Разгром Сигтуны
Миф о том, что в конфликтах на берегах Балтики в 9-12 вв никто ничего не мог противопоставить норманнам и шведам, и что вся Европа была лишь пассивной обороняющейся стороной, есть плод фантазии сонма скандинавских, датских, германских и британских(которые тоже считают себя наполовину норманнами) «историков», патриотов, пропагандистов, которые с помощью документальных и художественных фильмов насаждают эти представления. На самом деле, норманны и шведы не чувствовали себя уверенно на Балтике. Фантазии норманнистов о морском могуществе скандинавов легко опровергаются историческими данными.
Причем одно из наглядных опровержений до сих пор находится в Новгороде. Речь идет о нападении на шведский город Сигтуна в 1187 году. В новгородских летописях нет сообщений об этом походе. Но скандинавские источники называют нападавших карелами, которые входили тогда в состав Новгородской республики, и русскими. Хроника Эрика относящийся к началу XIV века, и опирающийся кроме доступных ему документов на народные предания, называет нападавших карелами, входившими в то время в состав Новгородской республики. При этом она упоминает, что разгром Сигтуны вызвал радость в сердцах карел и русских. Хроника Эрика Олая (середина XV века) утверждает, что нападение совершили карелы и русские. В некоторых более поздних источниках упоминаются эсты.
В XVI—XVII веках шведами зафиксировано предание об увозе русскими в 1187 году
из Сигтуны ворот, установленных впоследствии вСофийском соборе Новгорода. Это же предание зафиксировано и в Новгороде. Ворота сохранились до сих пор. Корабли новгородцев, предположительно вышли в море из западного устья Вуоксы (где впоследствии был поставлен Выборг).
Сигтуна в описываемую эпоху была крупнейшим торговым городом Швеции. Долгое время она была религиозным и политическим
центром государства. Сигтуна находилась на берегу озера Меларен, в 60 километрах от берега Балтийского моря. Озеро было связано с морем проливом. Город был хорошо укреплен природой и человеком, путь к нему лежал через шхеры и мелкие извилистые проливы. Несмотря на это новгородцы сумели незаметно пересечь море, пройти протоками и 12 августа 1187 года внезапно захватить город. Был убит архиепископ Упсальский Иоанн. Сигтуна была разрушена до основания, больше она никогда уже не была восстановлена. В XIII веке ярл Биргер, построил у пролива, ведущего в озеро Меларен, замок Стокгольм, чтобы не допустить повторения подобных набегов. В ходе этого набега и были вывезены ворота, установленные впоследствии в Софийском соборе в Новгороде. Как видим не только норманны могли внезапно напасть и сжечь Ладогу. Новгородцы вполне могли ответить тем же. Не было никакого колонизационного потока, как в Англию или Нормандию, якобы шедшего в одну сторону из Скандинавии на Русь, где шведские конунги не успев приплыть, тут же подчиняли безропотное славянское население, облагали данью и устанавливали свои порядки. На самом деле, норманны и шведы приходили в основном для наемничества к русским князьям. И только в таком качестве их и знают летописные источники. Напугать русских князей и заставить отдать территории, как в
Западной Европе эти шайки разбойников не могли. А на нападение с моря русские
могли ответить тем же. И шведы не могли спрятаться даже в городе в 60 км от морского побережья.
Комментарии