Разное чувство патриотизма!
На модерации
Отложенный
Будучи в отпуске и освободив свою голову от рабочих вопросов и техпроцессов, я стал почитывать интернет и кое-какую литературу по давно волнующему меня вопросу. На то чтобы подумать об этом и главное написать меня навело моё пребывание в Абхазии, по каким причинам думаю вы догадаетесь прочитав эти мои рассуждения. Вопрос непростой, многие нажили себе на нём изжогу, а некоторые политическую карьеру! Меня же интересовала прикладная сторона дела. Есть у меня ощущение, что «…верхи не могут, а низы не хотят…»!
Но вопрос как раз в том, чего не могут и чего не хотят!? И почему именно патриотизм выбирают, как спасительную соломинку? Когда, становится трудно разобраться с настоящим я обращаюсь к истории. А поскольку теперь мир глобален, то вопрос встаёт не только о революции и гражданской войне, но и о революции или войне из-за дефолта между странами, между кредиторами и разорившимися (прим. Греция). Короче, между богатыми и бедными, толко не в рамках одного государства — между классами, а в глобальном понимание, что вполне может привести к новой мировой войне. И тогда мечта коммунистов о мировой перманентной революции вполне осуществим. Вот и стал я читать о том, какой социально-психологический фон был в России, а интересует в первую очередь меня моя отчизна, перед Отечественной войной 1812 г., перед Революцией 1917г. и перед Великой Отечественной войной 1941 г.
Удивительная вещь, но властная патриотическая риторика усиливалась именно перед судьбоносными событиями. Я вполне уверен что забота чиновника о воспитании патриотизма — является заботой о воспитании лояльности к власти. Сама идея воспитывать любовь к Отечеству на специальных занятиях в школе очень напоминает советскую систему коммунистического воспитания. Но как показывает история — это не спасает! Что же происходит, когда мы стоим на краю пропасти? Рассмотрим три категории граждан, а по сути три класса! Я разделил их так по их отношению к патриотизму, поскольку он становится определяющим для нации в годы испытаний. О священнослужителях, как об отдельной касте я писать не стал, так как при беглом анализе понял, что сегодняшних церковных служителей можно разделить на те же три класса, не зависимо от вероисповедания или конфессии.
Итак, первая категория — власть. К ним относятся чиновники высшего ранга, высшие функционеры принятой политической оппозиции, олигархическая верхушка и высшие церковные чины. Очень хорошо отношение этой категории к патриотизму описали журналисты нескольких центральных изданий. Вот несколько выдержек.
В статье» «Единой России“ напомнили о патриотизме» журналист«Российской газеты», сообщает о расширенном заседании центрального совета сторонников «ЕР» в Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе: Еще перед началом заседания председатель центрального совета сторонников «ЕР» Франц Клинцевич обозначил главную тему собрания: «Люди забыли постулаты: они должны быть патриотами и иметь гражданскую позицию… От лица партии сторонников приветствовала заместитель секретаря президиума Генерального совета Светлана Журова. „Ваша связь и с избирателями, и с людьми более крепкая, — подчеркнула она. — До партии где-то не достучаться, где-то руководители подводят, а сторонники — это мостик между партией и людьми“. Она особо отметила, что сегодня для сторонников крайне важна работа с подрастающим сегментом электората: «Настал час “икс“ борьбы за молодежь, — убеждена Журова. — Манежка — это первый серьезный сигнал, что мы где-то просчитались, что молодежь можно легко увести. Исчезли патриотизм, любовь к Родине, и это не может не расстраивать нас всех». Заседание «Единой России» проходило полностью в духе аналогичных мероприятий КПСС: обращение к теме Великой Отечественной войны, общие слова, призванные выражать заботу о молодежи, деление на «членов партии», «сторонников»,«избирателей» и «людей». Основное содержание беседы свелось к тому, как «людей» превратить в «сторонников». Таким образом, контекстуальное значение слова патриотизм – «лояльность к власти».
А вот отношение патриархов церкви.
«Странные инициативы церковников, близких к власти, иронически оценивают остальные представители православия: Совместно с единороссами тот же неугомонный о. Чаплин испек документ „Вечные ценности — основа российской идентичности“. В бумаге изложены восемь ценностей, которым должен следовать всякий россиянин, если он движется в направлении РПЦ и «ЕдРа». По-видимому, древние 10 заповедей представляются миссионирующим попам уже недостаточными или, напротив, избыточными. Среди 8 ценностей есть и солидарность, и соборность, и патриотизм, только нет, по совершенно верному замечанию известного священника о. Павла Адельгейма, Христа, веры, надежды и любви. Впрочем, зачем лишний раз беспокоить Христа, если предвыборными бюджетами в «ЕдРе“ распоряжается не Он». Здесь патриотизм – одно из слов, полезных в политической борьбе за власть и материальные блага, он противопоставлен истинным ценностям православия. Показной, ложный патриотизм заставляет вспомнить популярное в XIX веке выражение ура-патриотизм.
