Проект «Венера» = коммунизм + анархия + bash-скрипт для правительства

На модерации Отложенный

Жак Фреско — это человек, который уже много лет занимается идеей организации социальных структур будущего, основанных не на традиционных моделях экономики и потребления, а на возможностях современной науки. Цель проекта — устойчивое развитие цивилизации без конфликтов. 

Жак родился в 1916-м году и успел застать Великую Депрессию, затем получил хорошее образование и стал известен в качестве промдизайнера и архитектора. В последние годы он занимается тем, что рассказывает о несколько фантастичном проекте своей мечты. Буквально пару дней назад в Digital October прошла его лекция (прямой телемост) про этот проект. 


Жак в своей творческой лаборатории

Вот основные тезисы:

  • Политическая система, которая хорошо работала 50 лет назад, сейчас уже устарела.
  • Большинству современных систем мы обязаны римлянам. Но у них было другое общество.
  • Мы уже произвели огромную базу знаний. Нам нужно развивать её, а не считать деньги.
  • Вот выкладки того, какими должны быть города, системы взаимоотношений и т.п.
  • Интеграция будет медленной и плавной, но это нужно делать.
  • Первое, с чего нужно начать — с изменения системы образования.
  • Второе — переход к некоей форме правления, похожей на коммунизм.
  • Третье — последовательная автоматизация всех рутинных процессов, включая правительственную работу.



Обзор


Жак начал с краткого экскурса по своему проекту. Среди всего прочего он отметил, что одна из тех вещей, которые нуждаются в изменении в будущем — это язык. Дело в том, что он также устарел: в зависимости от контекста и культурного багажа позволяет воспринимать разные данные по-разному (прим. Оруэлл со своим новоязом в своё время подвёл достаточно большую базу под то, почему нужен такой язык). В новой системе будет новый язык, причём без высокого уровня интерпретации. Для сравнения — язык математики и техники — это язык, который не зависит от культурного багажа, этот язык одинаков. Инженеры хорошо понимают друг друга. Технические документы будут прочтены одинаково где угодно на планете. Общение же на повседневном языке очень сильно привязано к контексту. 

Про политику


Политическая система хорошо работала 50 лет назад, но сейчас наука сделала её полностью устаревшей — и она уже вот-вот готова изменить нашу социальную жизнь. Проект «Венера» — это новая социальная система.

Я не верю в прелесть денежной экономики. Я считаю, что большая часть общественных пороков — это следствие денежной экономики.

Ресурсная экономика будет отличаться более высоким КПД. Со временем изменение экономики приведёт к изменению человеческого поведения. 

Про население


Наша планета может выдержать только определённое количество людей. Если мы будем продолжать развиваться как сейчас, то будут продолжаться споры, конфликты и так далее. Небольшое количество стран контролирует большую часть природных ресурсов — это ведёт к войнам. Наиболее простой способ с точки зрения человечества — договориться о том, что природные ресурсы принадлежат всему миру всем, странам. 

Но пока мы не можем этого сделать. Пока у нас есть полиция, военные и другие подобные силы, пока люди живут для себя — цивилизованного общества не будет. Если такое сообщество будет образовано, оно покажет хорошие темпы улучшения благосостояния, поэтому все «отколовшиеся» рано или поздно передумают. Жак не считает себя утопистом. Даже то, что он сейчас проектирует, будет казаться смирительной рубашкой нашим детями. Задача — шаг за шагом двигаться к лучшему, создавая то идеальное, что кажется оптимальным на текущий момент и меняя планы по мере роста научно-технической и социальной базы.

Вот пример: в будущем не должно быть никаких автомобилей — только грамотно спроектированный общественный транспорт. Такая система, например, должна работать вообще без светофоров. Со временем все системы транспорта будут автоматизрованы. То же самое касается друих систем города. Чем больше у нас будет времени на проектирование, тем больше можно будет автоматизировать.

Рано или поздно мы автоматизируем правительство.



