Минобороны бросило в Ботлихе гарнизон за 14 млрд рублей

На модерации Отложенный

Минобороны бросило в Ботлихе гарнизон, который был построен всего четыре года назад за 14 млрд. руб

Вы хотели бы жить в местах, где воздух хрустальной чистоты? Где прямо в окна заглядывают заснеженные горные вершины, а в садах зреют лучшие в России персики и абрикосы? Рядом футбольное поле, зал для боулинга и крытый бассейн с подогревом воды. Новенькие школа, детсад, кафе, отличное асфальтированное шоссе, двенадцать 36-квартирных домов, прачечная, пекарня, котельная, баня, спортзал, культурно-досуговый центр на 550 мест, гостиница - все есть для счастья в сказочных местах. Даже вертолетная площадка в наличии. Всего - около 300 капитальных, с иголочки, строений.

Только людей почти нету. Потому что находятся те райские кущи в дагестанском селе Ботлих. И до недавнего времени были возведенным в страшной спешке военным городком столь же спешно сформированной силами четырех военных округов 33-й отдельной горной мотострелковой бригады.

Нет-нет, бригада не разбита в сражении и не захвачена в плен после окружения. Просто по приказу Генштаба ее только что передислоцировали за сотни верст от этих мест - в Майкоп (Адыгея). Директиву подписали те самые генералы, которые совсем недавно, в 2007 году решили: для обеспечения безопасности России 33-я бригада должна стоять именно в Ботлихе. На самом стыке границ со злокозненной Грузией и Азербайджаном. Что выглядело логично. К тому же Чечня под боком. Теперь, значит, в Генштабе передумали и решили, что парировать военные угрозы горные стрелки смогут и из-под Майкопа.

Что теперь будет с военным городком бригады, обошедшемся российскому бюджету в гигантскую сумму - 14 миллиардов рублей? А никто не знает. Велено передать на баланс местным властям. Что будет делать сельская администрация с этим нежданно-негаданно свалившимся богатством? А вот что хочет, пусть то и делает.
Но вначале немного истории. Указание о формировании на Северном Кавказе двух специализированных горных частей в 2004 году дал сам премьер-министр РФ Владимир Путин. Уроки двух чеченских войн были еще свежи, поэтому логика этого решения комментариев не требовала. Генералы недолго думали: одна, 33-я отдельная бригада , пусть встанет в Ботлихе (252 километра к юго-западу от Махачкалы). Другая, 34-я горная, - в станице Зеленчукская в Карачаево-Черкессии (75 километра от Черкесска).

В Карачаево-Черкесии все прошло гладко. А в Ботлихе дело сразу как-то не задалось. Причина в том, что пригодных для садов и пастбищ земель в этих зажатых горами краях - всего ничего. Каждый клочек поделен между местными жителями. А военные потребовали для нового гарнизона ни много, ни мало - 60 гектаров. Это - на первых порах. Потом - еще, для вертолетной площадки. Выходило, что почти все кормившие округу знаменитые ботлихские персиковые и абрикосовые сады - под бульдозерный ковш.

Ботлихцы встали на дыбы. Осенью 2004 года Совет джамаата селения Ботлих, общее собрание жителей райцентра и депутаты внеочередной сессии Ботлихского сельского собрания, приняли решение о «невозможности выделения земельного участка для строительства военного городка из-за дефицита земли». Начались стихийные митинги протеста. 5 ноября того же года около 200 молодых жителей села разогнали строителей и разрушили все, что те успели построить. Местная милиция не вмешивалась в происходящее.

21 октября в растревоженный Ботлих примчался председатель правительства Дагестана, который, как написали в местной газете «разъяснил собравшимся жителям села необходимость строительства военного городка именно в Ботлихском районе из соображений стратегической значимости для государства». И тут же подписал распоряжение «Об изъятии 60 га земель с/х назначения, находящихся в ведении муниципального образования «сельсовет «Ботлих» и переводе их в земли МО РФ, с предоставлением в постоянное (бессрочное) пользование».

В 2006 году сельская администрация обратилась в Европейский суд по правам человека с иском к правительству России. Заявитель требовал возврата всех земель, а при невозможности - денежную компенсацию в размере 3 750 миллионов рублей.

Все было тщетно. Высокие соображения о безопасности государства взяли верх, и властям Дагестана пришлось выделить столько гектаров, сколько просил Генштаб. Стройка закипела, поскольку приказ гласил: 33-я бригада должна быть сформирована и приступить к службе не позже, чем через два года. Батальон военных строителей, куча местных подрядных организаций день и ночь трудились под ободряющее: «Давай, давай! Стройка на контроле у Путина и лично у президента!»
Правда, жителям района страна протянули и прямо-таки вязанку пряников. Во-первых, крупные денежные компенсации, в среднем 158,5 тысячи рублей за сотку. Во-вторых, одновременно с военным городком в горах стали строить асфальтированную 130-километровую дорогу. В третьих, премьер Путин, лично приехавший в 2008 году в Ботлих чтобы взглянуть, как дело идет, привез с собой руководство «Газпрома» и РАО ЕЭС. Велел потрясенным масштабом стройки немедленно провести сюда природный газ и линию электропередач.

Чтобы не возить стройматериалы по горным кручам, заработали специально построенные в окрестностях села три бетонных завода, на месте было налажено строительство капитальных зданий в монолитном варианте с использованием несъемной пенополистирольной опалубки. К тому же появление гарнизона сулило ботлихцам новые, неплохо оплачиваемые места в обслуге. И они смирились с утерей садов и пастбищ.