Русский дом Селенга.
На модерации
Отложенный
Олег Логинов
Известен Дом, который построил Джек. Но еще более известен в России русский дом Селенга, который построили Александр Саломадин и Сергей Грузин. Он вошел в историю России как одна из самых крупных финансовых пирамид.
В начале 1990-х славный город Волгоград стал какой-то аномальной зоной по части появления в нем огромных финансовых пирамид. Три из них: «Русская недвижимость», «Хопер» и «Русский Дом Селенга» в последующем выросли до неимоверных размеров и стали общероссийскими.
«Русский Дом» получил свое название «Селенга» отнюдь не в честь одноименной монгольской реки, а в честь английского экономического термина – «селенг». Это особая денежно-имущественная операция, состоящая в передаче селенг-фирме за определенную плату своих прав на пользование и распоряжение имуществом (главным образом денежным) с безусловным его возвратом по первому требованию.
Любопытно, что разбогатеть на этой операции в начале 1990-х решили не экономисты или бухгалтера, а комсомольские деятели. Александр Саломадин окончил Волгоградский политех, однако после института работать пошел не на завод а в комсомол, где его карьера складывалась довольно успешно и он стал начальником отдела Комитета по делам молодежи администрации Волгоградской области. Сергей Грузин университетов не заканчивал, ограничился получением средне-специального образования, но тоже подвизался в комсомоле. С Саломадиным он сошелся, когда трудился под его началом в Комитете по делам молодежи.
В годы дикого развития рыночной экономики бывшие комсомольские вожаки быстро сориентировались в ситуации и рьяно взялись за построение капитализма в России. 5 февраля 1992 года они зарегистрировали в администрации Тракторозаводского района Волгограда ТОО «Русский Дом Селенга» и начали широко рекламировать свои услуги «селенга» по распоряжению денежными средствами граждан.
Эта деятельность РДС могла быть задавлена в зародыше. В марте 1993 года, когда «Селенга» только-только начинала раскручиваться, налоговая инспекция Тракторозаводского района Волгограда попыталась воспрепятствовать ей и направила исковое заявление в Арбитражный суд с просьбой прикрыть РДС. Но у суда не хватило духу пойти против политики государства по развитию предпринимательства и рыночной экономики. Правда и налоговики круто поставили вопрос. Они потребовали признать все средства вкладчиков, вложенные в РДС, незаконным доходом и взыскать их в доход государства. Суд, конечно, поступил правильно, что не конфисковал в государственную казну деньги граждан, только в результате получилось еще хуже. Все вклады достались жуликам.
За два года «Русский Дом» заключил с вкладчиками 2 400 000 договоров «селенга» и получил от них 2 837 515 715 960 неденоминированных рублей. Часть этих денег ушли на «премии селенга» первым вкладчикам, но это создавало финансовой пирамиде необходимую рекламу в народе и привлекало к ней новых вкладчиков. А в целом РДС деньги тратились бездарно, за весь период своей деятельности эта организация не заработала ни копейки прибыли.
Ошалевшие от свалившегося на них богатства Саломадин и Грузин попытались построить свою финансовую империю, получившую название производственно-финансовое объединение «Союз С». Чего в нем только не было: рекламные агентства, собственные самолеты, системы спутниковой связи, магазины, транспорт, недвижимость. Парни своему «Союзу» даже собственную Конституцию написали, законы которой главенствовали над Конституцией РФ. А еще в подвластной им империи они ввели особую валюту – рэсы, номинал которых примерно равнялся немецкой марке. Но и это не все. Господа императоры учредили собственный орден. Награды изготовлялись из золота и бриллиантов, стоили баснословных денег. Ими награждались особо отличившиеся в обворовывании россиян сотрудники «Союза С».
Поскольку даже президент у нас живет на зарплату, то Саломадин и Грузин для приличия тоже назначили себе оклад – миллион долларов в год на двоих.
