Почему Путин и Медведев проигнорировали инаугурацию Януковича

На модерации Отложенный

Российское руководство в лице президента РФ Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина не прибыли на инаугурацию новоизбранного президента Украины Виктора Януковича, отправив из Москвы официальною делегацию во главе с председателем Госдумы Борисом Грызловым. Почему Путин и Медведев проигнорировали вступление в должность Януковича, который демонстрировал свои пророссийские взгляды, мы спросили у российских и украинских экспертов.

Оба предпочли бы видеть президентом Тимошенко

Станислав Белковский, директор Института национальной стратегии (Россия):


- На самом деле, вопреки распространенной мифологии, ни Путин, ни Медведев не поддерживали Януковича на президентских выборах. Они предпочли бы видеть президентом Юлию Тимошенко. По трем причинам.

Первая. Сегодня в Кремле Янукович считается слабым и непоследовательным политиком, в нем было два этапа разочарований. Первый этап – 2004 год, когда, по мнению кремлевских руководителей, он отдал президентский пост, который был у него в кармане, без боя. Второй – 2007 год, когда точно так же, безо всяких юридических оснований Янукович пошел на досрочные парламентские выборы, которые фактически проиграл, и потерял власть. Собственно, для Кремля Янукович никогда не был особо “своим”. Он был выдвинут в 2004 году теми людьми, которым Кремль абсолютно доверял в вопросах украинской политики, и, в первую очередь, Виктором Медведчуком, который был и остается для Кремля основным экспертом по Украине и украинской политике и который является близким другом и Путина и Медведева. Это откладывает отпечаток на их взаимоотношения и на влияние Медведчука на украинскую политику Кремля.

Вторая причина состоит в том, что уже два года назад Путин договорился с Тимошенко по бизнесу, что для него самое главное в жизни. А приход Януковича потребует хотя бы частичного пересмотра достигнутых договоренностей. Ясно, что в команде Януковича есть люди, которые хотят вернуться на газовый рынок в качестве игроков. Один из этих людей стал вчера руководителем Администрации президента (Сергей Левочкин. – Авт.). Едва ли они оставят все, как было. Конечно, они захотят что-то поменять, а любые изменения – это новая головная боль, которой сегодня ни Газпром, ни Кремль, ни Путин не хотели бы.

Причина номер три состоит в том, что в случае победы Юлии Тимошенко, вся власть в Украине консолидировалась бы в одних руках, Тимошенко стала бы фактически и президентом, и премьер-министром одновременно. Ведь если бы премьером стал Турчинов, фактически его полномочия были бы в руках президента. А для Кремля очень удобно договариваться с режимами, где за все отвечает и принимает все решения один человек. А сейчас Москве приходится выстраивать отношения с несколькими политическими силами, что болезненно и неудобно.

По этим трем причинам Кремль так симпатизировал Тимошенко. Никакой активной поддержки, разумеется, не было. Но они держали за Тимошенко кулаки. И здесь вновь была важна роль Медведчука, который на протяжении последних четырех лет являлся основным лоббистом и адвокатом Юлии Тимошенко в Москве. И если Тимошенко подружилась с российскими лидерами, если она стала их бизнес-партнером, то не в последнюю очередь благодаря Виктору Медведчуку.

Кремль без восторга воспринял победу Януковича, что и проявилось в уровне делегации. Все это не осталось непонятым и незамеченным командой Януковича. И, мне кажется, не случайно в его инаугурационной речи появилась фраза, которая звучала как откровенный вызов главе российской делегации Борису Грызлову: “Парламент – место для дискуссии”. (Грызлов известен фразой: “Парламент – это не место для дискуссии”).

Сейчас Кремль будет ждать формирования нового правительства. Юлия Тимошенко посылает сигнал, что, возможно, ей удастся удержаться на посту премьера, и поэтому не нужно торопиться что-либо менять во взаимоотношениях с украинской исполнительной властью. Тот же Медведчук (которого Кремль предложил неофициально Януковичу назначить основным коммуникатором между Россией и Украиной), в свою очередь, посылает Кремлю сигнал о том, что, возможно, будет создана большая коалиция между ПР и БЮТ, и поэтому тоже не надо торопиться принимать новые решения.

Так или иначе, Кремль ждет, пока станет окончательно ясна конфигурация нового парламентского большинства и состав нового правительства Украины. Если Виктору Януковичу удастся сформировать свое правительство, а Юлия Тимошенко уйдет в оппозицию, то волей-неволей Кремль будет работать с новым правительством и Януковичем и принимать во внимание позицию нового украинского президента. Если Тимошенко удастся зацепиться за власть, она по-прежнему останется для Кремля основным контрагентом, а Янукович будет на периферии кремлевского внимания.

