Магия саундтрека: как музыка влияет на восприятие кино

На модерации Отложенный

 С тех пор как кино стало сопровождаться звуковой дорожкой, прошло немало лет, и сегодня их союз неразделим, а саундтрек часто можно по праву считать полноценным героем фильма. В чем же его магия? 

Звук в кино: с чего все начиналось

Как только появились первые киноленты, они сами по себе казались чем-то невероятным, ведь картинка на экране менялась! Но уже спустя недолгое время пионеры кинематографа — братья Люмьер, Томас Эдисон и Жорж Мельес — поняли, что без звука никуда. Громкие проекторы мешают смотреть даже немые фильмы, а растущая популярность кинематографа требовала новых решений, чтобы режиссер мог донести свою мысль зрителю. Нужен звук!

Поначалу синхронизация картинки и звука очень хромала — проблема скрывалась в раздельных носителях изображения и звука, низкой громкости звуковых дорожек и их неразборчивости. Появились тапёры — музыканты (чаще пианисты), которые «озвучивали» происходящее на экране в реальном времени. 

Почему их привлечение было плохой идеей? Музыканты импровизировали, сами подбирали мелодии. Более того, на разных показах одного фильма работали разные тапёры, и музыка менялась. Получается, что у нас есть один фильм и десятки вариаций его звукового сопровождения. Это противоречило авторской задумке и не нравилось режиссерам.

Когда необходимость музыки в кино уже не отрицалась, кинематографисты начали составлять списки рекомендаций к фильму, которые состояли из популярных мелодий того времени. Этот список передавали тапёрам, и они исполняли подготовленную музыку в нужных эпизодах, как задумал автор. Хоть и редко, но бывало, что над саундтреком работал композитор, сочиняя мелодии по задумке режиссера.

К середине 1920-х технологии продвинулись вперед, и стало возможным записать изображение и музыку на один носитель — кинопленку. Синхронизация диалогов все еще страдала, да и качество звука в целом оставляло желать лучшего. И тут появился «Певец джаза». Этот фильм, выпущенный студией Warner Bros. (которая была уже в шаге от банкротства), был первой полнометражной звуковой картиной. Фильм взорвал прокат и популяризировал звуковое кино. А заодно и известную студию от банкротства спас.

Дальше последовала череда экспериментов с музыкой в кадре, и на арену вышли мюзиклы. Культовый трек «Over the rainbow» (который наверняка многие из вас разучивали на укулеле) из экранизации «Волшебника из страны Оз» 1939 года стал символом американской мечты, подарив людям надежду на новую жизнь общества. Технологии продвигались вперед, композиторы стали сочинять полное сопровождение для фильмов, а эксперименты с музыкой вышли на новый уровень, и сегодня мы пришли к тому, что без саундтрека ни один фильм представить себе не можем.

 

Банально, но саундтрек действительно помогает режиссерам вызвать нужную эмоцию у зрителя и усилить эффект от визуальной сцены. Например, Стивен Спилберг в «Челюстях» каждое появление акулы сопровождал, уверены, известной всем мелодией Джона Уильямса, и, как только мы слышали знакомые нотки, тут же ощущали страх и приближение опасности на себе.

Мелодия в качестве лейтмотива

Еще одна важная роль мелодии в кино — лейтмотив героя или обстоятельств. Очень ярко это представлено в «Звёздных войнах» Джорджа Лукаса, где в количестве событий и героев чёрт ногу сломит. Помогает музыка: для каждой из сторон силы предусмотрена своя мелодия, повстанцам тоже сочинили свой лейтмотив. Восприятие сюжета стало гораздо проще, а сама музыка впоследствии стала культовой.

То же происходит и в недавно вышедшей картине «Душа» студий Disney и Pixar. Главный герой мультфильма — джазовый пианист, и именно джазовую музыку взяли в качестве лейтмотива его реальной жизни и шумного, суетливого Нью-Йорка. Ее создал Джон Батист — талантливый музыкант, композитор и номинант «Грэмми». Для другого мира — абстрактного и иллюзорного — написали мелодии совсем иного характера. Это где-то умиротворённая и тягучая, где-то совершенно неземная, захватывающая электронная музыка, которая сразу же даёт понять, что мы вместе с героями перенеслись из реальной жизни в какой-то другой мир. Для ее создания привлекли Аттикуса Росса и Трента Резнора — электронщиков из Nine Inch Nails, которые писали музыку к фильмам Финчера.

Дон Дэвис, который создал саундтрек киберпанк-трилогии «Матрица», тоже смог создать отдельный музыкальный мир. Напряжённый, динамичный, местами тревожный — написанные композитором мелодии очень органично вписываются в визуальный ряд фильма.

Уверены: стоит вам услышать любой отрывок саундтрека, и вы тут же проведете ассоциацию с «Матрицей». Это тоже весьма важная роль музыки в кино — она помогает закрепить новые ассоциативные ряды и вписать фильм в ваше сознание крупным почерком. 

Великие фигуры в мире саундтреков: Эннио Морриконе

Говоря о саундтреках, нельзя обойти стороной Эннио Морриконе. Вы наверняка не раз слышали созданные им мелодии. В чём величие итальянского композитора?

