Свадебно-похоронный оркестр

 

...Югославия была страной нетипичной для соцлагеря - с разрешенной частной собственностью, полукапиталистической экономикой, иностранными капиталовложениями, эротическими журналами и прочими благами Запада.
Брегович родился в Сараево. В нем сплавились все противоречия СФРЮ, которые потом привели к известным событиям: наполовину серб, наполовину хорват, женатый к тому же на мусульманке. Он начал играть рок в 1966-м в любительской группе "Бестие". Потом три года работал в группе "Кодекс", некоторое время был участником трио "Мика, Горан и Зоран", затем группы "Ютро", из которой и получилась "Пуговица". Первая их пластинка вышла в 1974-м, последняя - в 1988-м. Брега (так его звали и зовут на родине) был настоящей рок-звездой: он зарабатывал своим рок-н-роллом деньги, по тем временам большие деньги. Он покупал автомобили, устраивал роскошные гулянки, по рок-н-ролльному валял дурака (потому замечание моего сербского знакомца, сравнившего Брегу с Джаггером, верно не только по части музыки!).
Брегович: "...рок не существует в чистом виде, ему нужен эффектный антураж, скандальные истории. Кроме того, рок "Биело Дугме", хотя и использовал народные мотивы, наряжался в западные одежды. Их до сих пор носит вся провинциальная музыка: югославская ли, русская, и поэтому для меня она большая или меньшая дрянь". Так говорит Брега о том, чем успешно занимался в течение двадцати двух лет. Он резок и категоричен, но это его мнение. Он имеет право так говорить. К тому же по большей части он прав.

 

 

Ошибкой будет считать, что именно Эмир Кустурица ввел Брегу в мир кино. Прославил - да, но не он был первым, кто использовал таланты Горана. Все началось с комедии Здравко Рандича "Облако бабочек" (1977). Потом была документальная драма "Личные дела", а потом перерыв на 12 лет. За это время Брега успел выпустить еще 8 альбомов и распустить группу. В 1989-м Адемир Кенович пригласил его для записи музыки к фильму "Кудуз", рассказывавшему о судьбе югослава-мусульманина, начавшего новую жизнь после отсидки за ограбление полицейского и с этой новой жизнью не справляющегося. Это был редкий для югославского кино взгляд на жизнь мусульманского сообщества, и Брегович почувствовал: вот оно. Но это было еще не оно.
Брегович: "По-настоящему я начал работать с началом войны. Кустурица попросил меня написать саундтрек к его фильму... Я работал для кино как маньяк. Мне позарез нужны были деньги, мне позарез нужно было бросать их на ветер".
...Некогда Эмир Кустурица играл в одной из групп Бреговича на бас-гитаре; о названии группы история умалчивает. Во всяком случае, они были знакомы, более того - были друзьями.

Кустурицу называют "цыганским Феллини" и "цыганским Тарантино", но на самом деле и то, и другое лишь попытки обозначить место Кустурицы на карте киномира. Попытки неудачные: место это может называться только "Кустурица".

 

 

Он стал гражданином... ну если не мира, то Европы. Но, когда в 1995-м Кустурица затеял новый проект, Брега немедленно встал под его знамена. Это был фильм "Была когда-то одна страна", во всем цивилизованном мире известный как "Underground", или "Подполье". "Человечество смеясь расстается со своим прошлым" - эта формула приписывалась кому-то из классиков марксизма. К южным славянам, заметим: "смеясь и плача, южные славяне расстаются со своим прошлым", - именно об этом фильм Кустурицы. Обитатели подземного убежища, построенного во время Второй мировой, находятся в неведении о том, что война давно закончилась, и к тому времени, когда они выходят на поверхность, выясняется, что война таки идет, - не важно, что это уже совсем другая война... Кустурица снял мениппею со смехом и слезами до истерики; видимо, по-другому воспринимать жуткую реальность для него было просто невозможно - иначе от реальности можно было сойти с ума. За это он получил вторые каннские пальмы и нелюбовь соотечественников, считавших, что плясать на развалинах родины нехорошо. Впрочем, в критике соотечественников были этнические мотивы - Кустурица вставил в картину несколько едких намеков, адресованных и понятных лишь хорватам и мусульманам...
И музыка была такая же. В ней меньше рока и больше фольклора - "Калашников", стилизованный под народный танец, безудержные "7/8 & 11/8" и, наконец, потрясающая "Ausencia" в исполнении звезды "world music" Сезарии Эворы (ее ошибочно считают бразильянкой, на деле же она родом с Кабо Верде - островов Зеленого Мыса). Горан, в отличие от друга-режиссера, не имел никаких политических взглядов, кроме глубочайшего отвращения к политике и политикам. Оттого-то саундтрек оказался более интересным и цельным, чем собственно фильм.
Брегович: "...в 1990 году мы пытались создать партию, которая не была бы национально ориентированной, как все остальные: в нее вошла вся интеллигенция Боснии. После того как стали известны результаты выборов, я потерял веру во влияние писателей, музыкантов, художников на политику... Я не из тех, кто готов принести свою жизнь в жертву идее объединения Сербии с Боснией... Для меня страна - понятие не географическое и не политическое, а эмоциональное. На уровне чувств я живу в той же стране".

 

 

(рассказал: Артём Липатов)