Малолетки с бандитским уклоном: Рособрнадзор отчитался о детях-мигрантах, которых в школу не взяли. МВД ждут «горячие будни»

В России потенциально может возникнуть еще один серьезный источник криминала. Собственно говоря, он уже возник: это дети мигрантов.
В нынешнем учебном году российские школы отказались зачислить 87% детей мигрантов, сообщил Рособрнадзор.
С апреля по август заявления на обучение подали родители 23 616 несовершеннолетних иностранцев. Но в итоге в тестировании участвовали лишь 5 940 детей. Из них успешно справились с тестовыми заданиями около 3 тысяч, или 12,6% от общего числа заявителей. Это официальные данные Рособрнадзора.
Обязательный экзамен на знание русского языка для детей иностранцев при зачислении в школы ввели с 1 апреля 2025 года. Для успешного поступления необходимо правильно ответить на 90% вопросов. Для всех задания разные, с учетом возраста. У первоклашек проверяют устную речь, базовые лексико-грамматические навыки, со второго класса в задания включают чтение и письмо. Цель тестирования — оценить способность ребенка учиться на русском языке в рамках российских образовательных программ.
До этого ситуация была просто аховая. Марина Шарова, преподаватель истории из города Реж Свердловской области, член межрегионального профсоюза педагогических работников «Учитель», делилась с «СП» своими впечатлениями:
— Ты рассказываешь им материал, а дети мигрантов смотрят на тебя и никак не реагируют. Задаешь вопрос: «Все ли понятно?». Молчат. При этом по результатам тестов и контрольных они «тянут» назад весь класс, и с ними приходится в свое свободное время заниматься дополнительно. Но это еще не все.
Когда приходят в школу родители, они требуют только педагогов-мужчин, с женщинами-учительницами не общаются. У большинства родителей уровень русского такой, что некоторым требуется переводчик. Большую часть времени дети мигрантов проводят в семье, где на русском языке никто не говорит.
Другая сторона проблемы — подростковая преступность. В конце июля российский СМИ облетел жуткий случай: под Калугой дети мигрантов 11 и 9 лет изнасиловали 4-летнюю русскую девочку. Об одном из них известно, что он уже затягивал в туалет первоклассницу, где тоже пытался ее изнасиловать. Но его просто отчислили, и он стал спокойно жить среди других детей, слоняясь по улице в поисках приключений.
Что будет с теми, кого не возьмут в российскую школу? Этнические подростковые банды, в которые они непременно собьются от безделья, создадут новые проблемы в борьбе с нелегальной миграцией. Есть ли государственные программы, которые предполагают решение этих проблем?
С такими вопросами «СП» обратилась к заместителю председателя комитета по региональной политике Госдумы, члену фракции КПРФ Михаилу Матвееву.
— Решение этого вопроса запоздало лет на 10. Если верить сводкам МВД за 2024 год, еще до принятия закона об обязательном тестировании детей мигрантов на знание русского языка, из них школы в России посещали всего 200 тысяч человек. Остальные 600 тысяч находящихся в России детей «иностранных специалистов» просто не ходили в школы по непонятным причинам.
И когда государство проанализировало эти цифры и начало наводить порядок, диаспоры стали выражать протесты. А где они раньше были? Почему не учили детей приезжих в школах при своих посольствах?
«СП»: Но теперь дети, не сдавшие экзамен на знание русского, не будут посещать школу на официальных основаниях. Не приведет ли это к всплеску подростковой преступности?
— А вы думаете, ее раньше не было? Раньше дети мигрантов не сбивались в стаи и не избивали в школьных коридорах тех, кто казался им слабее, чтобы показать свою силу?
Мало было случаев насилия в школах со стороны малолетних мигрантов? Я такие сообщения получал регулярно.
Всё это было, а сейчас возрастет в геометрической прогрессии, если не принять срочные и радикальные меры. Причем действовать надо быстро и жестко.
«СП»: Одну меру мы уже знаем — это введение визового режима для мигрантов. Посмотрите, у нас с Туркменией, например, визовый режим, и ни один туркмен или его ребенок не фигурирует в криминальных сводках.
— Некоторые любят выдвигать тезисы о «мягкой силе», дружбе народов и партнерских отношениях. У нас есть два ведущих стратегических партнера — Китай и КНДР, с которыми действует визовый режим. С Китаем, правда, на днях решено ввести безвизовый режим. Но от визового режима у нас отношения с этими странами разве испортились? Наше партнерство от визового режима не пострадало.
«СП»: Какие еще меры, кроме введения визового режима могут быть приняты для предотвращения подростковой преступности среди детей мигрантов?
— Надо просто действовать в соответствии с нашим законодательством, которое возлагает на родителей ответственность на обеспечение детей общим средним образованием.
Если родители не в состоянии это сделать, они должны нести наказание в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (КОАП).
За ненадлежащее исполнение родительских обязанностей мигрантов по закону необходимо привлекать к административной ответственности. После двух административных правонарушений — депортировать. А то ведь что получается? За 2024 год в МВД было составлено, по моим данным, до 9 тысяч протоколов на мигрантов, дети которых по непонятным причинам не посещали в России школы. И никакого результата!
«СП»: Не так давно Госдума приняла во втором и третьем, окончательном чтении правительственный законопроект, который предусматривает механизм передачи сведений в МВД о зачислении детей мигрантов в образовательные организации и их отчислении из них. Как считаете, эта мера контроля будет действенной?
— В какой-то мере будет, если только в правительстве не будут лоббировать массовый завоз в Россию мигрантов с семьями, — подытожил депутат.
9 сентября в Думу внесен законопроект, согласно которому трудовым мигрантам запрещается привозить с собой членов семей. Исключением станут высококвалифицированные иностранные специалисты. Есть ли перспективы принятия этого законопроекта и когда он реально заработает? Этот вопрос «СП» попросила прокомментировать ветерана МВД, полковника полиции Олега Хатюшенко.
— Эта норма — важный шаг на пути перехода к вахтовой системе работы мигрантов России. Я читал пояснительную записку к законопроекту, в ней говорится, что за первые шесть месяцев 2025 года, по данным МВД, иностранным гражданам было выдано около 114 тысяч разрешений на работу. Это в полтора раза превышает показатель за аналогичный период 2024 года!
У меня сразу вопрос: а нужны ли нам в таком количестве в России стройки, на которые якобы в основном приезжают мигранты? Ревизия новых жилых комплексов одной из ведущих строительных компаний, к примеру, показала: половина квартир в новостройках не заселены и находятся в залоге у банков. Может, стоит для начала посчитать, сколько мигрантов вообще нужно России?
Что касается детей мигрантов, если родители не исполняют обязанности по их воспитанию и обучению — у нас есть спецприемники, в которые помещают беспризорных и «трудных» детей. Да, это дополнительная нагрузка на государство, но это лучше, чем если приезжие подростки будут сколачивать на улицах криминальные банды.
Ирина Мишина
Комментарии