Природа ругани в интернете

Американские ученые обнаружили интересный феномен: большинство людей, общаясь в интернете, используют слова, считающиеся бранными и оскорбительными, в несколько раз чаще, чем в реальной жизни. При этом они полагают, что в данной ситуации эти слова и фразы вовсе не являются таковыми. Каковы же причины столь разной оценки одних и тех же слов?

Словесные оскорбления чрезвычайно нас задевают, и даже обидные слова, написанные в письме, мы воспринимаем болезненно. Прежде чем адресовать оскорбление своему собеседнику, пусть даже самому неприятному, мы подумаем десять раз. Если только дело не происходит в интернете. Там, согласно опросам, многие ругательства вдруг становятся приемлемыми.

По заказу Ассошиэйтед Пресс и MTV компания Knowledge Networks провела опрос среди самых юных интернет-пользователей в возрасте от 14 до 24 лет. Именно представители этой возрастной группы чаще всего являются авторами виртуальной ругани и оскорблений. Но, как выяснилось, сами они нередко об этом не подозревают. В смысле, те слова, которые в личном разговоре считаются неприемлемыми и могут привести на скамью подсудимых, в онлайн-беседе и за ругань-то не считаются.

Самое неполиткорректное слово в современной Америке — "негр" ("N-word", как теперь принято обозначать его в прессе и устных высказываниях) — не смущает более половины опрошенных молодых людей. Лишь 44 процента из них сильно возмущаются, увидев его на странице форума или чата, а 26 процентов респондентов заявили, что им совершенно все равно. Впрочем, среди таких безразличных к оскорблениям нацменьшинств немного самих афроамериканцев. 60 процентов молодых темнокожих граждан Америки приходят в ярость, увидев в Сети, что кого-то назвали "негром" или "ниггером", даже если адресат - не они сами.

Огорчительным оказалось и отношение опрошенных подростков к женщинам. Слова "slut" (в дословном переводе — "шлюха") находят оскорбительным менее трети респондентов в возрасте от 14 до 24. То же относится и к грубому слову "fag", обозначающему представителей сексменьшинств.

Его считают оскорбительным 23 процента гетеросексуальных молодых людей и 39 процентов гомосексуалистов или тех, у кого есть знакомые и друзья-геи. Слово "retard" ("тормоз") вообще стало чуть ли не общеупотребительным. Большинство подростков полагает, что его и за ругательство-то считать не стоит. Из них 27 процентов, правда, догадываются, что быть названным вот так — обидно.

Но больше всех достается людям с избыточным весом. Почти половина подростков предполагает, что толстяков оскорбляют намеренно — в то время как чернокожих и женщин, по их мнению, обычно обидеть не хотят.

Не оставляет сомнений, что одна из главных причин более свободного отношения к ругательствам в интернете — анонимность. Причем не только хама, но и оскорбленного им человека. Если первый практически уверен в своей безнаказанности (а, впрочем, зря — известны случаи, когда сквернословов и правонарушителей оперативно вычисляли по IP), то второй не ощущает такой "потери лица", как в реальности. Интернет-компанию покинуть все-таки легче, чем компанию реальных друзей или однокашников. Не нужно будет переживать каждый раз, когда вы лицом к лицу встречаетесь с самим хамом и свидетелями вашей ссоры.

Есть и более глубокая подоплека: в интернете мы явственнее ощущаем надетые социальные маски. Понятно, что порой мы носим их и при реальном общении. Но отсутствие зрительного контакта, возможность "взять тайм-аут" в диалоге, обдумать и отредактировать свои высказывания усиливает чувство отстраненности. От нашего лица говорит некий виртуальный персонаж, и он обладает теми качествами, которыми мы по своему желанию его наделили. Поэтому для многих, особенно для подростков, чья самооценка еще неустойчива, а социальный статус невысок, интернет становится местом для выплеска агрессии, "бесцензурного" выражения мыслей и эмоций.

http://www.pravda.ru/science/planet/humanbeing/28-09-2011/