Эксперты подводят политические итоги уходящего года, пытаясь выстроить прогнозы и уловить тенденции ближайшего будущего и более отдаленных перспектив. Глава Центра Стратегических Оценок и Прогнозов Сергей Гриняев отметил, что «одной из наиболее значимых внешнеполитических побед года в ряде СМИ называется окончание процесса приема России во Всемирную торговую организацию. Однако победой это назвать можно только весьма опосредованно. Жесткий экономический кризис привел к тому, что вся система международных отношений, сложившаяся за последние пятьдесят лет, сегодня не выдерживает напряжения: новые условия требуют быстрого изменения и правил игры. ВТО – это один из значимых элементов прежней, докризисной системы».
Аналитик задается вопросом – зачем России надо было так стремиться в отмирающую структуру? Зачем вступать в ВТО, когда на пороге новая система мироустройства, в которой, возможно, ВТО уже не будет и места?
Вторая ключевая тема, затронутая Гриняевым, касается узла противоречий Москвы и Запада по проекту создания ПРО. «Последние шаги американской администрации, жестко заявившей, что ее не интересует позиция России по этому вопросу – весьма показательны, - отмечает эксперт. - В течение ряда лет, пока в России еще существовал потенциал формирования адекватного ответа, США и НАТО стремились заигрывать с Москвой, тем самым оттягивая время и давая возможность Москве продолжать проводить «реформу» своих Вооруженных Сил. Но вот когда стало совершенно понятно, что ответить Москва уже ни чем реально не сможет, и был нанесен короткий и четкий удар – были расставлены точки над i и указано, кто в этом мире хозяин. То, что сделанные Д.Медведевым грозные заявления – это лишь имиджевое выступление, а состояние российской армии сегодня таково, что она не сможет ничего реально противопоставить планам развертывания ПРО в Европе, понимают сегодня многие». Исходя из этих и других вопросов, эксперт оценивает внешнеполитическую обстановку и позицию России в 2011 году, как «неопределенную» или «отсутствующую». К сожалению, Россия до сих пор не определила свои внешнеполитические приоритеты, не поняла, кто союзник, а кто противник, хотя знаковые события минувшего года могли стать «отправными точками фиксации российских интересов».
Следующий ключевой момент – взаимоотношения с Японией. Как известно, трагедия на японской АЭС «Фукусима» в начале 2011 года по времени совпала с очередным обострением вопроса о четырех островах Южнокурильской гряды, на которые претендует Токио. Тем не менее, откровенно русофобские выпады официальных представителей Японии не помешали «Д.Медведеву выступить с инициативой о возможном переселении части японских граждан из пострадавших районов на российский Дальний Восток с последующим их трудоустройством в России».
А вот тысячам косовских сербов, обратившихся через семь месяцев к Д.Медведеву с просьбой о предоставлении российского гражданства, было отказано на основе «противоречий российских законов».
В ситуации с Ливией, как отмечает Гриняев, Россия с первых дней агрессии встала на сторону западного мира, поставив режим Каддафи вне закона «и тем самым отчасти поддержала бомбардировки мирных ливийских городов». «Это, увы, провал. Особое негодование вызывает, конечно, реакция президента на сообщение о захвате М.Каддафи повстанцами», - считает директор ЦСО и П.
Более того, как считает С. Гриняев, для России это один из наиболее неудачных внешнеполитических ходов последних десятилетий: «Ставка на то, что Запад наконец-то оценит стремление России, как показали события в декабре месяце уже в самой России, когда и США и ЕС жестко выступили с критикой прошедших выборов, опять не оправдалась. Россия всегда отличалась взвешенной политикой, что и сформировало ее имидж как надежного и последовательного партнера во внешней политике. Однако Ливия отбросила внешнеполитическую деятельность России далеко назад – во много, последовавшие далее события, направленные на дальнейшую дискредитацию и унижение России на международной арене – это результат непоследовательности в ливийском вопросе».
И если спецпредставитель президента по Ливии М.Маргелов за свои посреднические услуги получил премию им. Вудро Вильсона, то никто еще не подсчитал, во что эта премия обошлась России. А ситуация в Сирии, где раскручивается маховик междоусобицы, по мнению эксперта, показывает, к чему следует готовиться и России.
Кроме того, эксперт остановился на демонстративное избиение российского посла в Катаре местными секьюрити, что фактически сошло с рук – дальше ноты протеста и обещания санкций дело не пошло. Эксперт предположил, что поскольку Катар является серьезным игроком на газовом рынке, исключительно экономические и финансовые интересы здесь снова оказались выше престижа государственного. Из этой же серии и показательная остановка российского гуманитарного конвоя «миротворцами» НАТО на границе Косово, и осложнение отношений с Таджикистаном.
«Печальный, но адекватные выводы по ситуации в российской внешней политике приводятся в статье Натальи Серовой «Москва упала и не отжалась». Согласно утверждениям автора, прагматичная политика по отношению к партнерам по СНГ, заявленная в 2009 г., обернулась в нынешнем году ростом антироссийских настроений в большинстве стран СНГ. На фоне этого раздрая создается впечатление, что путинский проект Евразийского союза несколько запоздал. Цена реанимации Содружества может оказать для России слишком высокой, и не только в плане финансовых затрат, но и потому, что смена курса неизбежно натолкнется на жесткие контрмеры, риски будут расти, и у России может не хватить сил и ресурсов для того, чтобы переломить ситуацию, - подводит итог С. Гриняев. - Ситуация выглядит крайне запущенной, и России придется потратить немало сил для преодоления негативной инерции, возникшей из-за трехлетней игры на понижение. Последние действия властей ее не переломили, и если в конце прошлого года Медведев говорил о том, что Россия больше не претендует на звание сверхдержавы, то к концу этого года она уже не тянет и на статус региональной державы». http://www.segodnia.ru/index.php?pgid=2&partid=45&newsid=15396
|
Комментарии