Для Януковича достаточно было Кирилла

Михаил Погребинский, директор Центра политических исследований и конфликтологии:


- Медведев не приезжал на инаугурацию и к другим президентам за все время пребывания на должности. И Путин также. Это традиция. Скорее, было бы удивительно, если бы они приехали. Это во-первых.

Во-вторых, приехал патриарх Кирилл. Два больших гостя из Москвы – это слишком для Януковича. Достаточно одного.

Ни одно первое лицо Большой двадцатки не приехало, почему должен был приезжать Медведев? Из США приехало даже не третье лицо, а пятое…

Что касается первого визита Януковича в Брюссель... Это хорошо известный человек для российских руководителей. С ним у них старые добрые отношения. Есть договоренность в первую декаду марта побывать в Москве, а на 1 марта предложили приехать в Брюссель, зачем ломать график, отказываться или просить аудиенции у Кремля раньше марта?

Янукович был избран в основном голосами Востока и Юга Украины. Но, так или иначе, ему хочется быть президентом всей Украины. И он понимает, что единственный путь – дать понять Западу и Центру страны, которые голосовали за Тимошенко, что он не смотрит в одну сторону. Поехать сначала в Брюссель – это дополнительный элемент продвижения на запад Украины.

Россия готовит празднование Победы с бил-бордами Сталина

Игорь Чубайс, доктор философских наук, директор Центра по изучению России (РФ):


- Отношения испорчены столь основательно, что в один момент их не поправить. Я считаю, что конфликт между Россией и Украиной был в основном из-за действий российского руководства. Но ссоры так легко не проходят, и за допущенные ошибки приходится платить. Отсюда и такое поведение Кремля.

Российская делегация во главе с Грызловым показательна – нет присутствия российского руководства на высшем уровне. Хотя все наблюдатели, европейские и стран СНГ, подтвердили, что выборы в Украине были образцовые. Легитимность президента не вызывает сомнений. И такая огромная соседняя страна, как Россия, могла быть представлена на более высоком уровне.

Визит в Брюссель направлен не столько на сам Брюссель, сколько на то, чтобы избиратели Тимошенко как-то успокоились, чтобы работать на консенсус и согласие в украинском обществе. С точки зрения политической тактики и стратегии, это вполне можно понять.

Можно допустить, что в обозримом будущем отношения будут улучшаться.

Хотя это только один из сценариев. Потому что России удалось поссориться почти со всеми соседями. Я бы очень хотел, чтобы удалось восстановить отношения с Украиной. Хотелось бы, чтобы многое из того, что делал Виктор Ющенко, было продолжено. В частности, было заявлено, что готовится суд над советской системой, над сталинщиной, международный трибунал типа Нюрнбергского процесса. Я как гражданин России могу сказать, что это было бы очень важным политическим шагом, если бы Виктор Янукович поддержал эту акцию, это было бы очищением и для Украины, и для России, и для всех, кто переболел этой тяжелейшей страшной болезнью, от которой мы не так быстро сможем оправиться. Прощание со сталинщиной произошло в Польше, Венгрии, Чехии, Словакии и т.д. И эти страны уже являются членами ЕС, они более успешные.

А у нас в канун юбилея Победы объявлено, что в Москве будет такая чудовищная акция, как вывешивание бил-бордов с портретами Сталина. Самая страшная спекуляция, которая только может быть – это спекуляция на Победе. Заслугу Победы миллионов людей (россиян, украинцев, представителей других национальностей) приписывать Сталину – это просто политический цинизм, это неприемлемо.

Януковича приглашали в Москву, а он едет в Брюссель

Сергей Михеев, заместитель директора Центра политических технологий (РФ):


- Во–первых, у кремлевского руководства было много дел в России. А во вторых, Янукович сказал, что первый визит будет в Брюссель, а не в Москву, хотя его приглашали в Москву.

Я бы не стал придавать всем этим символам слишком большое значение. Как известно, президент Ющенко свой первый визит нанес в Москву, однако к потеплению отношений это в итоге не привело…

С приходом Януковича из российско-украинских отношений уйдет чрезмерная идеологизация. Просто потому что, если бы даже Янукович и хотел что-то идеологизировать, то не смог бы, это не его конек. Идеологии станет меньше, станет меньше выяснений исторических подробностей: что было первым – курица или яйцо, кто во всем виноват и кто кому навредил. Эти вопросы уйдут, и отношения станут более спокойными, а значит, более прагматичными и деловыми.

Несмотря на то, что Путин и Медведев не приехали, у Москвы открываются новые возможности. Потому что с Ющенко последние несколько лет Кремль был не готов общаться. Теперь Москва открыта для более конструктивного партнерства.

