ЖИЗНЬ В СССР (часть 1)

 

 

- Многие говорят, что в СССР было плохо: был дефицит продуктов, не было гласности, и вообще – тоталитарная система, а сейчас все наоборот – другая жизнь, демократия, гласность, много других позитивных моментов. Что Вы можете сказать по этому поводу?
- Во-первых, разница между сегодняшним днем и СССР в том, что в СССР у людей была какая-то возвышенная цель. Мы можем спорить о качестве коммунистической идеи, но смысл в том, что у людей было стремление к чему-то возвышенному. Сейчас большинство живет просто ради того, чтобы обрести какие-то материальные блага. И на самом деле мы очень много теряем при таком подходе. Потому что когда люди стремились к чему-то более высокому, у них культивировались какие-то хорошие качества, в обществе, какая-то взаимопомощь, какие-то добродетели. Сейчас такая ситуация, что люди просто приспосабливаются, одни пытаясь выжить, другие – пытаясь эксплуатировать других. И из общества ушла тенденция стремиться к чему-то высокому в своей жизни. В том числе, в СССР, даже если люди не верили в какие-то коммунистические идеалы, все равно у них была тенденция мыслить более возвышенно, жить более возвышенно. И в принципе, мы можем сказать, что это было достаточно успешно.
Если мы возьмем, например, искусство. Советское и наше современное искусство…
- Но в советском было много всего разного.
- Там было сделано много шедевров, на самом деле. Если возьмем даже брежневские времена. Возьмите Тарковского, другие какие-то работы, комедии того же Гайдая, например. Мы видим – это сделано на высоком уровне. Работы Тарковского стали классикой, и даже не просто кино, а искусства. Другие – Гайдай или…
- Захаров?
- Да, или Захаров, например, даже, хотя там много спорного. Это высокого качества фильмы. Это не просто какой-то сериал, в котором делается каждая серия один день.
- Мыльная опера.
- Да. И в котором какие-то отвратные типы, это мое личное мнение), в форме милиционеров, нечто среднее между милиционером и бандитом, и все это смотрят, и т.д… мы понимаем, о чем речь – развлекалово.

