Бесперспективность конфликта для Сирии и Ирана

На модерации Отложенный

 

Любой длительный конфликт выжирает боевую технику и подготовленный личный состав, и если ранее СССР оперативно, собственным транспортом под своей защитой восполнял потери, и обеспечивал достаточное количество обученных кадров, предоставлял развединформацию, включая аэрокосмическую и агентурную, и задействовал мощности своей военной науки для выработки эффективной тактики, отрабатывал ее на учениях, и передавал союзнику, то сегодня РФ в лице своих лидеров явно «сольет» держателей систем российских вооружений при первом удобном случае, по всем этим позициям. То есть сегодня российское оружие продается фактически «без поддержки» в случае участия страны-покупателя в крупном конфликте с Западом – так произошло в Ираке, Югославии и Сербии, так случилось в Ливии.

Когда наши текущие покупатели осознают это, любые массовые закупки российских вооружений прекратятся – за полной стратегической бесполезностью покупки ничем не обеспеченного «железа». Надо понимать – при покупке комплексов вооружения, играет роль не только и не столько качество самого оружия, но все сопутствующее политическое, информационное и военное сопровождение. Без такого сопровождения в современных условиях любые, даже самые лучшие образцы оружия – небоеспособны. Этой ситуации уже более 40 лет.

В качестве примера можно привести случаи с югославскими МиГ-29, сбитыми НАТОвским откровенным старьем почти над Белградом, в первые 5-15 минут полета, даже не обнаружив, что они атакованы – после подавления всех наземных средств, сербы уже не обладали никакой информационной картиной происходящего, а НАТО – имело полную. Вылеты пришлось прекратить, несмотря на наличие боеспособных самолетов, подготовленных пилотов, работающей ВПП, задач на применение. В принципе, так было и раньше – например, в 1940-41 годах немцы имели значительно худшие танки, чем французы и русские, однако побеждали – за счет лучшей организации и управления, разведки и связи, взаимодействия с авиацией и артиллерией, с транспортом – то есть за счет информационного ресурса.



У меня нет полных данных по объемам восполнения союзникам советской боевой техники в конфликтах второй половины ХХ века, только выборочные, но их достаточно, чтобы придти к выводу, что объемы таких поставок сопоставимы с объемами поставок мирного времени, и уступают им незначительно. В качестве примера можно привести и поставки американцами Израилю боевых самолетов непосредственно в ходе арабо-израильских конфликтов – они достигали десятков единиц в месяц. Кроме как возмещением потерь, их обосновать нечем.

Понятно, что без таких поставок боеспособность армий поддержать не представлялось возможным. Будет ли сегодня Россия предпринимать подобные шаги в отношении Сирии, есть ли у нее такие возможности? И есть ли политическая воля? По всей видимости, сегодня отсутствует и первое, и второе, даже в мирное время Россия отказывала в поставках чисто оборонительных средств вооружения – неоднократно отказывала в поставках современных высокомобильных ЗРК и ПЗРК Сирии, и например, комплексов ПВО С-300 последних модификаций – недавно Ирану. Это особенно непонятно – никаких формальных и неформальных (как по ПЗРК) международных ограничений на комплексы подобного класса на момент заключения контракта не было, контракт обещал быть очень выгодным, техника крупносерийная, отработанная, производство отлажено, вместо этого комплекс уже снят с производства.

 

Продолжение следует…

Часть 1, часть 2, часть 3, часть 4


 



Автор: Вениамин Сергеев