Выступление U2 покажут в кинотеатрах в концентратном исполнении

На модерации Отложенный

Завтра в российский прокат выходит полнометражный фильм-концерт ирландской рок-группы U2 "U23D". Впрочем, прокат — это громко сказано. Ленту будут демонстрировать только в цифровых кинозалах, а всю полноту эмоций от трехмерного изображения можно будет ощутить исключительно в кинотеатре IMAX в Химках и в аналогичном зале в Санкт-Петербурге. В числе первых зрителей был БОРИС Ъ-БАРАБАНОВ.

"U23D" — не первый музыкальный фильм, который будут показывать в IMAX, и уж конечно это не первый концерт U2, снятый на пленку. Однако это первый трехмерный фильм в видеографии U2 и первое в истории музыкальное видео, которое изначально изготавливалось в трехмерной технологии. Чтобы зритель мог увидеть руку вокалиста U2 Боно в непосредственной близости от своей щеки или, скажем, разглядеть мельчайшие детали барабанной установки Ларри Маллена-младшего, требовалась не только обычная многокамерная съемка, а еще и дополнительная работа над крупными планами. Для изготовления такого рода картины одного концерта было мало. 

В качестве плацдарма для создания ленты U2 выбрали Латинскую Америку. В графике турне в поддержку альбома "How To Dismantle An Atomic Bomb" (2004) у U2 были предусмотрены концерты в Мексике, Чили, Аргентине и Бразилии, где группа не выступала восемь лет, и горячий прием и без того темпераментных фанатов был обеспечен. Сначала на стадионе "Ацтека" в Мехико сняли панорамы толпы, в Сан-Паулу снимали средние планы сцены, а в Буэнос-Айресе перешли к крупным планам музыкантов, причем для этого группе пришлось впервые в жизни сыграть десять песен на пустом стадионе, но не в режиме репетиции или саундчека, а с полной концертной выкладкой. В результате монтажа получилась картинка невероятно высокой четкости на всех уровнях, хотя обычно в музыкальных лентах камера фокусируется либо на фронтмене, либо, наоборот, на аудитории. Особенности кадра пленки, на которую снимают фильмы для IMAX, позволяют одновременно видеть каждый волосок на лице глядящего прямо в глаза зрителю Боно и, скажем, логотип фирмы—производителя телефона, которым снимает концерт девушка на заднем плане. 

"U23D" — прежде всего, поразительный визуальный аттракцион.

Звук вычищен до блеска, и именно этим отличается от концертного. Номера смонтированы и выстроены один за другим таким образом, чтобы у зрителя не было ни секунды перевести дыхание, поэтому фильм идет всего час двадцать, в отличие от концерта, который у U2 меньше двух с половиной часов не бывает. И здесь, конечно, коренное отличие этого зрелища от реального шоу. 

U2 — один из считанных музыкальных проектов первого эшелона, который россияне еще не видели вживую. Причины, по которым ирландцы до сих пор не побывали в нашей стране с гастролями, в разные годы назывались разные. От чеченской войны, в знак протеста против которой Боно отказывался ехать в Россию, до чрезвычайной дороговизны самого шоу U2. В последние годы тема Чечни перестала быть актуальной даже в среде передовых деятелей зарубежного искусства, а с деньгами для западных суперзвезд, судя по гонорарам, которые им здесь платят на частных праздниках, и вовсе нет проблем. Так что приезд U2, вероятно, все же вопрос времени. Вот выпустят в конце этого года новый альбом, в следующем поедут в тур, и если цены на нефть не упадут, никуда не денутся — примут предложение из России. Скорее всего, будет так. Что же касается "U23D", то это забава для глаз, но не для сердца. Это концерт, из которого вымараны все паузы, весь "воздух", все, что говорит о присутствии живых людей как на сцене, так и на самой арене. Это чистый роковый драйв, который будто закатали в консервную банку. Несмотря на то что во время сеанса часто сложно понять, где заканчивается реальный зрительный зал и начинается публика на стадионе, ощутить себя частью действа так же, как это бывает на настоящем концерте, не получается. Это просто разные жанры.