди ответов встречался вариант «скорее благоприятные условия» – 9% для покупок и 5,3% – для сбережений», – следует из анализа ВШЭ. Большинство же (50 и 58% соответственно) считают текущий момент «неблагоприятным» для крупной траты денег и для их сбережения.
Довольно сдержанны оценки россиян и относительно происходящего в российской экономике. Так, позитивно оценили произошедшие за год изменения в экономике России только 15% участников опроса, негативно – почти 40%. При этом лишь каждый пятый ждет улучшения ситуации в течение ближайших 12 месяцев, ухудшения – 23% россиян.
«Таким образом, можно констатировать, что во квартале 2017 года почти 30% населения страны были не удовлетворены своим материальным положением, а в примерно половине домашних хозяйств доходы покрывали только текущие расходы, не давая возможности сберегать деньги или приобретать дорогостоящие товары без крайней необходимости. При этом большая часть населения (почти 85%) ожидала повышения цен на товары и услуги в ближайший год», – замечают экономисты.
Заметим, высокие инфляционные ожидания были одним из объяснений ЦБ о причинах сохранения высокой ключевой ставки. Чиновники регулятора ранее подчеркивали, что инфляционные ожидания населения – важный фактор, влияющий на решения ЦБ по ключевой ставке, от которой зависит экономическая активность в стране. При этом сами же они делали вывод о том, что, даже если фактическая инфляция будет замедляться, это не значит, что ожидания населения соответственно снизятся. Даже наоборот: во многом граждане ориентируются на тот рост цен, который они помнят, в том числе на шоковые значения прошлых лет, подчеркивали в ЦБ (см. «НГ» от 30.05.17).
Отрицательное значение ИПУ по-прежнему свидетельствует о преобладании среди потребителей пессимистических настроений, сообщает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. «Однако надо учитывать, что даже в самые спокойные и благополучные годы индекс редко выходил из зоны отрицательных значений. Только три раза за почти 20 лет наблюдения он смог превысить нулевой уровень, но даже тогда его значение не превышало 1%», – поясняет он, полагая, что такая особенность может объясняться субъективностью мнений участников опроса. «Поэтому в принципе сложившееся значение (–14%) не стоит интерпретировать однозначно негативно. Если сравнивать его с ретроспективным рядом результатов всех проведенных обследований, то оно оказывается на уровне значений достаточно неплохих 2001–2005 годов», – обращает внимание Остапкович.
Что характерно, наиболее пессимистично настроены сегодня люди в возрасте 30–49 лет, то есть наиболее активная, работающая часть населения, добавляет гендиректор аудиторской компании «Уверенность» Максим Гладких-Родионов. «Это связано с тем, что именно работающие граждане в большей степени осознают реальное положение дел. Цифры показывают, что люди ждут улучшения своего положения в последующие 12 месяцев. Но при этом не делают крупных покупок и ничего не сберегают. Таким образом, подобные ожидания – не уверенность в завтрашнем дне, а надежда на чудо», – полагает эксперт.
Негативно оценивать собственное материальное положение россиян научили кризисы последних лет, которые периодически ополовинивали и даже почти обнуляли сбережения, рассуждает гендиректор компании «Мани Фанни» Александр Шустов. А череда таких кризисов в итоге в несколько раз усилила неравенство граждан по доходам, делает вывод эксперт.
Комментарии
------------------------------------
Чуда не будет, не бывает чудес. Тем более в стране абсолютно тупого рабства и покорности, когда махнули руками и ногами на себя, на детей, на внуков, на ВСЕ, и живут как зомби.
В стране путсреотического паханата., А(ООО)лигархата захватившего власть , проглотившего без остатка все что можно слопать.
То есть, это скорее позитив.
Поэтому забавно, что не озвучили за счет чего именно произошел рост потребления, каких категорий товаров, был ли это рост потребления продуктов (фруктов/овощей есть стали больше, например) или это просто удовлетворение отложеного спроса.
А может быть, это рост потребления за счет отказа от поездок в отпуск.