Последняя песня Азнавура
Шарль Азнавур (урожденный Шахнур Вагенак Азнавурян) родился 22 мая 1924 в Париже. Он является известнейшим в мире французским песенным композитором и исполнителем. Больше всего он известен своими авторскими песнями о горько-сладкой любви и песнями, которые воплощают в себе квинтэссенцию французского шансона. Известны также его появления на экране в таких совершенно различных лентах, как «Застрелите пианиста» (Shoot the Piano Player), «Леденец» (Candy) и «Жестяной барабан» (TheTin Drum). Его статус как знаковый для французской поп-культуры, является парадоксальным для человека, идентифицирующего себя со своим армянским наследием.
Его отец – Шахнур Варенаг Азнавурян, был певцом и временами ресторатором, а мать – актрисой и иногда - швеей. Пение его отца в стиле особого темперамента, сильно повлияло на пение Азнавура-мальчика. Хотя у него был ненасытный аппетит к музыке, у него были серьезные проблемы взросления в виде паралича голосовых связок, что придало голосу певца скрипучесть. Он направляет свою энергию в театр, дебютируя как на сцене, так и на экране в возрасте девяти лет, и в 1933 году он играет в пьесе Настоящий чертенок (Un bon petit diable) и в фильме «Детская война»(La guerre des gosses).
Подростком, он танцует в ночных клубах и продает газеты, а также- гастролирует с театральными компаниями. Он пишет пьесу для ночного клуба в партнерстве с Пьером Рошем. Азнавур пишет тексты песен для нее, и именно через этот материал он начинает свою карьеру певца. Вскоре он преодолевает страх по поводу своих вокальных ограничений. И в этом ему помогает легендарная Эдит Пиаф,у которой он работает шофером. С ее помощью он разрабатывает стиль, который подходит его возможностям и показывает его сильные стороны, а также продолжает серьезно писать песни. Некоторые из них были исполнены самой Эдит Пиаф.
Успех приходил к Азнвуру очень медленно, однако, его как композитора принимали на первых порах с трудом, как во Франции, так и за рубужом. Его композиции, соответствующие любым современным стандартам, считались слишком рискованными для французского радио и были запрещены в эфире на протяжении более 10 лет: с конца 40-х до конца 50-х. Во время своего визита в Нью-Йорк в 1948 он обнаружил, что и американские издатели проявляли такую же сдержанность. Эта поездка дала ему первый ангажемент в городе, однако, всего лишь - в кафе Society Downtown в Гринвич-Виллидж. В следующее десятилетие Азнавур зарабатывал на жизнь как исполнитель во второразрядных клубах и самых дешевых кабаках на трех континентах. Сочетание дерзко оригинальных и откровенно любовных песен с ограниченным, но очень выразительным стилем исполнения, поначалу оставляло аудиторию в некотором недоумении.
Его прорыв произошел в 1956 году, во время участия в водевиле в Касабланке, где реакция аудитории была столь позитивна, что Азнавур оказался во всех заголовках. После этого певцу стало проще найти лучший контракт во Франции. В 1958 году он подписал контракт на запись своих песен. В том же году он дебютировал на экране в драматической роли эпилептика в фильме Джорджа Франжю «Очертя голову» (La tête contre les murs), и написал музыку для фильма Алекса Жоффа «Дамский переполох»(Du rififi chez les femmes).
Оттуда он перешел на крупные роли в лучших фильмах, в том числе, в фильме Жана Кокто «Завещание Орфея» и в фильме Франсуа Трюффо «Застрелить пианиста». Именно этот последний фильм превратил Азнавура в звезду экрана во Франции и открыл путь для его прорыва в Америке. В начале 60-х он спел в Карнеги-Холле, а после этого в 1965 году выступил с сольным концертом «Мир Шарля Азнавура» в гостинице "Амбассадор" в Нью-Йорке, который вызвал восторженные рецензии зрителей и критиков. К этому времени боровшийся когда-то певец добился своей первой записи альбома в Америке под тем же названием «Мир Шарля Азнавура на студии Reprise Records, основанной Фрэнком Синатрой.
Азнавур станет последним, кто сравнит себя с теми, кого он считает действительно талантливыми вокалистами, такими, как Синатра и Мэл Торм, предпочитая считать себя композитором, который иногда поет. Его стиль исполнения сравнивали с Морисом Шевалье и Синатрой, и он остается твердо популярным на протяжении четырех десятилетий. Почти все песни Азнавура связаны с любовью и ее изменчивостью и исполняются с оптимизмом и жизнелюбием. Такие произведения, как Après l'amour и J'ai perdu lа tête, а также темная - J'en déduis que je t'aime и Bon Anniversaire.
Трезвенник и страстный любитель гоночных автомобилей, Азнавур был трижды женат и стал отцом четверых детей.
Сейчас певцу 87 лет. Последней песней, которую он исполнил, была песня о Иерусалиме.
Время от времени
Я, как ребенок,
Рисую тебя в мыслях
Йерушалаим
Из далека далЁка
Ты остаешься всего лишь
Разбитой мечтой
Йерушалаим
И все эти эмигранты
С горящими глазами
Раскрываются при звуках твоего имени
Из-за морей
Часто через
Враждебные и суровые страны
Вот и я пришел
С пустыми руками и босиком
К тебе, Йерушалаим
Чтобы я был с тобой
Ты поселил
Любовь в моей груди
Йерушалаим
Где остались все мои радости
Неужели
Счастья нет без шипов?
Йерушалаим
Всё накинулось на нас
Чтобы порвать на части
И туман слез
Нарушил лазурь
И воздвиг стену
Между его и моим сердцем
Но во мне
Все же теплится надежда
Что любовь еще
Возродится и будет жить
Для нас в Йерушалаиме
Одно то, что Азнавур употребил еврейское название Иерусалима - Йерушалаим - говорит о том, как замечательно творческому человеку удалось выразить свою поддержку еврейскому народу против мусульманских оккупантов. Этот маленький штрих говорит о многом.
Комментарии