Кто повинен в вымирании редких видов животных

На модерации Отложенный

На днях пришло грустное сообщение из Китая: вымер единственный в мире озерный вид дельфина, обитавший исключительно на территории КНР. Об этом сообщила группа исследователей из Великобритании, Китая, Соединенных Штатов и Японии. Правда, пока что представители Всемирного фонда дикой природы (WWF) все еще надеются, что есть шанс возродить это удивительное животное. На сегодняшний день пресноводный дельфин из Янцзы продолжает числиться в Красном списке Всемирного союза охраны природы как вид, находящийся в «критической опасности». Что привело к гибели дельфина, и кто именно был в этом повинен?

«Этот дельфин уже вымер, надежды нет никакой, — сообщил РБК daily директор Утришского дельфинария Лев Мухаметов. — Еще в 80-м году, во время швейцарской экспедиции на Янцзы, ее глава, профессор Пиллери, сказал с полной уверенностью: вид погиб, последние несколько особей его уже не спасут». Причиной гибели вида, утверждает эксперт, послужила хозяйственная деятельность человека: река Янцзы на протяжении тысячелетий использовалась для нужд сельского хозяйства, а в ХХ веке масштабы изменения ее гидрорежима привели к настоящей экологической катастрофе.

Выживание редких видов — не прихоть биологов: каждый вид уникален, его существование необходимо для поддержания генетического разнообразия, сохранения глобальной экосистемы. Есть и собственно научно-исследовательские цели: сохранение вымирающих видов, многим из которых десятки миллионов лет, позволяет установить, какими путями шла эволюция на нашей планете.

Но только ли человек виноват в гибели дельфинов? «Есть гипотеза, что механизм вымирания видов заложен самой природой, — сообщил нашему изданию Аркадий Савинецкий, замдиректора по научным вопросам Института экологии и эволюции РАН. — Другое дело, что в силах людей продлить жизнь тем видам, которые уже сейчас близки к исчезновению. Многие животные уже давно не живут в дикой природе и сохраняются только в зоопарках — например, олень Давида в том же Китае, последнее дикое стадо которого было истреблено во время восстания тайпинов в 1851—1864 годах. Спасти этот вид китайцам помогают зоопарки по всему миру, в том числе и Московский зоопарк. Сейчас на марше генетические методы — биологи связывают с ними новые надежды по спасению редких животных». «То, что этот дельфин вымирает, было ясно еще лет 20 назад, — говорит г-н Мухаметов. — Но тогда Китай не особенно роскошествовал, ему было не до спасения видов, не то что сейчас. Потом запоздало кинулись спасать — надо отдать китайцам должное: вложили весьма значительные средства, построили крупную дельфинью ферму. Но ничего из этой затеи не вышло — у китайских биологов попросту не было никакого опыта ни в отлове, ни в содержании этих млекопитающих. В результате удалось поймать только парочку дельфинов — самца и самку.

Вскоре самка погибла — вольеры были сделаны неправильно, она запуталась в сетке».

Как ни странно, в вымирании дельфинов косвенно могут быть повинны те, кто борется за их спасение, — различные природоохранные организации. «Зеленые» экстремисты по всему миру выдвигают абсурдный лозунг: закрыть все дельфинарии, дельфины должны жить только в море, а не томиться в неволе, — поясняет г-н Мухаметов. — Но ведь моря, озера и реки давным-давно перестали быть безопасной средой обитания для дельфинов. И единственный способ предотвратить вымирание вида — это его разведение в неволе. А для этого уже сейчас надо вырабатывать опыт содержания дельфинов в специальных питомниках. Но учиться надо, пока вид не погиб, а не тогда, когда от него уже остались всего несколько особей».

По словам эксперта, «зеленые» — это поистине больной вопрос для дельфинологов: все дельфинарии вынуждены воевать с «зелеными». «Их идеология приводит к смерти животных, — сокрушается г-н Мухаметов. — Вот свежий пример, касающийся нашей страны: вымирает черноморская афалина. Пока не поздно, надо ловить этих дельфинов и пытаться разводить. Но замруководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Олег Митволь, который полностью находится под влиянием американских экологов, закрыл всем дельфинариям возможность отлова афалины не только для научных исследований, но и для целей их разведения в неволе. Вдобавок от этого решения страдают дети, которые могли бы поправить здоровье при помощи дельфинотерапии. Нет, я не спорю, что большинство «зеленых» — нормальные люди, но те, кто кричат «Всех дельфинов — в открытое море!», — просто опасные невежи. Вот эти «природозащитные» организации существуют на деньги миллионеров из США, плохо разбирающихся в том, на что дают деньги».

На фоне вымирания редких животных довольно любопытно звучат время от времени возникающие новости о том, что виды не только исчезают, но и возникают. «Новых видов описывают много — в том числе и среди крупных млекопитающих, — говорит г-н Савинецкий. — Но вряд ли можно хотя бы об одном сказать, что он возник в недавнем времени. Скорее всего, ученые его попросту не заметили ранее. Существует, например, значительное количество так называемых видов-двойников, которые классификаторы ошибочно считали одним, и лишь потом выяснилось, что на самом деле, при всем сходстве внешних признаков, их два. К тому же, само понятие «вид» трудно определить однозначно и универсально: границы между подвидом и видом сильно размыты. Еще одна проблема — наблюдения за животными ведутся учеными всего каких-нибудь полтора века: это, разумеется, слишком малый промежуток времени, чтобы зафиксировать такого рода эволюционные процессы».