При Януковиче снова будут прокладки в виде РосУкрЭнерго

Сергей Соболев, народный депутат (БЮТ):


- Я думаю, что Путин и Медведев делегировали на эту инаугурацию Кирилла. Присягу на верность генерал-губернатор принимал именно в Киево-Печерской Лавре, что является беспрецедентным. Я бы еще мог понять, если бы настоятель Украинской православной церкви Московского патриархата отслужил этот молебен, а когда это делает представитель другой страны… Представительство Путина и Медведева было обеспечено, только в другой форме.

К сожалению, российско-украинские отношения при президенте Януковиче будут выстраиваться так же, как это было во время его премьерства. Снова будут “прокладки” в виде «РосУкрЭнерго» и других структур, которые в швейцарских кантонах или на островах Мен будут откладывать достижения взаимных расчетов. Думаю, многое будет зависеть от того, останется ли Тимошенко премьером. Если да, то российско-украинские отношения и дальше будут равноправными и взаимовыгодными.

Янукович пытается убедить Москву, что он свой в доску

Борис Тарасюк, министр иностранных дел Украины в 1998– 2000, 2005–2006 гг., народный депутат (НУ–НС):


- Протокол в международных отношениях – это политика жестов. В данном случае, очевидно, это жест, который показывает отношение руководства России к новоизбранному президенту. Возможно, это связано с тем, что первый визит Янукович решил совершить не в Москву, как там ожидали, а в Брюссель. 5 лет назад свой первый визит в качестве президента Ющенко, на удивление всем, совершил именно в Москву.

Это беспринципное появление и наставничество российского патриарха новоизбранного Президента Украины я вообще не могу понять.

И предыдущая деятельность Януковича, и деятельность в качестве лидера оппозиции, и первые шаги свидетельствуют о том, что он пытается убедить Москву, что он “свой в доску”: и по Черноморскому флоту, и по признанию Абхазии и Южной Осетии, и по Газотранспортному консорциуму, и русскому языку как второму государственном, и ЕЭП, давно призабытому в России.

Это будет идти вразрез со стратегией на наше членство в ЕС, тем более в НАТО. Очевидно, нас ждут сложные времена. Хотя ЕС свой шаг навстречу Украине сделал, утвердив вчерашнюю резолюцию. Теперь ожидаются определенные шаги со стороны Януковича. Что он будет говорить в оправдание по поводу внесенных его депутатами в Верховную Раду законопроектов про денонсацию Договора про реадмиссию, безвизового режима, я не представляю.

Янукович обречен либо стать очередным «антироссийским» политиком, либо потерять власть

Оксана Охримчук, журналист (Москва – Киев):


- Вся эта интрига с визитом Медведева (Путина) началась еще до инаугурации. Президент России в какой-то странной манере выразил свою готовность поздравлять украинского коллегу, обставив свой возможный визит какими-то условиями. Что то вроде того: если у вас будет хорошая погода и не будет никаких провокаций (?), то поздравлю лично, если нет – пришлю кого-то помельче. Ну это просто хамство – как такое еще назвать?

За этой позой, конечно же, читается отношение Медведева к новоизбранному президенту страны, являющейся стратегическим партнером России.

Если бы он или Путин нарисовались в Киеве, то это означало бы, что напряженностям в двухсторонних отношениях пришел конец, что проблем больше не будет и что по сути - Россия становится в один ряд с Украиной, то есть начинает строить демократическое общество (допускать развитие партий, политическую конкуренцию, свободу слова и т.д.). А этого не может быть в принципе.

Конечно же, для московской пары самым лучшим вариантом президенства в Украине был бы Ющенко. Политически на него можно было гнать что угодно, а двусторонний бизнес тем временем строился независимо от него. Теперь же придется разрываться между проявлениями любви к «пророссийскому» Януковичу и необходимостью поддерживать в Украине образ внешнего врага.

У януковичей, конечно же, эти выходки Медведева вызвали определенное раздражение. Отсюда и откровенно издевательская фраза украинского президента в его инаугурационной речи, адресованная только российскому руководству (в Украине ее не поняли) о роли парламента. А также его намерение посетить сначала Брюссель, а потом Москву. Этот финт Януковича, кстати, выгоден и Кремлю, ведь россияне должны видеть, что в каждом хохле, независимо от его обещаний – сидит Мазепа. И в меру сил не любить ихнее мазепинское государство с его попытками построить демократию и защищать гражданские свободы.

Янукович обречен либо стать очередным «антироссийским», в понимании Москвы, политиком, либо потерять власть.