Из всего этого становится понятно, что для этого класса важно, чтобы не допустить их свержения или в случае агрессии народ не стал на сторону захватчика и не принял его, как освободителя. При этом в те периоды, о которых я писал выше эта категория наших граждан заигрывала с потенциальным врагом, мир с Наполеоном, финансирование большевиков крупными промышленниками и магнатами, пакт Молотова — Риббентропа. И ей казалась, что проще пойти на союз с потенциальным врагом, чем черпать силы внутри своего народа. Надо сказать, что этот класс ни когда не доверял своему народу.
Вторая — интеллигенция. С этой категорией сложно, поскольку она противоречива, поскольку объединяет такой широкий спектр людей, относящих себя к этой категории, от учёных до жены олигарха или содержанки (светской львицы) «с образованием, третье место на конкурсе красоты города Урюпинска».
В 1890 г. Ив. М. Желтов в заметке «Иноязычие в русском языке» писал: «Помимо бесчисленных глаголов иноземного происхождения с окончанием -ировать, наводнивших нашу современную печать, особенно одолели и до тошноты опротивели слова: интеллигенция, интеллигентный и даже чудовищное имя существительное — интеллигент, как будто что-то особенно высокое и недосягаемое. … Случается даже встречать сельская интеллигенция… В известном смысле, впрочем, эти выражения обозначают действительно понятия новые, ибо интеллигенции и интеллигентов у нас прежде не бывало. У нас были „люди ученые“, затем «люди образованные», наконец, хотя и «не ученые» и «не образованные», но все-таки «умные“. Интеллигенция же и интеллигент не означают ни того, ни другого, ни третьего. Всякий недоучка, нахватавшийся новомодных оборотов и слов, зачастую даже и круглый дурак, затвердивший такие выражения, считается у нас интеллигентом, а совокупность их интеллигенцией». В эту категорию я отнесу людей, деятелей культуры, музыкантов, поэтов, писателей, журналистов, часть военных в основном штабисты и т. д., которые обласканы властью, и главное стремящиеся к этому вниманию и в виду её симпатий им позволено её же тихонько критиковать.
К этой же категории можно отнести деятелей, которых можно назвать, «а баба Яга всё равно против», при любой власти и при любом режиме они будут брюзжать не предпринимая ни каких действий, а поэтому на них властный класс не обращает внимания.
Патриотизм для обоих этих разновидностей — способ самопиара. Тема на которой можно оттянуться. Для первых, это вдохновение для патетического искусства и выступлений «За советскую власть». Для вторых, тема для очередного брюзжания. Что же происходило с этими гражданами в моменты лихолетий. Первые со спецпайками на спецдачах продолжали своё творчество, объясняя народу, что надо потерпеть и проявить весь свой патриотизм, то есть лояльность к существующей власти. Некоторые из них от скуки даже рвались в бой и некоторых эта правда жизни меняла, справедливости ради надо сказать кое-кто даже стал героем, но мы говорим об основной массе. Вторые, либо попадали под репрессии за паникёрство и там чаще всего становились стукачами, либо получалось эмигрировать и от туда покусывать: «…Мы же говорили!»
Надо отметить, что этот класс так же ни когда не доверял своему народу. Народное внимание было ему необходимо если его можно было конвертировать в «кэш». Вот некоторые высказывания людей этой категории о своих соотечественниках: «пипл хавает!», «народ быдло, что с него возьмёшь!?», «…идти за народом себя не уважать!» и т.д. Этим гражданам всегда казалось, что они родились несправедливо в этой стране, что они достойны другого народа и другой страны. Они обзаводились недвижимостью заграницей и места для отдыха выбирали там, где поменьше было бы их соотечественников.
И третья категория. Это те же люди, что и во второй, только живущие без особого желания прислонится к власти. В основном это профессионалы, знающие себе цену, а не карьеристы для которых казаться, важнее чем быть! Те про кого Желтов ещё в 1890 г. говорил «У нас были „люди ученые“, затем «люди образованные», наконец, хотя и«не ученые» и «не образованные», но все-таки «умные“», то есть профессионалы: предприниматели, руководители, ученые, инженеры, рабочие, крестьяне, служащие, врачи, учителя, все те кто созидает и создаёт.
