Кто живет в костюме Гитлера

На модерации Отложенный

Мне уже доводилось говорить, что наше отношение к Сталину и отношение немцев к Гитлеру разительно отличается. Немцы уже успели пережить, перечувствовать и своего Гитлера, и свой гитлеризм. Для них это огромная национальная трагедия, национальная катастрофа, связанная с поражением в войне. Они признали, что это в значительной степени их вина, которую они не перекладывают ни на нас, ни на союзников, за то, что мы победили. В Германии 8 мая отмечают не как день поражения, а как день национального освобождения. Проигрывать вообще никто не любит, а особенно такая действительно великая нация как немцы. Но они поняли, что через это надо перешагнуть. Немцы излечились от Гитлера как от тяжелой болезни и теперь не хотят туда возвращаться.

Конечно, согласно последним опросам в Германии значительно возросли националистические и расистские настроения. Стало больше тех, кто ждет от власти сильной руки. Но тяга к сильной или жесткой руке еще не означает ностальгию по Гитлеру. Были в истории и такие деятели, как, например, де Голль, или Рузвельт – что, разве не жесткая рука? Что же до националистических настроений, то они связаны не с переживаниями по поводу фашизма, а исключительно с вопросами современности. В последние годы в Западную Европу попадает огромное количество этнически и религиозно иных людей, много турок и вообще мусульман. Современные немцы могут даже ничего и не знать про Гитлера, но когда они видят, как ведут себя мусульмане, им это не нравится. В России также дикое количество националистов. Более половины страны готовы подписаться под лозунгом «Россия для русских». Если под русскими понимать граждан России – это одно. Но если речь идет об этнических русских, то куда тогда девать тех же татар? Получается, Россия должна вернуться в пределы Московского княжества?

В Германии, конечно, таких националистов меньше, чем у нас.

Но сама идеология агрессивного национализма (в своем законченном виде – нацизма) никогда не может быть побеждена полностью. Этого дракона убить невозможно, он всегда возрождается. И нынешняя ситуация с гастарбайтерами опять возвращает к жизни нацистские настроения. Но все-таки выставка «Гитлер и немцы. Общественность и преступление», открытая в Берлине с 15 октября, на мой взгляд, не так опасна для немцев, как считают многие представители немецкой интеллигенции и ряд европейских СМИ. Думаю, аналогичная выставка, посвященная в России Сталину, гораздо опаснее. У нас она, несомненно, пользовалась бы успехом и имела бы несколько иной смысл. Немцы своего Гитлера пережевали и уже выплюнули. В России Сталина не пережевали и еще не выплюнули.

Конечно, выставка, посвященная Гитлеру – это все равно плохо. Выставка – это всегда пиар-акция. Ты видишь его костюмчик, сапожки, трубку, пистолет, ручку, которой он писал. В этом есть что-то человеческое. Вот надо же, своими-то пальцами держал эту ручку, вот ведь интересно. А вот здесь какие-то его закорючки на бумаге, а там он какие-то вирши писал, как Сталин, или картинки рисовал, как Гитлер. И вроде бы уже не машина для убийства, не зверь из бездны, а живой человек. Такой пиар опасен и в Германии, но у нас он еще опаснее. Это очеловечивание, но таких уродов нельзя очеловечивать.

Костюмчик, который он носил – это не высохший панцирь насекомого. В нем до сих пор живет дух хозяина. И в отличие от Германии мы с ним до сих пор не попрощались, реально не похоронили. Это как кладбище больных, погибших от чумы в еще 14 веке. Тогда они пол Европы заразили, и до сих пор заразные. Если сегодня случайно, например, при строительстве раскопать такое место, то снова начнется эпидемия.