Как МВД выдавливает инакомыслящих из собственных рядов

На модерации Отложенный

Публикуем письмо офицера МВД обозревателю «Новой газеты» Юрию Гейко.

«Уважаемый Юрий Васильевич! Как и обещал - продолжение темы коррупции в МВД России. Конкретно: о борьбе с инакомыслящими внутри самого ведомства.

Для этого в МВД имеется серьезный арсенал способов. Попасть в черный список несложно, достаточно открыто пойти против Системы, к примеру, отказаться ломать судьбы людей в угоду палочной статистике либо демонстративно отказаться от исполнения каких-либо ценных указаний свыше типа принудительной подписки на ведомственные газеты и журналы. Либо просто иметь принципы, противоречащие Системе.

Преимущественно все эти рычаги носят финансовый характер, т.е. результатом прессинга является максимальное сокращение и без того маленькой зарплаты сотрудника. Способов много, приведу основные.

Метод так называемого взятия сотрудника на карандаш, Теперь каждый, даже легкий, проступок, будь то хоть опоздание, хоть неглаженые брюки или нечищеные ботинки, оформляется рапортом и ставится виза: «Разобраться и привлечь к ответственности». По каждому такому факту от сотрудника требуется письменное объяснение. Объяснения складываются в отдельную папку для того, чтоб потом, при накоплении уже двух-трех, подготовить приказ о наказании с формулировкой «за недобросовестное исполнение своих служебных обязанностей, выразившееся в неоднократном нарушении служебной дисциплины». Но обычно сотрудник, попавший на карандаш, знает об этом и по возможности старается не давать повода даже для мелких придирок.

Тогда используется другой рычаг воздействия под названием «исполнительская дисциплина». Под этим подразумевается своевременное исполнение входящей документации, материалов, приказов, указаний, распоряжений и прочих документов. С учетом того, что большинство документов в МВД носят формальный характер, а чаще всего просто дублируют друг друга, то исполняются они тоже зачастую формально.

Но помимо вышеуказанной формальной макулатуры есть ряд документов (примерно около 30% от общей бумажной массы), к исполнению которых формально подойти не получится, обычно это разного рода формы статистической отчетности за различные периоды в сравнении с чем-либо подобным.

Так вот, сотруднику, попавшему на карандаш, начнут поступать непрерывным потоком бумаги, имеющие максимальную сложность исполнения при минимально отпущенных на это сроках. Проще говоря, ему будут отписывать все самое сложное, а времени на исполнение будут давать меньше всех остальных. И если обычно действует правило: «Формально отписали - формально отписался», то в данном случае каждую бумагу будут проверять тщательнейшим образом, до последней запятой. И вернут с визой: «Переделать...»

Отмечу, что каждый документ имеет жесткие сроки исполнения. Неисполнение его в указанные сроки считается нарушением исполнительской дисциплины: одно-два таких нарушения еще не повод для наказания, но когда от трех и более, это уже приобретает формулировку «систематическое нарушение исполнительской дисциплины».

Еще один метод борьбы с неугодными лежит в сфере системы профессиональной подготовки сотрудников МВД России. Ежеквартально они сдают зачеты по физической, огневой и служебной видам подготовки. При этом достаточно получить оценку «неудовлетворительно» по одной из этих трех позиций, и общая оценка будет - «неуд». А получить этот самый «неуд». в МВД России достаточно легко, поясню почему. К примеру, сдача нормативов по физической подготовке. В принципе пробежать челночный бег, 12 раз подтянуться и выполнить 5 боевых приемов борьбы на «удовлетворительно», кажется на первый взгляд не так уж сложно. Проблема в том, что выполнить даже эти нормативы без проведения периодических занятий по физической подготовке практически невозможно. А такие занятия практически не проводятся.

Все это происходит из-за нашей нищеты: очень часто на целое УВД города или района имеется всего один действующий спортивный зал или полигон. Потому и проводится подготовка достаточно формально, чаще всего на бумаге, тем более что заезжие проверяющие уровень профессиональной подготовки проверяют в первую очередь именно на бумаге.

С огневой подготовкой еще сложнее - специально оборудованных тиров, отвечающих всем требованиям, у нас и на страну-то не так много. Во многих ОВД их вообще нет, как часто нет и боеприпасов для проведения стрельб. Ведь спортивные патроны нужно закупать, а в ОВД часто просто нет на это средств. Отсутствуют специализированные стрелковые тренажеры, предназначенные для занятий с сотрудниками, имеющими слабые навыки в стрельбе. Потому что они тоже стоят денег, и денег немалых, а начальнику такого ОВД эти средства никто не выделит.

Специально оборудованных библиотек, укомплектованных спецлитературой и оснащенных всем необходимым для самоподготовки, тоже по пальцам пересчитать. Многие сотрудники и рады бы повысить свой профессиональный уровень, да только возможностей для этого им не предоставлено. Но при этом постоянно приходит масса указаний о том, что необходимо изучить разные речи, обращения и воззвания министра, дублирующие друг друга (вплоть до орфографических ошибок) решения коллегий, совещаний МВД, цитирующие в решениях те же речи и обращения министра, - и куча другой малополезной информации.



