И снова - "Самоубийство" об стену

На модерации Отложенный

Не читаю последних произведений мастера. Но раз уж дошли руки - полистал касательно разговорников: может появились какие-то новые оттенки... И снова впечатлился манерой рассказчика. Итак: Глава 13. "О том, как они изучали географию", 2000 год:

Кстати, об этом допросе. Советские солдаты и офицеры готовились к победоносному походу на Берлин, Париж и Мадрид. К этому их подготовили. Но их не готовили к отражению германского вторжения, к упорной обороне. «Устав внутренней службы» и другие уставы не регламентировали действия советских военнослужащих при угрозе пленения и в плену. 

 
Я не большой знаток уставов. Но кажется мне, что они не регламентируют действие при угрозе пленения и в плену вообще. Или я ошибаюсь?
 
...Но война получилась не такой, как замышляли. Результат: в момент пленения в полевых сумках советских командиров находили весьма интересные карты, любопытные приказы и удивительные письменные распоряжения. У многих тысяч солдат за голенищами были те самые русско-немецкие и русско-румынские разговорники, а в карманах - личные письма, которым бы лучше в руки врага не попадать.

Про то, что находили что-то любопытное - слышим от Резуна и его наследников неоднократно. Но ничего любопытного так до сих пор никто и не опубликовал, даже сами немцы - в пропагандистских целях. 
  
О разговорниках Резун рисует новые подробности. Специальные солдатские "голенища для разговорников" - этот уже состоявшийся бренд - продолжает внедряться в подсознание. Интересно, что "миллионы" сократились в "многие тысячи", а "те самые румынские" дополнились "теми самыми немецкими". Не богато...
Вот еще пеночка. Великий германский разведчик Вальтер Шелленберг, который бахвалился, что он якобы обманул самого Сталина и сталинской рукой «обезглавил» Красную Армию, сообщает изумительные сведения в своих «Мемуарах»: «Канарис утверждал, что у него есть безупречные данные, согласно которым Москва, являющаяся крупным индустриальным центром, связана с Уралом, богатым сырьевыми ресурсами, всего лишь одной одноколейной железной дорогой»
 
Ну, как же без пеночек. Любит мастер пеночки, которые можно развести на целую главу, и увеличить объем издания. Бывший советский разведчик на глазах изумленной публики разносит в пух и прах бывшего фашисткого разведчика - не читала фашисткая разведка учебников географии и не разговаривала фашистская разведка с советскими эмигрантами.

А сам-то Резун что предлагает почитать? А у Резуна - все как у Закорецкого: пошел в библиотеку за одним, а нашел другое (далее - прелестная объемная цитата для того, чтобы продемонстрировать сходство библиотеки британского музея с научно-технической библиотекой Киева): 

В Британском музее - библиотека. Найти в ней можно все, что угодно. Я искал школьные учебники истории. В каждой стране детям в школах историю преподают совершенно уникальным образом. Те же события в двух соседних странах описываются прямо противоположным образом. Но все учебники написаны единым научным методом и под единым лозунгом: «Наша мама лучше всех!».
 
Я рылся в учебниках истории и вдруг меня поразила мысль: если учебники истории так различны в разных странах, то учебники географии должны быть похожими. Я, конечно, ошибся. Учебники географии в разных странах пишутся под тем же лозунгом. География подчинена идеологии ничуть не меньше истории. Итак, листаю учебники географии: британские, русские, французские. И вот - немецкие: 1893, 1909 и 1938 годов. Что-то внутри сжалось и напряглось. Географические карты, еще карты. Вот Европа до Урала. И на карте - красные ниточки железных дорог. От Москвы на Ярославль и далее на Вологду, Вятку и Пермь. От Москвы - на Казань и Самару. От Москвы - на Саратов и Царицын. А от волжских городов - на Нижний Тагил, Екатеринбург, Челябинск, Оренбург, на Уфу и Златоуст. Чем ближе к нашему времени учебник, тем сеть железных дорог гуще. Новых коммунистических названий немцы не признавали, так и продолжали писать - Оренбург, Самара… Но вот на школьной карте появляются новые города - Магнитогорск, Караганда, Акмолинск, и к ним потянулись новые красные ниточки. В немецком школьном учебнике 1938 года показаны самые новые железные дороги от Казани на Первоуральск, от Уральска на Орск и далее на Челябинск…
 
Если великие разведчики Канарис и Шелленберг не додумались опросить старых русских и немецких инженеров, которые строили железные дороги в России, если не сообразили опросить немецких офицеров, которые совсем недавно учились в Поволжье, то нужно было взять НЕМЕЦКИЙ школьный учебник географии выпуска 1938 года и посмотреть.

Случилось то, что лежит за пределами нормального человеческого воображения. Знания, доступные составителям немецких школьных учебников, а за ними - учителям и школьникам, оказались недоступными германской разведке.
 
Во главе германского стратегического планирования и германской разведки стояли умственно неполноценные люди, которые никогда нигде не учились. И пусть Вальтер Шелленберг себя не выгораживает: он-то, мол, знал, что дорог на Урал идет несколько, это, мол, глупый Канарис возражал. Если лидеры германской разведки спорили о таких пустяках, то гроша истертого за всю гитлеровскую разведку давать нельзя. И за всю Германию тоже. Если в стране ТАКАЯ разведка, значит, страна ничего не стоит, она ни на что не способна. 

 
Приколотил Резун немецкую разведку гвоздями напрочь. А мы возьмем пресловутую папку военно-картографического управления ОКХ под индексом "G" (Центральная Россия, 15 мая 1941 г.), а именно Textheft с подробным описанием железнодорожной сети (с.36) и приложениями - малой и большой картой железных дорог. И - о чудо! - находим, что немецкой разведке известны и Горьковская, и Казанская, и Ленинская железные дороги, и все станции на ней, и участки с двух-, одно- и узкоколейными путями, и даже новые, советские названия городов. 
 
002bektc  002bfxp1

Сама уральская инфраструктура подробно разжевана в папке "L". 
А главу №13 можно переименовать в "Нешуточную битву с мемуарами Шелленберга", или отправить в топку.  
 
ПС: Часть обсуждения

[info]kurung

Шеленберг писал не так (цитирию по аутентичному английскому изданию, walter schellenberg, the schellenberg memoirs, ed. and translated by louis hagen, andre deutsch, 1956.

Ch. XIX, At war with russia, p.205

"Другое принципиальное разногласие возникло по причине того, что Канарис заявил, что он имеет документальное доказательство того, что индустриальные центры вокруг Москвы и на северо-востоке, юге и около Урала, также как их главные (головные) центры [производства] сырья, связаны только одноколейными дорогами. Мой департамент получил иную информацию. Однако, Канарис утвержал, что его [информация] была проверена в то время как мы не приложили достатоцно усилий для проверки аккуратности нашей [информации]."

[info]kurung

Цитата Резуном Шеленберга: "Москва, являющаяся крупным индустриальным центром, связана с Уралом, богатым сырьевыми ресурсами, всего лишь одной одноколейной железной дорогой"

Walter Schellenberg в оригинале пишет: "индустриальные центры вокруг Москвы и на северо-востоке, юге и около Урала, также как их главные (головные) центры [производства] сырья, связаны только одноколейными дорогами."


То есть, в оригинале речь вообще не о Москве, а о промцентрах и мест добычи и переработки сырья в СССР, и не одна дорога, которая связывает Урал с Москвой, а о преобладании одноколейных дорог, их связывающих друг с другом.