Сталинизм как единственное оправдание русофобии

На модерации Отложенный

Нет, все же не могу согласиться, что шум вокруг баснословной реконструкции «Курской-кольцевой» чрезмерен. С одной стороны - да, демонстрация отцов метрополитена мелка и труслива. Истукана нам не воротили, а кто ее, надпись эту, через пару месяцев сделает себе труд читать?

Так-то оно так. Но трусливые шажки иной раз оказываются действеннее шагов смелых. Воздвигнись «гипсовый, алчущий человечины, чтобы вновь обрести величие» сегодня, скандал был бы пока еще огромный. (Я уж не говорю о том, что при ныне длящейся войне памятников он бы суток не простоял). А ради надписи идти на отчаянные шаги вроде бы как-то и несерьезно. Но - в пересчете на бронзу или гипс - одна такая надпись равна сапогу истукана. Или руке с трубкой. Или усищам. Так что ниша уже не пуста: какая-то из перечисленных частей в ней уже поместилась. И намерена потихоньку обрастать другими.

Скандал с «Курской» - опасный прецедент. Знак, что с проблемой пора разбираться, дальше терпеть нельзя.

Отрешившись от эмоций (что непросто), надо отдать себе отчет в том, что идет массированная попытка создания «русского бренда» через образ Иосифа Джугашвили. Образ, надо сказать, далекий уже не то что от оригинала, но и от образа-предшественника, созданного в давние времена, в период тридцатилетней диктатуры. По сути, мы имеем дело со вторичным мифотворчеством, но при том на диво многоголосым. Мы слышим слаженный хор, а без дирижера хор не поет. И вопрос-то на повестке дня стоит самый простой - cui prodest?

Первый ответ лежит на поверхности: тем, о ком я столь часто, увы, пишу, - кандидатам в «новые опричники», ласкающимся получить большую выгоду и удовольствие от неограниченной власти над нами, «земщиной». В искренности их намерений мы можем не сомневаться. Но либо я уж вовсе не понимаю психологии этих ребят, либо такой ответ - не исчерпывающ. Ну нипочем они не станут трудиться только на дальнюю перспективу! Политические партии, такие как ЕСМ (Евразийский союз молодежи), не возникают без финансовых вливаний. На что они проводят свои опричные съезды в Александровой Слободе? На членские взносы? Помилуйте, я видела опричные массы вживе и вблизи. Какие уж тут взносы, одно «грабь награбленное», дырявые носки и немытые головы. Не на их сиротские деньги лица современного сталинизма катаются по белу свету и устраивают съезды.

Для демократов (без особого смысла собирающих сейчас протестные подписи, о чем речь ниже) тут все предельно ясно. По их мнению, неоджугашвилистам (они же по совместительству новые опричники) дает зеленый свет и всякие разные приятные возможности, конечно же, власть. Всерьез эта версия не заслуживает нашего внимания. Людям, никогда настоящей диктатуры не нюхавшим, очень хочется побыть героями и борцами. В действительности же очевидно, что власть, особенно верхняя, знать не знает, что делать с идеологией, и ждет, что все как-нибудь разрулится само. Отсюда и все сегодняшние ненормальные метания: вчера коллизия с Николаевским вокзалом, сегодня скандал с «Курской-кольцевой». Будь действительно взят тайный курс на металлический псевдоним, мы бы это ощутили с иной степенью убедительности. Хотя, вне сомнения, во властных структурах кто-то металлический псевдоним и лоббирует.

Ох, мысли в голову лезут ну самые что ни на есть конспирологические. Что б я самое сделала, будь я не стесненным в возможностях врагом России? Постаралась бы установить идейный занавес. Собрала бы, например, сессию ОБСЕ  и приравняла бы сталинизм к гитлеризму, напрочь проигнорировав, что уже при Брежневе оценка Джугашвили в стране была достаточно адекватной, а режим больше идиотским, нежели людоедским.

Авось, глядишь, русские сами обидятся и запоют, что их «вырастил Сталин». А ну как не запоют? На этот случай у меня работали бы в России агенты влияния, раздували бы истерию в защиту и восхваление «отца народов», укрепляли изоляционистские тенденции изнутри. Ну а дальше все просто: объявляем Россию «страной-изгоем» и в результате еще ряда мер овладеваем ее интересными недрами в качестве военной добычи.

Россия, конечно, не Ирак, повозиться пришлось бы больше. Но овчинка бы выделки стоила. Главное - вбить клин между ней и соседями по континенту.

Сталинизм - единственное работающее на сегодняшний день оправдание русофобии. Русофобия, виртуальное превращение России в эдакий Мордор, - необходимое условие агрессии. Вроде бы все сходится. Но в жизни так логично не бывает.

И, дабы в конспирологию все же не впадать, решим, что для нас на данный момент и неважно, откуда взаправду дует ветер. Все одно социологических исследований мы на эту тему едва ли дождемся. На факультете социологии, как я упоминала на прошлой неделе, тоже засели сталинисты всех мастей. Важнее не откуда все это идет, а что нам с этим делать? И вот тут, сколь бы странным сие не звучало, есть некоторая ясность.

Пусть демократическая общественность, конечно, собирает свои протестные подписи. Вот только в стране, где идея демократии (не будем касаться даже того, хороша ли она самое по себе) самым плачевным образом скомпрометирована в годы Ельцина, это ни к чему вразумительному не приведет. А сколь-либо заметного объединения консервативных сил у нас, как опять же уже говорилось, нет. Но вышел бы большой толк, если бы инициатором сбора подписей выступила общественность православная. А еще бы лучше, если б такую инициативу взял на себя какой-нибудь православный ресурс.

Такой сбор подписей не просто мог бы достигнуть нужной цели - ликвидации не к ночи будь помянутой надписи в метро. Он еще и сослужил бы службу в развенчании мифа о «Сталине - спасителе и покровителе Церкви» и вообще тайном схимнике-чудотворце. А заодно показал бы, что культ «святого царя Ивана», на котором практически все джугашвилисты сегодняшнего дня базируются, - удел церковных маргиналов. Все ли об этом знают в светской среде? Ох, не все.

Работники по созданию нового «имперского» бренда, вторичные мифологизаторы товарища генсека, ради вящего успеха своей работы, пользуясь общественным невежеством, стараются производить некое «православное» впечатление. Многие ли из тех, кто смотрит телевизор и слушает радио, знают о том, что Проханов - коммунист из семьи молокан? Что работы Дугина, столь много рассуждающего о «традиционных религиях», ни один уважающий себя богослов не рискнет назвать православной мыслью? И, в конце концов, что могут люди светские думать об ОПК, когда за ОПК выступает Добреньков?

Сталинисты «православные» куда опаснее сталинистов просто красных. Но и тех и других надо вытеснить с телевидения или радио в какой-нибудь наш аналог Гайд-парка.

Словом, мысль предельно проста, а все сказанное выше является лишь присказкой к ней: будет куда как хорошо, если адекватное православное большинство проявит инициативу в отношении позорного эпизода с «Курской-кольцевой». Хорошо, правильно, нравственно и куда как умно.


ОПРОС: Нужен ли современной России Сталин?