Таких указаний часто приходит до десятка в неделю! И главное - на этом делается особый акцент любых проверяющих, все должно быть тщательно законспектировано в служебных тетрадях сотрудников. Сотрудник может знать материал на «отлично», но если в его тетради нет записи или есть, но объем ее недостаточен, оценка - «неудовлетворительно».

Говоря проще: где, когда и как сотруднику заниматься, не интересует никого. Но, несмотря на это, спрос с него - по полной, зачеты должны сдаваться четко и строго по нормативам. Этим и пользуются некоторые руководителя для сведения счетов с неугодными подчиненными. За несдачу зачетов можно лишить премии, снизить оклад по должности до минимального, задержать присвоение очередного звания, вплоть до направления на переаттестацию. Ну а если оценивать навыки сотрудника при сдаче зачетов по всем видам подготовки предвзято, тогда шансы эти зачеты сдать даже при неплохом уровне подготовки равны практически нулю.

А теперь с учетом вышеизложенного сделайте выводы о том, для чего нужна озвученная недавно руководителем МВД России новая система профессиональной подготовки сотрудников, когда их зарплата будет напрямую от уровня подготовки зависеть?

Если бы министр сказал, что надо спортивные залы, где есть - отремонтировать, где нет - построить, тренажерами оснастить, стрелковые тиры привести в соответствие, учебные классы оборудовать, говоря проще - создать условия, вот тогда это было бы правильно и логично. А на фоне того, что мы сегодня имеем, это больше напоминает советский еще анекдот, когда кандидат в председатели колхоза на партсобрании обещает «надои повысить, а корма при этом сэкономить». Потому и используется данный механизм пока исключительно как инструмент расправы над неугодными сотрудниками под предлогом борьбы с профессиональной безграмотностью.

Можно заваливать неугодного сотрудника материалами и уголовными делами, имеющими условное название «гнилые». Сроки исполнения таких дел очень сжаты, а проведение необходимых следственных действий по ряду причин не представляется возможным, а продлевать их далее уже невозможно. Соответственно дело не будет своевременно направлено в суд, вот и основание для взыскания.

Помимо этого строптивый сотрудник получит все наряды, усиления и специальные мероприятия на выходные и праздничные дни.

Так же будут искусственно создаваться препятствия в работе, к примеру, участковых уполномоченных. Найти у них нарушения можно элементарно, потому что это подразделение в системе МВД построено таким образом, что его сотрудники обязаны отвечать за все и за всех. Реальные нагрузки на участковых по исполнению материалов и контролю составляют от 200 до 500% от максимально допустимых. Соответственно, исполнить весь возложенный на службу объем работы даже теоретически невозможно. Точнее, исполнить-то может и можно, но вот задокументировать исполненное - совершенно нереально. А проверяющие опять же будут смотреть именно бумаги. Раз не написано - значит, «работа на участке организована формально». При таком заключении оправдаться невозможно. Получай взыскание. А все документы у неугодного сотрудника будут проверять постоянно и самым тщательнейшим образом.

Невозможно обойти молчанием и последнюю инициативу руководителя МВД России о взятии с личного состава расписок с обязательством не совершать должностных преступлений, не брать взяток.

Вы знаете, Юрий, может, это и было бы смешно, если бы не было столь грустно. Осталось с каждого преступника взять расписку, что он обязуется не совершать преступлений, и наступят в нашем обществе гармония и порядок.

Наверное, уж такая мы страна, что все законодательные усилия действуют лишь на тех, кто и так готов эти законы соблюдать. Тем же, кто и до этого занимался поборами и злоупотреблениями, - им все равно, какие законы нарушать.

Уже скоро те немногие, честные и принципиальные, которые еще остались в МВД, дотянут до пенсии и уйдут. Вот тогда преступность в России покажет свое истинное лицо. Только противопоставить ей будет уже нечего. Осталось ждать не так долго - 3-4 года, может, раньше, часы тикают.

С уважением, Юрий Романов.
Пока еще офицер российской милиции».

P.S. В переписке с Юрием Гейко автор письма сделал важное уточнение:

«Существует готовая модель реформирования МВД, которая позволила бы на практике изменить и улучшить работу милиции. Главное - она не требует капиталовложений и радикальных изменений в законодательстве. Данная работа известна как Национальный проект «Безопасность», она написана ветеранами и действующими сотрудниками МВД с привлечением консультантов одного из агентств по эффективному управлению персоналом.

Эту разработку рассылали А. Хинштейну, В. Васильеву, в МВД, в газеты, но никого, а главным образом - руководство МВД, она не заинтересовала. Вероятно, потому, что ее внедрение быстро выдавит с теплых мест лишних людей в МВД и закроет массу кормушек, а главное - не позволит снижать преступность манипуляциями со статистикой». Документ есть в распоряжении редакции.


ОПРОС: Что вы чувствуете при виде милиционера?