В течение тридцати лет Моне выращивал в своем пруду водяные лилии. Их и писал часами. В музеях мира удалось обнаружить более 80 картин из серии "Лилии". Написаны они, начиная с 1897 года и заканчивая 1919-м. Однажды утром он взглянул на пруд и увидел «ничто»: реальность от длительного употребления оказалась стертой, растворившейся в абсолютной ничтожности. Тогда Моне заперся в своей мастерской и стал рисовать лилии по памяти, "поскольку память - а не взгляд - позволяла совершить миллиметровый откат в восприятии, удержать лилии на волосок от преувеличенной незначительности и, при подсказке памяти, придать им ровно столько теплоты, сколько было нужно, чтобы остановить от падения в бездну несуществования. В Париже, на краю сада Тюильри, там, где он выходит на Пляс Конкорд, стоит музей Оранжери.
Если смотреть на него сверху, то он похож на восьмёрку. В двух овальных залах, соединённых перемычкой, развешены картины, изображающие пруд в Живерни: шесть или восемь полотен. В сущности, это одна картина, передающая недоступные обычному взгляду изменения натуры по ходу дня. Искусствоведы утверждают, что живопись здесь достигла такого совершенства, что стёрла грань между реализмом и абстрактным искусством. Клод Моне просто остановил мгновенье, потому что всё уходит, но ничто не исчезает, а жизнь всегда – это ожидание следующего дня. https://www.facebook.com/media/set/?vanity=peoplefamousGudsi&set=a.450643791632976
Комментарии