Зачем Медведев едет в Латинскую Америку

На модерации Отложенный Президент Дмитрий Медведев 22-27 ноября посетит страны Латинской Америки – Перу, Бразилию, Венесуэлу и Кубу. Некоторые пункты программы этого вояжа известны. В первые два дня Медведев примет участие во встрече глав государств и правительств экономик форума АТЭС в столице Перу Лиме. В Венесуэле, по всей вероятности, Дмитрий Медведев вместе с президентом этой страны Чавесом побывает на венесуэльско-российских военно-морских учениях и окончательно договорится о содействии России в строительстве атомного реактора в провинции Сулиа на северо-западе Венесуэлы.

Наверное, я разочарую сторонников версии о том, что Медведев затеял это турне в пику США, как бы в ответ на кавказский конфликт. Вот, мол, Вашингтон устроил неприятную для нас игру у самых границ России, а мы вот возьмем да и прогуляемся по исконной американской вотчине – Латинской Америке. Маневрами с Венесуэлой и переговорами на Кубе пощекочем нервишки сразу двум президентам США: уходящему и приходящему...

Думается, что все же значение этих визитов, какова бы ни была их конкретика, намного шире и значимее. Российский президент едет на латиноамериканский континент, отодвинув многие куда более важные и традиционные для нашего сотрудничества регионы и государства мира. Это красноречивое свидетельство не только возрастающего веса Латинской Америки в нашей внешней политике, но и реальной практической диверсификации внешних связей России в русле движения к действенной многополярной модели мирового устройства.

И все-таки Бразилия...

Безусловно, особое место здесь я бы отвел Бразилии. И не только потому, что это действительно крупная и мощная страна, которая вместе с Китаем и Индией входит в тройку экономик, в близком будущем выдвигающихся на передовые позиции в мире. В конце 1980-х я был свидетелем тому, с каким трудом советникам Михаила Горбачева удалось убедить шефа принять в СССР избранного, но не присягнувшего еще официально на президентский пост бразильца Фернандо Коллора де Мело. Самым сильным аргументом оказалось тешившее самолюбие советского руководителя совпадение начала демократических перемен в СССР и Бразилии – апрель 1985 года.

С тех пор утекло много воды, но сейчас особенно рельефно выступили те бесспорные факторы, которые делают просто поразительным сходство и сопряженность российских и бразильских проблем, причем, далеко выходящих за рамки того памятного хронологического совпадения...

После распада СССР российское государство приобрело примерно такую же, как Бразилия, географическую и этнографическую конфигурацию. Численность населения и площадь территории близки. Обе страны схожи по огромным мало освоенным пространствам, по экстремальным климатическим условиями (у них – жара, у нас – холод).

Мы и Бразилия обладаем крупнейшими перспективными глобальными резервами: у нас – пресная вода, Байкал, у них – кислородогенерирующие леса Амазонки. Наши страны богаты во многом дополняющими друг друга природными ископаемыми. У нас – нефть, газ, у них – железная руда, минералы. У Бразилии и России огромные сельскохозяйственные возможности.

У наших стран примерно соизмерим внешний долг и общая структура взаимоотношений с мировой и североамериканской финансовыми системами. Однако бразильцы уже давно в теме и управляются со всем этим куда более гибко и хитро нежели мы...

Наконец, по своему опыту скажу, что бразильцы более близки нам по духу, миропониманию, привычкам, манерам, сентиментальности и ностальгии, нежели американцы и многие европейцы.

Уже только этот набор автоматически открывает неограниченные возможности сотрудничества и обмена опытом с бразильцами.

Но и это еще не всё...

Бразилия является носителем целого ряда "фирменных" креативных и, главное, полезных для нас методик по организации жизни страны и решению стратегических задач.

Мало кто знает о том, что осуждавшаяся советской пропагандой бразильская военная диктатура с самого начала своего правления страной в начале 1960-х сознательно и на основе четкого перспективного плана поставила себе задачу к середине 80-х, то есть через 20 лет, самой передать власть гражданскому правлению. Но передать страну они пообещали в модернизированном, "заряженном" на дальнейшее развитие виде, и слово свое сдержали. Создав неизбежную для тоталитарной схемы систему ограничений в жизнедеятельности страны, они тем самым получили возможность целеустремленно осуществить задуманное.

С 22-го места в мировой экономике военные вывели Бразилию в первую десятку. Сейчас страна на 8-9-м местах и уже дышит в спину наиболее развитым экономикам. Бразилия грамотно выбрала так называемые "пилотные", то есть вытягивающие за собой остальную экономику отрасли, и бросила на них основные национальные ресурсы. Такими "прорывными" направлениями стали: авиастроение, автоиндустрия, оборонный экспорт (с упором на бронетехнику и ракетно-артиллерийские системы), металлургия, сельскохозяйственный экспортный комплекс, космическая программа, жесткое энергосбережение, развитие автодорожной сети.

Можно спорить об этом, но мне представляется, что нынешнее весьма перспективное состояние Бразилии, которой эксперты прочат еще более мощное будущее, является неким немым упреком для России...

Бразилия обошла нас дважды

Первый раз: пока мы с середины 60-х, не поняв на самом верху и, по сути, загубив косыгинские реформы, старательно вползали в застой, бразильские военные планомерно, жестко и по современному технологично тащили страну вверх по рейтинговой лестнице.

И второй раз: пока мы, начиная с апреля 85-го, долго, мучительно и безжалостно выкапывали из себя свои же собственные недостатки и беззастенчиво демонстрировали их всему миру, бразильцы на подготовленной военными почве, по отработанной схеме преемственности всех ветвей и институтов власти, сходу вошли в демократию и без сомнений и колебаний "рванули" вперед.

Нация едина. Создан крепкий средний класс. Хорошо работает экономика. Функциональна дорожная сеть. Есть интересные программы по борьбе с бедностью, преступностью, обеспечению жильем, проекты в области здравоохранения и социальной защиты.

Если у нас в России еще немало лежащих под сукном технологий, то у бразильцев отлично поставлены внедренческие схемы, оперативный запуск высокотехнологичных производств. Бразилия – крупнейший покупатель технологий в Латинской Америке, но она же и поставляет свои научные разработки в страны континента. Именно это, пожалуй, самое перспективное направление нашего сотрудничества. Не случайно, в Бразилию приглашены и работают там десятки российских ученых по наиболее технологичным специальностям, например, по квантовой оптике, электротехнике.

Алексанлр Романович