Перед Великой Отечественной войной слово патриотизм было не в ходу. Его в деревне мало кто знал. Но была бездонная сила духа людей, которые выстояли, а в конечном счёте и победили в той страшной войне. Патриотизм в данном контексте – чувство, которое помогло отстоять Родину: вера в силу народа, вера в собственные силы, осознание высокой цели. Чувство противопоставлено слову!
Но вот что интересно, имено этот третий класс, первые два, всегда перед эпохами перемен и бедствий обвиняли в обнищании морали, отсутствии патриотизма, падении нравов, но именно этот класс, который мы и привыкли называть народом всегда вытаскивал Россию из всех бед.
Возвращаясь к вопросам, которые я задал в начале своих рассуждений, чего не могут власть и интеллигенция и чего не хочет народ? И почему именно патриотизм выбирают, как спасительную соломинку? Я пришёл к следующим выводам:
— власть окончательно запутавшись к какой идеологии можно прикрутить свою жажду власти и наживы, мечется между левыми и правыми в поисках оправдания своим действиям и не может объяснить народу за что собственно он должен быть к ней лоялен и единственным объяснением, которое ей кажется уместным она выбрала патриотизм;
— интеллигенция не может предоставить какого-либо продукта, который мог бы конкурировать с аналогичным иностранным и единственное, что ей остаётся это апеллировать к патриотизму;
— а народ не хочет больше жевать эту жвачку, ему самому противно, что его довели до состояния в котором он теряет уважение к себе, ему не нужен патриотизм он итак любит свою Родину, он просто хочет быть счастливым и жить на свой земле с уважением к себе и своим близким!
Патриотизм не надо воспитывать, надо создать такие условия, чтобы глядя на людей, которые в нашей истории повели себя как патриоты, не с точки зрения действующей на сегодня правящей идеологии, а с точки зрения общечеловеческих ценностей, подрастающее поколение смотря на них испытывало гордость и осознание их подвига, а не жалость!
«Не дай вам бог жить в эпоху перемен!» — гласит китайская мудрость. Одну эпоху я со своими ровесниками пережил. И ощущение, что она была не последней на моём веку всё усиливается! А у Вас?
Комментарии
---------------------------------------
А у нас Эпоха Перемен еще не закончилась и жизнь не устаканилась, по причине мировой глобализации экономики, куда без нашего ведома и согласия отдельные прохиндеи включили Россию в качестве сырьевого придатка. А если трясет главных глобализаторов то будет трясти и нас. Любая остановка в круговой глобальной цепочке: банк-> сырье -> завод-> предприятие-> магазин-> покупатель-> банк
приводит к кризисам перепроизводства или недопроизводства и мы заложники этой порочной системы:(((
Вы себя к этой группе относите?
«Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать как «поступайте по отношению к другим так, как вы хотели бы, чтобы другие поступали по отношению к вам». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе».
Более развёрнуто:
Главные человеческие ценности, которые в большей или меньшей степени входят во все др. этические ценности (ценность жизни, сознания, правды, деятельности, страдания, силы, свободы воли, предвидения, целеустремленности);
добродетели (справедливость, мудрость, смелость, самообладание, любовь к ближнему, правдивость и искренность, верность и преданность, доброта и сострадание, доверие и вера, скромность и смирение, ценность обращения с другими);
более частные этические ценности (любовь к самому далекому, способность дарить другим своё духовное достояние, ценность личности, любовь, направленная на идеальную ценность чужой личности).
----------------------------------------------------------------------------------
Разговор на тему - "Что раньше было курица или яйцо?"
Для меня это христианский постулат в первую очередь и к этике отношение он не имеет . Это из области нравственных категорий.Категорий добра. А этика всего лишь регулирует и приспосабливает к обществу некие общепринятые нормы поведения. Этика может быть самой разной , как и мораль. Они то и базируются на нравственном кодексе. А нравственность, своими категориями как раз и отличает безнравственное . Но никак не этика , которая как можно заметить в каждом обществе весьма своеобразна. Не надо делать вид , что мир стремится быть нравственным и стремится к каким то общечеловеческим ценностям на нравственной основе . Он чаще , лишь внешне имитирует форму , выхолащивая всеми способами её содержание. Почитайте "Тетрадекалог" - сатанинскую библию. Многие нынешние "цивилизационные" ценности , найдут причину и легко станут понятными