Россия хочет сдать в аренду иностранцам земли на Дальнем Востоке - по 50 рублей за гектар

На модерации Отложенный
До 40 млн. гектаров земли от Владивостока до Калининграда выведены сегодня из сельхозоборота

Миллионы гектаров российской территории на Дальнем Востоке вскоре могут быть переданы в долгосрочную аренду иностранцам. Речь идет о землях сельскохозяйственного назначения, выведенных из оборота за годы рыночных реформ. Это предложение будет озвучено в числе прочих на саммите АТЭС-2012 в сентябре во Владивостоке. Таким образом, Россия, председательствующая в АТЭС в 2012 году, намерена подтвердить свою готовность на деле внести вклад в обеспечение продовольственной безопасности в мире. К сожалению, едва ли удастся избежать негативных последствий. Например, появления замкнутых этнических анклавов в Приморье, Хабаровском крае и Амурской области, а также истощения сданных в долгосрочную аренду сельхозугодий.

Москва готова предоставить инвесторам из стран Азиатско-Тихоокеанского региона возможность вкладывать финансовые ресурсы в российский агропром. «У нас есть свободные площади сельскохозяйственных земель, куда в принципе вполне возможно пустить иностранцев», – заявил вчера на встрече с журналистами замминистра экономического развития Андрей Слепнев. Это предложение, как планируется, должен официально озвучить в сентябре во Владивостоке участникам саммита АТЭС-2012 новый президент РФ.

Однако уже сейчас, по словам Слепнева, ряд таких инвестпроектов предварительно прорабатывается с Вьетнамом, Сингапуром, Тайванем, Японией и другими странами. Инициатива исходит от дальневосточных регионов. В частности, Амурская область оказалась привлекательна для северных корейцев, которые готовы арендовать несколько сотен тысяч гектаров сельхозугодий.

Цена арендной платы носит символический характер – всего 50 руб. за гектар. В России общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 168 млн. гектаров. И около четверти из них не обрабатывается. Получается, что до 40 млн. гектаров земли от Владивостока до Калининграда выведены сегодня из сельхозоборота.

Впрочем, азиатских инвесторов за Байкал не пустят, заверил Слепнев, комментируя «НГ» планы правительства. Ареал распространения иностранцев хотят ограничить Приморским и Хабаровским краями, Амурской областью. Они могут рассчитывать получить 150–200 тыс. гектаров земли для создания на них предприятия АПК. Учитывая большие объемы инвестиций, аренда будет долгосрочной. «Явно дольше, чем пять лет», – сказал чиновник.

У независимых экспертов отношение к происходящему в агропроме неоднозначное. Завсектором исследований АПК Института экономики РАН Борис Фрумкин назвал это явление «противоречивым и потенциально конфликтным». По его мнению, безопаснее было бы создавать совместные предприятия с вьетнамцами или корейцами, чтобы исключить появления посреди российских территорий «технологических или этнических анклавов».



Мировые прецеденты сдачи сельхозугодий в аренду есть. Например, в Африке Китай и страны Персидского залива на правах арендаторов производят сельхозпродукцию. Местное население зачастую от этого не в восторге. В обиход вошел даже новый термин – «земельный неоколониализм». Впрочем, для России это явление не принципиально новое. На Дальнем Востоке берут в аренду земельные участки китайские и северокорейские бригады. Фрумкин назвал их «полусезонными рабочими». Реализация проекта с привлечением ресурсов стран – членов АТЭС создаст новую реальность.

Коммерческий директор компании «ПЕТКУС Технологи» Дмитрий Балков видит больше плюсов в привлечении иностранцев в агропром дальневосточных регионов. «На мой взгляд, это перспектива развития. Но, конечно, все зависит от миграционной политики. А вот пустующие земли – это действительно проблема. И ирония в том, что, кроме корейцев, с ними никогда никто и не справлялся», – говорит он. Еще в советские времена они выращивали овощи, арбузы и т.п.

Со своей стороны, аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин предположил, что сданные в долгосрочную аренду иностранцам земли могут использоваться в режиме хищнической эксплуатации, загрязняться опасной химией. Восстановить плодородие на этих угодьях после этого будет крайне сложно. «Вообще такие проекты вызывают естественный вопрос: почему бы для начала не предоставить ту же самую возможность на тех же или более льготных условиях для собственного бизнеса и собственных граждан? Рабочие руки для этого есть. Во многих селах и малых городах России граждане испытывают проблемы с трудоустройством. Их нужно просто заинтересовать. Вероятно, назрела необходимость госпрограммы аграрного переселения по типу столыпинской», – подчеркнул Шандыбин.

От привлечения иностранных арендаторов можно получить прямую выгоду – рентные платежи, а также косвенную – увеличение предложения сельскохозяйственной продукции на рынке. «Основные негативные последствия из-за снижения прибыли понесут российские аграрии», – считает руководитель аналитического отдела ГК Broco Алексей Матросов.

Миллионы гектаров сельхозугодий в России пустуют, не приносят никакой пользы. Между тем инвесторы из некоторых азиатских стран готовы заполнить этот вакуум. «Это может стать основой долгосрочного бизнес-сотрудничества. Существуют, конечно, и риски. Например, вытеснение коренного населения с Дальнего Востока, вывод части земель из сельскохозяйственного оборота как следствие хищнического их использования», – предупреждает эксперт БКС Богдан Зыков. Он не исключает, что какая-то часть иностранных сельхозрабочих, проработав долгие годы в России, захочет обосноваться на этих землях навсегда. С этим согласен Фрумкин. «Сельское хозяйство не столько производство, сколько образ жизни для людей, занятых в этой сфере», – заявил ученый.

"Независимая газета"