- Хорошо, но это все-таки некоторые абстрактные вещи, а возьмем, например, такое направление, как продукты.
- Сейчас, конечно, когда мы заходим в магазин, то, как правило, все есть, большой выбор, но можно поговорить, например, о качестве этих продуктов.
Т.е. в советское время, хорошо, там был дефицит, как говорит Райкин. На самом деле в советское время все основные продукты были. Но не было некоторых, можно сказать, изысков. Сейчас это, может быть, покажется даже смешным. Но суть в том, что, во-первых, продукты были, а во-вторых, продукты были хорошего качества. Сейчас, если мы берем, например, сливочное масло, и зайдем в магазин, то найдем его несколько сортов, то среди этих 10 сортов в лучшем случае найдется один или два, которые действительно – хорошее масло.
- Но тогда ведь тоже переживали о качестве. Потому что сметану разбавляли и… У Райкина у того же было про колбасу второго сорта что-то такое.
- Хорошо, тогда сметану разбавляли, но это, по крайней мере, была сметана. Сейчас же мы не знаем, сметана ли это вообще. Если посмотреть разные исследования: то фальсифицируется, другое – фальсифицируется, туда добавляется это, сюда – другое… Мы как-то купили джем, он нам не понравился, и мы его выбросили. Так он лежал и ничего с ним не происходило)) Это как вечная игла Остапа Бендера. Он не гниет. Я не помню, чтобы раньше майонез, например, можно было держать без холодильника. Сейчас он лежит без холодильника, хоть на солнце)) И поэтому говорить, что вот сейчас такое изобилие… изобилие этикеток – да, но говорить об изобилии продуктов очень затруднительно, на самом деле.
Это, конечно, был один из больших промахов Союза, что… просто нужно было напечатать немного красивых этикеток)). Как это делали США и другие. Фактически же не скажешь, что они так уж доминировали в этих продуктах. Они доминировали в этикетках, и до сих пор они доминируют именно в этом. Именно в имидже, в каком-то шоу. Они не доминируют по существу.
- У них маркетинг хорошо развит.
- Да.
Я хотел сказать еще один момент, пока не забыл: тенденция очернять свое прошлое – очень плохая тенденция. Вот сесть и начать говорит: «В СССР было плохо» или, там, «В Средние века было плохо», или еще «Когда-то там обезьяны были» - это вообще дурная манера, на самом деле.
Даже если возьмем СССР, то, конечно, там были какие-то негативные моменты, но это наше прошлое, мы вышли из этого прошлого, мы родились оттуда. Мы каждый, кто сейчас здесь находится, он вышел именно оттуда, из СССР. Это как ругать своих родителей, на самом деле. Т.е. человек должен с уважением относиться к своему прошлому. Какое бы оно ни было. И извлекать какой-то опыт из этого прошлого. А не так, что они обругивают СССР, во многом не давая нам того, что давал СССР.
В СССР, например, действительно давали квартиры. Сейчас люди не знают этого. Сейчас молодежь фактически обманывают. Им рассказывают про этот «черный Советский Союз», но там давали квартиры – это факт.
- Да, это факт. Надо было ждать, но…
- Да, иногда это было долго, иногда это было быстро, но это происходило. Жилье строилось и давали квартиры.
Была также медицина. Не было такого вопроса, чтобы платить за медицину. Был вопрос, может быть, чтобы идти посидеть в какой-то очереди, но лечили. Были даже, я помню, заводские поликлиники, стоматология.
- Они считались очень хорошими.
- Да. Т.е. человек если хотел, он лечился. Были эти путевки, был отдых. Была безопасность также в стране. В то время не было решеток на окнах и железных дверей. Я помню, в свое время, я жил в городе, в большом городе, за миллион людей, и там, если происходило убийство, это было ЧП, это было событие. Т.е. оно происходило, там, одно или два в год. Оно не происходило так, как это происходит сейчас. И дети спокойно играли во дворах, было множество секций. Т.е. в Советском Союзе было очень много плюсов. И сказать, что сейчас бытовые, экономические условия жизни людей стали лучше, - я бы так не сказал.