Вряд ли в рамках одной статьи можно очень подробно и детально рассказать о творчестве маэстро. Эннио Морриконе — это практически синоним самому понятию музыки в кино, его имя стало нарицательным еще при жизни композитора.

В резюме мастера — более 500 работ для кино и телевидения, и едва ли возможно ограничиться лишь одной стороной его творчества. Морриконе был королём «спагетти-вестернов», он озвучивал экспериментальное кино, писал музыку для хорроров, играл в импровизационном ансамбле Gruppo Di Improvvisazione Nuova Consonanza, с ним работали Бертолуччи, Полански, Ардженто, Малика, Тарантино (и это было удачей именно для режиссеров, а не наоборот). Морриконе стал классиком любого жанра и, говоря без прикрас, изменил музыку и кино.

Одной из его самых известных мелодий — «Chi Mai» — звонили все первые мобильные телефоны с полифонией. Её композитор сочинил для фильма «Маддалена», но известна она стала, пожалуй, после выхода «Профессионала». В финальной сцене почти невозможно сдержать слёз, но дело не столько в происходящем на экране, сколько в мелодии. Если нужно погрустить — включайте «Chi Mai». Кстати, если захотите разрыва шаблона, просто посмотрите фрагмент фильма «Маддалена», где звучит эта песня. Только уберите от экранов детей, там 18+.

Морриконе был экспериментатором, и результаты своих поисков часто использовал в кино. Например, для культового итальянского криминального фильма с Франко Неро «Голубоглазый бандит» Морриконе неожиданно избрал джаз. Вы можете представить себе преступника, который грабит банк под джаз? А, собственно, зачем представлять, когда можно послушать.

О влиянии его музыки на своё творчество говорили Muse, Portishead, Radiohead и Metallica, а сэмплы из его произведений можно найти в треках десятков музыкантов. Творчество Морриконе — вне времени и пространства. Под него мы плачем, смеёмся, боимся, испытываем оцепенение и невероятную лёгкость, смущаемся и переживаем за жизнь героев. Изучать его творчество и «бродить» по улочкам его экспериментов — увлекательное занятие потому, что оно было таковым и для самого композитора.

Сборные саундтреки

Очень часто музыку для фильмов пишут специально, но не меньшей популярностью у режиссеров пользуются и песенные сборные саундтреки. Ярким приверженцем такого стиля является Квентин Тарантино.

Были случаи, когда и он заказывал композитору музыку — «Омерзительную восьмерку» полностью озвучивал уже упомянутый Эннио Морриконе. Однако чаще режиссёр делал так: откапывал на задворках своей большой коллекции винила малоизвестный трек и превращал его в хит, используя в своём кино.

Например, песня «Girl, You'll Be a Woman Soon» из «Криминального чтива», которую героиня Умы Турман включает на «катушках», до выхода фильма не была хитом. Песню написал Нил Даймонд, но в фильме Тарантино использует кавер-версию, исполненную группой Urge Overkill. Группа признавалась, что ничего не ждала от этой песни и записала ее из рук вон плохо — ритм «плавает», инструменты ужасно настроены. Но именно плохое качество записи, как полагают участники группы, было кстати: в песне всё катится к чертям, но ведь и в сцене, где она использовалась, тоже.

Музыка может быть и полноценным участником действия, как в фильмах Тарантино. Она присутствует в жизни персонажей и чаще всего возникает в результате того или иного экранного действия: героиня Умы Турман сама включает магнитофон с песней, а герой фильма «Джеки Браун» запускает в машине кассету с треком «Strawberry Letter 23» перед тем, как совершить убийство. Кстати, в оригинале эта песня вышла в 1977 году на красном виниле, который пах клубникой. 

Песенные саундтреки отлично работают по нескольким причинам. Первая — очевидная параллель между текстом песни и происходящим на экране заставляет проникнуться сценой гораздо сильнее. Это происходит на бессознательном уровне. Вторая — песни облегчают восприятие. Например, у того же Тарантино в кадре всегда происходит «мясо» и очень часто — под беззаботную звуковую дорожку. Такой контрапункт призван не только облегчить нам жизнь, но и манипулировать нами, как было в «Бешеных псах», например. Звучит мажорная бойкая мелодия, мы невольно начинаем приплясывать или даже подпевать, будто просто включили себе песенку для домашней уборки. Вместе с нами пританцовывает и герой фильма — опасный психопат — и начинает пытать полицейского. Когда очнетесь, будет поздно — вы уже заодно с преступником.

Резюме

 Невозможно упомянуть всех гениальных саундтреков или музыкантов и режиссеров, которые филигранно выбирают сопровождение для разных сцен. 

Одно ясно точно: без музыки даже многообещающий фильм может стать провалом. Она может успокоить или испугать, рассмешить или расстроить до слёз, сделать из зрителя преступника или спасителя. Если представить, что фильм — это дом, то фундаментом будет сценарий, стенами и перегородками — операторская работа, а музыка станет крышей, таким завершающим штрихом, без которого, тем не менее, ни один дом не будет пригодным для жизни.