Наверное, могли бы и больше, да совесть не позволила. А денег у ребят было море. Когда в Сибири задержали самолет с собранными в регионе деньгами для РДС, то никто не мог назвать сумму. Сказали просто, что там бабок на две тонны. А когда в краснодарском отделении РДС проверяющие наткнулись на коробки с неучтенными деньгами, сотрудники отделения отказались от них, заявив, что понятия не имеют, как эти 30 миллиардов рублей здесь оказались. Пришлось проверяющим сдавать их в доход государства.
Но процветала империя Саломадина и Грузина сравнительно недолго. В 1994 году, когда политика государства изменилась, и финансовые пирамиды начали прижимать к ногтю, налоговые органы опять начали атаку на «Селенгу». Структуры РДС то и дело подвергались проверкам. А в ответ «Русский Дом Селенга» прекратил выплаты по вкладам. Государство решило банкротить «Селенгу» и для погашения ее долгов стало распродавать имущество РДС. Краснооктябрьский суд Волгограда весьма лихо организовал торговлю изъятым у РДС имуществом по льготным ценам. 48 автомобилей ушли по цене 6-8 млн. рублей, при рыночной стоимости 18-20 млн. Три самолета РДС уже после краха компании продолжали летать, принося кому-то прибыль, пока, наконец, не были арестованы Нижневолжской таможней. После продажи этих самолетов в «Газпром-авиа», вырученные деньги – 54 миллиона рублей мимо вкладчиков ушли в бюджет. В Архангельске здание РДС забрали налоговики, в Липецке – Администрация. Так что общая сумма компенсации вкладчикам РДС оценивается примерно в 4% от вложенных средств. Согласно реестру установленных требований кредиторов АОЗТ «РДС» задолженность перед вкладчиками – кредиторами по 1 очереди установлена на общую сумму 990 517 793, 32 руб., из которых в ходе конкурсного производства погашено 22 086 469 руб.
В 1996 году Саломадин и Грузин были арестованы по обвинению в растрате и мошенничестве в особо крупных размерах. Следствие по их уголовному делу длилось два года. Итогом его стали 410 томов, повествующих о махинациях строителей грандиозной финансовой пирамиды. Еще год длился суд. А его итогом стал приговор от 2 февраля 2000 года – 9 лет каждому с конфискацией имущества.
Прошло полтора года. И суд по ходатайству административных комиссий колоний общего режима Самары и Астрахани, где Саломадин и Грузин раздельно отбывали наказание, принял решение ополовинить их срок путем условно-досрочного освобождения.
Вот вам и ответ на вопрос: сколько надо отсидеть за кражу миллиарда рублей?
Правда, не все руководители «Русского Дома Селенга» отделались так легко как Саломадин и Грузин. Можно сказать, что им еще повезло.
В мае 1994 года в одной из квартир города Орла были изрешечены из «калашниковых» заместитель директора западного регионального филиала РДС Олег Гуревич и его телохранитель. Поговаривали, что Гуревича расстреляли за его коммерческую деятельность. И возможно расстреляли вкладчики. Не секрет, что в надежде на легкое обогащение в «Селенгу» вкладывали большие деньги и «братки», и чиновники.
А вот кому повезло гораздо больше Саломадина и Грузина, так это Сергею Потехину, руководителю аналогичной финансовой пирамиды под названием «Украинский Дом Селенга», которая выкачала из украинских вкладчиков 9 триллионов карбованцев.
В отношении должностных лиц «Украинского Дома Селенга» в 1995 году тоже было возбуждено уголовное дело, которое в конечном итоге составило аж 750 томов, почти вдвое больше чем у «Русского Дома». Но, несмотря на столь внушительный объем, это уголовное дело в 2000-м году было прекращено. Оказалось, что с юридической точки зрения «Украинский Дом Селенга» функционировал вполне легально – на основе постановлений правительства Украины.
Комментарии