Про города




Это город будущего по сегодняшним проектам. Все решения о его устройстве принимаются на основе научного анализа. Designed by Jacque Fresco, www.thevenusproject.com


Устройство города: окраины — это жилые районы, дальше — научные центры, потом шатры культурных объектов, центр — школы, магазины, ядро транспортных систем, терминал междугороднего транспорта и т.п., самый центр — общий инфотерминал, своеобразный «оракул», выполняющий прогностическую функцию. Город предполагает максимальное использование геотермальных источников, высотное строительство и другие технологии (прим. похоже на города-обиталища из «Дисфункции реальности»). Designed by Jacque Fresco, www.thevenusproject.com

Сегодняшняя система построена на ограниченности ресурсов, но можно начать действовать — например, проектировать города — исходя из имеющихся и доступных ресурсов, используя некое подобие технократических решений.

Жак показывает свой проект города: «Весь город может быть парком. Не нужно, например, делать кухни в каждом доме — можно делать общие рестораны.» Профессия официанта также уйдёт — например, если вы диабетик, вам будут предлагаться только те блюда, которые вам можно.


«Первая в СССР фабрика-кухня была открыта весной 1925 года в Ивано-Вознесенске. Многие процессы приготовления пищи, а также мытья посуды и нарезания овощей, хлеба там были механизированы. Она обслуживала восемь столовых при фабриках и заводах города.»

Управление


Один из основных постулатов культуры — свобода выбора. Тем не менее, сейчас сложилась такая система (по крайней мере, Жак говорит про США), в которой людей выбирают для того, чтобы они сохраняли существующий порядок. Именно поэтому государство делает большой упор на лояльности: без лояльности сложно сохранять систему в неизменном виде. Жак считает, что это требует пересмотра: нужно не «слушать пользователя», а работать как системный архитектор, выдвигая, возможно, непопулярные, но полезные для социума и планеты в целом решения. Уже сегодня у большинства людей нет лояльности к странам — и это нормально.

Про Терминатора и технократию


Жак говорит, что страх перед машинами зарождён Голливудом. Мы видим, как машины убивают людей — и это рождает страх. Со временем мы сможем проектировать более мощные машины. Не надо боояться того, что машины могут больше человека, это ведь уже давно случилось. Жак не верит, что машины будут испытывать эмоции или иметь собственные цели. Они просто могут идеально работать без перерывов. 

Про евгенику и образование


Выдающиеся способности являются продуктом воспитания общества. Приятно думать, что ты родился гением, но гения можно воспитать. Гены много определяют, но обстоятельства — социальная среда — часто значат больше. Жак за естественнные процессы и мотивацию. Он рассказывает, как учил детей читать: читал вслух, а потом, на самом интересном месте зевал, и говорил, что устал. Когда сын спрашивал, что дальше, он говорил: «Ну, вот если бы ты умел читать, ты бы уже сам разобрал». Общество должно действовать примерно так же, мотивируя участников, а не заставляя их. 

Про коммунизм


Коммунизм рисовал похожую картинку светлого будущего, но не давал путей решения проблем. Ни одна религия, ни одно философское течение не предлагает решений конкретных проблем. Коммунизм не отменял деньги, полицию – он обещал людям работу, но не творческую.

И напоследок — ещё одна иллюстрация о проекте

Представьте себе, что пошёл золотой дождь. Вы собираете золотую пыль и накапливаете её у себя в чулане… а золотой дождь всё не кончается, и пыль становится некуда девать – она обесценивается! В городе будущего «Венера» нет смысла накапливать что-либо – всё должно быть в достатке!

 

О Жаке


Жак похож на старого профессора, любит конкретику («Если вам не понравится мой ответ, так и скажите: НЕ ОТВЕТИЛ. Не надо вот этой вот вежливости»), терпеть не может систему патентов, армию и ряд других вещей, которые считает безнадёжно устаревшими. Скоро ему будет 96 лет: он не хочет «сидеть в кресле и ждать смерти», вместо этого старается держаться в курсе всего, что происходит в мире.


Нет, это не персонаж «Железного человека», а Жак Фреско в молодости.

Источник - http://habrahabr.ru/company/digitaloctober/blog/135301/