Тошнота российских элит

На модерации Отложенный

 

История сменявших друг друга российских авторитарных режимов имеет одно общее правило: их крушение вызвано не внешними ударами и не местными восстаниями. Скорее наоборот, они погибают вследствие некой странной внутренней болезни: сочетания растущего возмущения элит самими собой и осознания исчерпанности режима. Эта болезнь представляет собой политическую разновидность экзистенциалистской тошноты Жана-Поля Сартра, которая привела как к большевистской революции 1917 года, так и к распаду Советского Союза благодаря горбачевской перестройке.

В настоящее время режим премьер-министра Владимира Путина страдает этой же неизлечимой болезнью, несмотря на (или благодаря) с виду непреодолимой политической стены, которую он возводил вокруг себя в течение нескольких лет.

Путинский спектакль большого идеологического стиля не смог избежать своей судьбы. «Героический образ» и «славные деяния» лидера сегодня стали объектом постоянных издевок. И эти словесные нападки уже не ограничиваются маргинальными выкриками оппозиции, они все более набирают силу в основных средствах массовой информации.

Два события резко ускорили крах доверия к режиму Путина, как со стороны элит, так и простых российских граждан. В первую очередь, в сентябре, во время съезда «Единой России» - пропутинской политической партии- Путин и «президент» Дмитрий Медведев оформили то, чего все ожидали, когда было объявлено о намерении Путина баллотироваться на пост президента в марте 2012 года, объявив себя таким образом пожизненным диктатором России.

Стремление навсегда стать во главе страны объясняется не только его жаждой власти, но и опасениями, что однажды ему придется отвечать за свои действия.

Второй смертельный удар по авторитету Путина нанесла неслыханные нарушения, допущенные во время декабрьских выборов в Государственную Думу. Если верит заслуживающим доверия наблюдателям, наблюдавшим за ходом выборов, как, например, активистам неправительственный организаций «Голос» и Citizens’ Watch, в результате подтасовки результатов голосования в пользу «Единой России», эта партия, которую сейчас называют «партией воров и жуликов», получила преимущество в 15-20%.

А подковерные игры начались задолго до дня выборов, когда было отказано в регистрации девяти оппозиционным партиям.

Эти два события не только лишили легитимности режим Путина, но и сделали его смешным. Даже если режим формально «выиграет» президентские выборы 4 марта, то все равно жребий брошен.

То, что происходит в сегодняшней России, является частью общемирового явления. Несмотря на неимоверные усилия, предпринимаемые Путиным, чтобы изолировать Россию и окружающие ее постсоветские республики, антиавторитарные тенденции, набирающие силу в соседних регионах (например, на Ближнем Востоке) пробивают себе дорогу.



Российские избиратели, государственные служащие и интеллигенция предчувствуют, что путинизм уже потерпел поражение. Воплощение политического поражения в суровую действительность – лишь вопрос времени. И когда лидеры других авторитарных постсоветских режимов –от Александра Лукашенко в Белоруссии и Нурсултана Назарбаева в Казахстане до Виктора Януковича, стремящегося стать украинским Путиным,- не удержатся у власти в течение долгого времени.

По сути дела, авторитаризм уже исчезал в бывшем Советском Союзе, но всемирный экономический кризис задержал этот процесс. Грузия стала первой, кто не допустил возврата к браздам правления бывших членов своей коммунистической партии. За ней последовала Украина, однако вследствие внутренних распрей, давления Москвы и безразличия Евросоюза, оранжевая революция оказалась не в состоянии выполнить свои обязательства по демократизации общественно-политической жизни. Сейчас Янукович пытается повернуть вспять демократические преобразования в своей стране, но ему становится все труднее это делать, несмотря на арест многих лидеров оппозиции.

В Молдавии вот уже давно идет процесс реального перехода к демократии. Все громче звучат голоса недовольства пожизненным президентством Назарбаева в Казахстане. Даже население маленькой Южной Осетии, аннексированной российским руководством после войны 2008 года с Грузией, выступают против местных марионеток, поставленных режимом Путина.

Массовое неприятие коррумпированной путинской администрации принимает в России форму открытого презрения.

То, что началось всего лишь несколько месяцев назад как выражение протеста, быстро превратилось в общественную норму.

Удержать сейчас демонстрантов уже практически невозможно. Если Путин приведет в действие свой отлаженный аппарат принуждения, то тем самым использует свою последнюю карту. Любая попытка подавить демонстрации с помощью грубой силы тут же лишит режим всякой законности.

«Мы все понимаем», сказал мне недавно в доверительной беседе один из главных идеологов Кремля, «но уйти не можем . За нами придут немедленно. Точка мы вынуждены продолжать бег, как белки в колесе. В течение какого времени? Сколько сможем…»

Совершенно правы те, кто говорят о том, что крах нынешнего руководства будет рискованным прыжком в неизвестность. Но они ошибаются, если думают, что надежнее, если эти правящие круги будут оставаться у власти. России необходимо раз и навсегда освободиться от системной коррупции путинизма. В противном случае она поглотит страну.

Андрей Пионтковский - российский политический обозреватель, член политсовета Единого демократического движения «Солидарность».