Я не полный сторонник СССР, коммунизма, но я не скажу, что сейчас материально стали жить лучше. Это очень, очень сомнительно. Может быть, мы можем купить какой-то магнитофон, фотоаппарат-«мыльницу»…
- Сейчас техники больше. Машин много – у каждого практически.
- Да, машины мы можем купить, да. Но такие кардинальные вещи, как здравоохранение, жилье – это не идет ни в какие рамки сейчас. Сейчас практически очень мало кто может заработать на квартиру.
Также второй момент – то, что мы сейчас фактически живем на том, что построил СССР. Смешно: ругать СССР, живя на мощностях СССР. Большинство жилья, большинство коммуникаций, электростанции, атомные станции – это все наследство Советского Союза. Это все было построено при Советах. Железные дороги также. Т.е. если мы возьмем и уберем все это, то ничего не останется, на самом деле. Останется, так сказать, пять домов и полкуска провода, которые они проложили сейчас.
- Прошло двадцать лет.
- Двадцать лет. За двадцать лет Сталин построил, считай, цивилизацию.
- Даже двадцать пять, наверное, уже.
- Да, за двадцать пять современных лет что мы построили? Мы не построили почти ничего. Поэтому, на самом деле, нам нужно, прежде чем ругать, подумать… Вообще, мы не должны ругать. То, что происходит сейчас – это просто перепродажа. Это торговля нефтью. И мы торгуем продуктами, которые покупаем на Западе. Т.е. сейчас если вы возьмете, у нас строятся, во-первых, банки…
- Да, одно время было очень много.
- Да, ну процветают, хорошо выглядят кто? Банки, сырьевой сектор, и – офисы, перепродажа). Т.е. это девушки, которые сидят и печатают бумажки). «Купи-продай». Правда, надо к чести сказать, у нас сельское хозяйство подняли немного, сейчас оно 70 %. Еще пять лет назад этого не было. 70 % сейчас у нас своей продукции.  
- В магазине да, есть сейчас много своего. Или из ближних республик, из бывшего СССР.
- Да-да. Вот это хорошая тенденция, конечно. Но ругать СССР в такой ситуации – это смешно. Что сделал за двадцать лет Сталин, что сделал за двадцать лет Брежнев – и что сделали за двадцать лет сейчас.
- Оно сделано, но какой ценой?
- Это уже другой вопрос. Можно это как-то по ходу разобрать.
- В любом случае, можно поговорить сейчас, как раз, о тоталитаризме и отсутствии гласности в СССР.
- Хорошо.
Я считаю, что еще одной ошибкой СССР, коммунистов, было то, что не было религии. Это большая ошибка. Второе – то, что количество информации, которое мог получить человек в Советском Союзе, оно, конечно, было ограничено по сравнению с сегодняшним днем. Это сложно отрицать. С другой стороны, вот кто-то скажет, что была, мол, линия партии, линия КПСС, но а сколько свободы сейчас, если так разобраться? Да, у нас есть какая-то свобода, но сейчас людей контролируют и давят другими средствами просто.
- Через деньги?
- Через деньги, да. Через то, что людям фактически подсовывают американские идеи. Это именно американские идеи – что человек может быть счастлив только благодаря материальному благу. Потом, средства массовой информации все так же контролируются. Тогда была КПСС, сейчас – эстрада, клоуны. Одно время, я был просто поражен, сколько развелось у нас юмористов. Как раз, когда шла война в Чечне, еще что-то. Это делается, чтобы отвлечь людей, чтобы, так сказать, держать их в тонусе. Были постоянные юмористы, постоянные развлечения. Опять же, это американская культура.
Американцы, в действительности, создали очень хорошую систему обработки людей. Я думаю, что это самая лучшая система в мире. Собственно, почему они и доминировали некоторое время. Я говорю: «Доминировали», потому что скоро это будет закончено. Это господство США в мире. Они взращивают людей, во-первых, необразованных. В США 80 % людей практически не имеют образования. Т.е. после средней школы американец не может каких-то простых вещей – не может, там, поделить какие-то дроби. Они просто их не обучают этому. И они делают это специально.
- Там главный акцент на спорт, на обучение «делай руками».
- Есть очень хорошая книга по этому поводу. Я сейчас не помню автора. Про обучение в Америке. Это учитель, который уехал…
- Айрат Димиев. «Классная Америка».
- Да, вот эта книга. Он описывает систему образования, где они не получают никакого образования. Может возникнуть вопрос: откуда же там производство и остальное? – Там получает образование небольшой процент людей. Платно. Т.е. элита. Те, у кого есть деньги. Ну, может быть, те, у кого есть выдающиеся способности, им дают получить.
- Те, кто особенно хочет, т.е. он добивается.
- Да. И он получает образование. Такие люди образуют интеллектуальную прослойку, которая и делает все эти компьютеры, там, и все остальное. А остальные – это просто, как сказал мой отец (он долго прожил в США), это просто культурное рабство. Это просто культурное рабство. И это действительно так. Это люди без образования. Жизнерадостные. Которые…
- Американская улыбка.
- Да. Которые должны верить в себя. Которые должны работать. Очень хорошо. Почему? Потому что они живут в самой лучшей стране мира. Если в СССР не удалось так внушить, что СССР – самая лучшая страна, то им удалось это внушить. Они уверены, что Америка – это самая лучшая страна. Я хочу сказать, что Америка – это одна из самых плохих стран мира, если подходить объективно. Это, конечно, отдельная тема: что вообще такое «США». Может быть, мы еще поговорим. Но сказать, что США – хорошая страна, мне кажется, было бы смешно вообще.  
Еще одна ошибка СССР была в том, что они не давали людям выезжать. Я бы на месте Леонида Ильича выпускал всех, а потом впускал бы обратно). Даже за счет государства брал бы обратно, потому что многим потом просто не уехать – у них нет денег, или они продали здесь квартиры, и им некуда ехать. И многие бы съездили туда и успокоились насчет американской мечты, американского образа жизни.

ведь диалог в видео