"Национальный вопрос в СССР решен полностью и окончательно."

На модерации Отложенный

 Один из догматов марксизма-ленинизма гласил, что в коммунизме нации и национальности исчезнут, отомрут, так как для исторического развития более важно классовое деление.

Следующий догмат, кстати, гласил, что и классы тоже отомрут - их заменит масса всесторонне развитых творческих  личностей.
Однако вернёмся к нациям и национальностям.
В моем детстве и во дворе, и в школе все знали кто к какой национальности принадлежит. Вместе с русскими играли и учились украинцы, белорусы, грузины, буряты, татары, цыгане, евреи, немцы, армяне и ещё многие, кого уже и не помню. У каждого были свои особенности. Иногда над ними насмехались, иногда старались перенять. Было чувство общности. Может быть эта срабатывала у детей послевоенная спайка взрослых.
Жил я в Иркутске на улице Лагерной. Лагерь в ее конце прикрыли всего за три года до моего рождения, а лагерников расселили на этой улице. Во всяком случае так мне объясняли друзья это название. Среди нас были и дети украинских националистов. Один из них любил малевать на заборах фашистские кресты. Его за это периодически "гоняли", но он продолжал из под тишка.  Деление в играх было на наших и фрицев. Национальность ни какой роли не играла.


Сибирь тогда была для выходцев из европейской части землёй чудес и кошмаров. Сестра моей мамы не пустила в Иркутск учиться своего сына из Белоруссии, наслушавшись страшилок на почте. А мы жили и в ус не дули. Более того, мы знали, что нам ещё повезло. В Иркутске была цивилизация. А вот в Якутии, или Эвенкии, или Тофаларии даже домов не было. А дети от туда рядом с нами жили. Цивилизация дорого стоит знали мы. Чтобы ее построить нужны огромные труды и годы. Великие сибирские стройки были не более,  чем  форпосты цивилизации. И они часто приводили к неожиданным последствиям.

Вот, к примеру, строительство промышленных гигантов на Ангаре привело к тому, что Иркутская область перестала самообеспечиваться  продовольствием. Началось разрушение приангарских деревень. Фактически начался цивилизационный откат. Внутренняя социальная инфраструктура области была на много лет разрушена.

И так было повсеместно.


Поэтому я не мог смириться с такими идеологическими догмами, как: "новая историческая общность советский народ"; или "окончательное решение национального вопроса в СССР"; или "нации имеют право выйти из СССР, но допускать это нельзя" - когда учился в университете. Не может считаться  решенным национальный вопрос, если не решён вопрос создания для целых народов хотя бы минимальных цивилизационных основ организации жизни, быта, питания, образования, медицинского обслуживания и т.д. Со мной не хотели соглашаться, но против правды не попрешь. 
Преподаватели мне говорили, что не надо заострять внимание. Мало ли, что где написано. Есть власть, партия, которая ставит такую цель. Просто немножко поспешили провозгласить то, что ещё не совсем достигнуто.


Во времена Перестройки я по конкурсу стал штатным консультантом горкома КПСС  по идеологии. Один из первых вопросов, который я постарался прояснить у начальства - это был вопрос о национальных отношениях. В ответ мне было сказано, что эти вопросы рекомендуется не поднимать. Сказано сверху, что вопрос решен. Значит его больше не надо поднимать.
А потом Советский Союз распался по национальному признаку. Куда тогда делся единый советский народ? Как не бывало.


В 1994 году меня пригласили работать в администрацию города, а потом и области. Я занимался вопросами работы с общественностью. Вот тут-то и выяснилось, что не зря я зубрил учебники этнографии и научного атеизма, не зря тратил время в комитете комсомола и профкоме, не зря служил в армии и работал преподавателем всего "обществоведческого цикла" в училище.  Все пригодилось. И, в первую очередь, умение понимать людей, вникать в их нужды и представления о справедливости. Ну, и выявлять проходимцев.


Много проходимцев было и среди тех, кто пытался расколоть Россию так же, как и СССР. Началась повседневная текущая работа, в том числе и по вопросам национальных отношений, которые в СССР  якобы давным-давно были «полностью и бесповоротно» решены.

AV