Перспективы экономики Украины

На модерации Отложенный

ПЕРСПЕКТИВЫ  ЭКОНОМИКИ  УКРАИНЫ

Сразу необходимо отметить, что в Украине имеют место все объективные факторы достижения экономического роста. К ним, прежде всего, относятся: природные ресурсы, благоприятный климат, высокообразованное население, географическое положение. Тезис о том, что в стране недостаёт энергетических ресурсов, весьма условный. Во-первых, в мире нет стран, которые имели бы полный набор природных ресурсов. Тем не менее, значительная часть этих стран процветает. Во-вторых, даже тех энергетических ресурсов, которыми мы располагаем, при рациональном использовании, вполне достаточно для обеспечения достойной жизни. Из этого следует вывод, что факторы отсталости нашей экономики носят не объективный, а субъективный характер, т.е. являются факторами качества управления хозяйственным комплексом страны.

Насколько справедлив такой вывод, можно судить по ряду экономических показателей.

Первым из них является безработица. Можно ли представить себе расположенную на обширных плодородных землях большую фермерскую семью,  в которой каждому её члену не нашлось бы дела по способностям? Конечно, нет. Если все трудятся, семья живёт в достатке. Если сидят без дела, то бедствуют. Государство представляет собой такую же семью. А наличие безработицы при наличии ресурсов это полный абсурд. Тем не менее, в нашей стране безработица чрезвычайно велика. Причём большая её часть является скрытой, и её размер невозможно узнать из статистических отчётов. Понятно, что ситуация в государстве, в сравнении с фермерским хозяйством, осложнена большими размерами и товарно-денежными отношениями. Однако в принципе это ситуацию не меняет. Не занятые делом люди могут быть только в той семье или той стране, которыми, по каким-то причинам, управляет элита, не желающая или не способная выполнять свои обязанности качественно. Примером эффективного использования трудовых ресурсов является Япония. При формальном уровне безработицы в 5%, фактический дефицит рабочей силы составляет 10%. И перекрывается этот дефицит за счёт увеличения продолжительности рабочего дня до 10 часов. Стоит ли напоминать, что природными ресурсами Япония вообще не наделена?

Вторым показателем, демонстрирующим «просчёты» управленцев, является засилье внутреннего рынка импортными товарами. Накопившийся в стране финансовый капитал не может реализоваться в развитии промышленного и сельскохозяйственного производства ввиду обилия на  внутреннем рынке дешёвых товаров иностранного производства. Между тем, эта проблема может быть решена классическим методом - через повышение ввозной таможенной пошлины. Украина уже располагает подобным опытом. Именно так мы подняли перерабатывающую промышленность в 1998/99 годах. Однако в настоящее время ничего подобного не происходит. Более того, по некоторым официальным публикуемым источникам, половина импорта происходит вообще без налогообложения, т.е. посредством контрабанды. Если нелегальный поток товара легализовать, то рост отечественного промышленного и сельскохозяйственного производства может начаться и без повышения пошлины.

Стоит отметить, что сокращение импорта в секторе производства товаров сельскохозяйственного производства дало бы наиболее быстрый и ощутимый эффект, поскольку каждое рабочее место в сельском хозяйстве способно дать 6 рабочих мест в промышленности.

Третьим показателем является отрицательный платёжный баланс во внешней торговле. Он составляет примерно $ 6 млрд. в год. Недостача поступления долларов от внешней торговли ведёт к сокращению золотовалютных резервов, снижению курса национальной валюты. Последствием снижения курса становится экспорт отечественных товаров по неоправданно низким ценам и импорт недостающих ресурсов (природного газа) по завышенным ценам. Избежать этого процесса можно, как и в предыдущем случае, посредством сокращения импорта. При этом практически автоматически, будет возрастать производство для внутреннего рынка с естественным сокращением безработицы.

Четвёртым показателем является размер внешнего долга.

Бизнес, которому недостаёт иностранной валюты для импорта товаров, прибегает к внешним займам. Размер внешнего частного долга, по неуточнённым данным, составляет $123 млрд. В совокупности с государственным внешним долгом общая сумма составляет около $155 млрд. Это больше валового внутреннего продукта Украины. На практике это означает, что кредиторы уже могут диктовать не только экономические, но и политические условия выплаты долга. Кроме того, на всю сумму долга начисляются проценты, которые становятся соизмеримыми с  государственным бюджетом страны. Решением этой проблемы является всё то же развитие внутреннего рынка, для осуществления которого ничего не делается. Не лишним был бы и запрет на законодательном уровне любых внешних заимствований.

Пятым показателем является вывоз частного капитала за границу. По данным интернета он составляет около $30 млрд. в год. Хотя, формально, это действие запрещено, оно вполне успешно осуществляется. Эти деньги представляют собой прибыль, которую создают предприятия Донбасса.  При этом деньги на развитие Донбасса направляются не из прибыли предприятий региона, а за счёт государственного бюджета (читай: за счёт налогоплательщиков). Эта сумма ежегодно составляет не менее $6 млрд. Между тем, всё в той же Японии, вся нераспределённая прибыль предприятий остаётся на Родине и на льготных условиях суживается государству для развития экономики.

 Приведённые пять показателей  иллюстрируют отсутствие инициатив правящей элиты страны и последствия, к которым это бездействие приводит. Оппоненты могут возразить, сославшись на осуществление реформ, требующих определённого времени. На практике реформы, о которых нас постоянно информируют, сами себя пока не обнаруживают. Примером является налоговая реформа. Мы наблюдаем изменение уровня налоговых ставок, которое назвать реформами невозможно. Реформы –  не просто изменения,  это изменения качественного характера, при которых меняются принципы функционирования реформируемого объекта. Если говорить о налоговой системе, достойным примером реформы могла бы стать отмена налога на добавленную стоимость. Свою функцию налог выполнил, когда победил гиперинфляцию в 1996 году. С тех пор он просто поддерживает бюджет страны, сдерживая темпы развития экономики. При этом он ещё является правовой основой для функционирования коррупционных схем хищения государственных денег, а также основой для развращения чиновничьего аппарата.

Самой большой претензией к правящей элите можно назвать отсутствие стратегии экономического роста. Существует два стратегических пути достижения экономического роста: экономика предложения и экономика спроса. Первый путь осуществляют, воздействуя на экономику через повышение производительности труда в реальном секторе. Второй путь лежит через повышение покупательского спроса, который в условиях безработицы можно реализовать и без повышения производительности труда. Каждый из этих путей может быть реализован за счёт бюджета государства или за счёт кредитной системы.  Если рост финансируется за счёт бюджета – это бюджетный способ. Если экономика возрождается за счёт ресурсов банковской системы, то такой способ достижения эффекта роста называют монетарным. Все экономические и политические решения правительства подчиняются единой цели - продвижению экономики по выбранному пути и выбранным способом. Иначе нельзя, поскольку разного рода меры локального характера могут взаимно уничтожать эффекты от реализации каждой из них.

Такой стратегический путь не объявляется, поскольку он отсутствует. Несогласованность принимаемых мер, ощутимого глобального эффекта не даст.

 Из всего сказанного можно сделать вывод: в ближайшем обозримом будущем стремительного экономического роста, соответствующего возможностям страны, ждать не приходится. Рост, видимо, будет. Но это будет медленный рост, протекающий  благодаря «инициативе снизу»,  а не «инициативе сверху».