Подарок

На каникулы дети подарили поездку на пароме в Хельсинки и в Стокгольм. Никогда до этого я не был в зарубежье. Поэтому меня больше всего интересовали жители и то, как они живут. А главное то, чем они от нас отличаются. Это мое субъективное мнение. Оно может не совпадать с мнением специалистов в мироздании.

Первое, что бросилось в глаза, сразу, как только я вышел с причала, это пустые от людей улицы в Хельсинки и также в Стокгольме. В центральной туристической части городов чаще всего слышалась русская речь. Автомобили в основном припаркованы, но заметно, что на них ездят. А проезжая часть пустая. Может быть вечером и рано утром 1.5 миллиона жителей перемещаются. Но это только с работы и на работу. Хотя и в воскресение такая же картина. Видимо у них такая рациональная жизнь, без суеты.

В трамвае я не знал, кому заплатить. Стал наблюдать за пассажирами. Некоторые прикладывали карточки, а те, кто не прикладывал, говорили на русском. Пришлось обратиться к водителю. У водителя была касса. Билет стоил 2,7 евро. Я получил билет, который никто не проверял. Это доверие меня порадовало.

У каждого дома и подъезда стоят, лежат велосипеды. Некоторые из них выглядят, как подснежники. Мне сказали, что это перехватывающий транспорт. Кому нужно, может его использовать, если есть абонемент, бесплатный. Поэтому на многих тротуарах (не проезжей части) выделены полосы. Какими же нужно быть простаками, этим скандинавам, чтобы у них привился такой сервис. И в действительности, я сам видел в январе женщину на велосипеде, в пластмассовой шляпе. Мне подумалось, как сейчас в автомобильной пробке часами маются петербуржцы и москвичи. И что касается светофоров, то поначалу я стоял в ожидании зеленого, когда кругом пусто. Потом увидел, что женщина прошла, не обращая внимания на светофор. И я тоже стал ходить. Значит они не просто зомбированные люди, а просто по понятиям живут.

В Хельсинки пошел в музей. Вместо гардероба была открытая вешалка.

Поэтому на доверии оставил одежду и положил сумку на полку. Вышел в холл, и стал высматривать с какой двери начинать осмотр. Решил обратиться на ресепшн. Оказалось, что нужно оплатить 8 евро. Мне дали схему экспозиций вместо билета и с улыбкой поблагодарили за посещение. Больше никто мной не интересовался. Я мог фотографировать все, что угодно. Посмотрел, как люди жили много лет назад. В основном скандинавы были охотниками, рыбаками, земледельцами, которые расселялись равномерно вдоль берега. В сущности, им не нужны были революции, войны. Причиной этому, наверное, была их самодостаточность и вера в справедливость. Поэтому сегодня никому в голову не придет взять чужое пальто, сумку, велосипед.

В кирке смотрел, как проходит церковная служба. Ко мне подошла женщина с кружкой и улыбкой. Я сразу догадался, что нужно ей. У меня, к счастью были несколько монет, которые я с удовольствием ей вбросил. И тут поймал себя на мысли, что до этого никогда не подавал. Потому что всегда у меня просили на жалость, а здесь на улыбку.

И вот последняя сцена моей поездки меня выбила из состояния равновесия, и я решил написать об этом. Паром возвращался и был последний завтрак. Это так называемый «шведский стол». Мне уже было не найти такое, что я никогда не кушал, поэтому просто взял кофе и острый сыр, такой который у нас стоит очень дорого. И тут за соседним столом группа русских туристов стала набивать свои сумки едой. Их заметила официантка и пригласила на «разборку». Все было тихо, без скандала. Никому шум не нужен был.

Я думаю, что скандинавы хорошо знают нас русских, но никогда не будут об этом говорить вслух. И это тоже признак воспитания.

Кстати, я даже не знаю, что у них там в Швеции. Монарх или президент главный. Помню только, как один псих убил ножом премьер министра, когда тот выходил из кинотеатра.

Вот такие они, такие мы. Поэтому у них нет таких митингов протеста против власти.