Прохорова альтернатива

На модерации Отложенный

 

Недавний Митинг на Болотной, который собрал до 100 тысяч человек, митинги в других крупных городах страны, — это серьёзно. От этого не отмахнёшься. Это ведь были не митинги официальных оппозиционеров, или проплаченных революционеров, или каких-то там маргиналов. На митинги пришли другие люди — успешные, перспективные, хорошо устроенные в жизни. Какие? Вот у меня большой офис, там человек 80 работают. 2/3 — это рядовые сотрудники, которые звёзд с неба не хватают, а просто исполняют. А два десятка человек — это люди, которые выделяются, стремятся к чему-то новому, у которых есть потенциал. Это такой креативный класс. Вот они, в моём представлении, и вышли на площади.

И власть начала реагировать. Вот Грызлов уходит с поста спикера. Его знаменитое «парламент не место для дискуссий» — это же готовый анекдот, и добавлять ничего не надо! Уже целые подборки насобирали его высказываний. Например, однажды он сказал: «Мы огромные ресурсы направляем на то, чтобы преодолеть эти антикризисные меры». Или: «Мы можем вспомнить Коперника, которого сожгли за то, что он сказал «А земля всё-таки вертится…» Новая Дума усилится за счёт прихода толковых людей из правительства — Нарышкина, Жукова… Нарышкина я лично не знаю, а Жукова знаю. Несколько раз с ним встречались на разных совещаниях. Он и в правительство пришёл из Думы, несколько лет был председателем бюджетного комитета. Теперь стало известно, что Нарышкина будут выдвигать в председатели Думы, что основную часть комитетов раздадут оппозиции. Это, конечно, реакция на массовые протесты.

Но самые главные события — это не сиюминутные, а те, что связаны с будущими президентскими выборами. Во-первых, здесь мы видим продолжающееся падение рейтинга Путина. По данным ВЦИОМ, если бы выборы президента состоялись сейчас, за Путина проголосовали бы 42% избирателей. А по данным «Левада-центра» http://www.levada.ru/indeksy, деятельность Путина одобряют сейчас всего 23% населения, и уже целый год эта величина только уменьшается. И это разительно отличается от сентября 2008 года, когда деятельность Путина одобряли, по данным того же «Левада-центра», 78%! Это всё данные с их сайтов, вот только сейчас смотрел. Поэтому конфигурация на президентских выборах становится несколько иной. Конечно, Путин безусловный лидер. То, что выдвинулись Зюганов, Жириновский, Миронов, Явлинский, — это всё было ожидаемо, и никто из них у Путина не выиграет. И Мезенцев, один из самых слабых губернаторов, который вообще считался кандидатом на вылет из кресла, и который прославился тем, что задержал авиарейс, — это то, что называется «страховочным» кандидатом: если вдруг все, кроме Путина, снимут свои кандидатуры, чтобы сорвать выборы, потому что выборы с одним кандидатом незаконны, то верный путинец Мезенцев законность выборов обеспечит.

А самое интересное — это, конечно, выдвижение Прохорова. После истории с разрушением «Правого дела» Прохоров заявил, что в ближайшее время объявит о своих планах, которые в то время были связаны с созданием нового движения или новой партии. Потом была пауза, и через какое-то время он сказал, что вопрос о создании новой партии намного более сложен, чем он думал, и пока далее консультаций дело не пошло. И опять наступила тишина. Находясь в Москве, я наводил справки. Прохоров действительно занимался своим бизнесом, выступал с лекциями по экономике перед студентами, и всё шло к тому, что он поставит крест на активной политической деятельности. Хотя я слышал от достаточно информированных людей и такое, что многие влиятельные люди провал «Правого дела» Прохорову простить не могут и грозят ему всяческими неприятностями.

И вот тут — выдвижение Прохорова. Сразу, конечно же, возникли две версии: первая — это проект Кремля. Незадолго перед этим как раз Сурков в интервью Минаеву заявил, что России остро нужна массовая либеральная партия, которая будет отражать интересы «раздраженных городских сообществ», и что эта партия обязательно должна быть представлена в Думе. И я очень рад, что до них, наконец-то, дошло, что отсутствие правой либеральной партии — это катастрофично для страны. А ещё, как считает один мой коллега, крайне нужна и социал-демократическая партия — то есть, по сути, левая либеральная партия, — и невозможно с ним не согласиться, что такая партия тоже должна быть. А сейчас у политической системы две из необходимых ног начисто отсутствуют!

Многие издания опубликовали карту голосования — где за кого голосовали. Так вот «Единая Россия» получила меньше всего в Центральной и Северо-Западной России: в Мурманской, Псковской, Новгородской, Архангельской, Ярославской, Костромской, Московской областях, ещё в Свердловской области, в Приморье, в Хабаровском крае. А больше всего — в Дагестане, Ингушетии, Чечне, Мордовии, Тыве, Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии, Татарстане. Возникает даже какая-то странная мысль, что, может быть, демократические традиции Новгорода и Пскова всё ещё живы и действуют!

А наша системная оппозиция показала себя, мягко говоря, в неоднозначном ключе — хотя отдельные её представители на митингах присутствовали. Но сами партии — нет. А Зюганов и Жириновский, у которых украли голоса, назвали народный протест «оранжевой заразой»! Миронов вот только промолчал, но и не возразил, и на митинг не пошёл, хотя белую ленточку нацепил. Какая ж это оппозиция?

А ведь в Петербурге мироновцы могли победить за счёт Оксаны Дмитриевой и, может быть, какой-то благодарной памяти о самом Миронове! Я Оксану Дмитриеву знаю лично, это незаурядный политик, экономист, управленец — она неизменный депутат Думы всех созывов, а в 1998 году была министром труда и социального развития. Её уважают все: и левые, и правые. Я думаю, что справедливороссам надо было выдвигать кандидатом в президенты Дмитриеву: это компромиссная фигура, которая всех бы устроила, настоящий социал-демократ, твёрдый приверженец социально-ориентированной рыночной экономики.

Выдвижение Прохорова может оказать серьёзное влияние на ход президентских выборов, но сначала его должны зарегистрировать. Лимонова, Миронова, Ивашова ЦИК уже отсеял. Во-первых, сумеет ли Прохоров собрать 2 миллиона подписей? Я думаю, что собрать подписи он сумеет. Структура по сбору подписей была создана, ещё когда «Правое дело» восстанавливали. Хотя 2 миллиона — это очень много. Это специально был придуман барьер, который независимому кандидату не преодолеть.

Во-вторых: зарегистрируют ли список и станет ли Прохоров официальным кандидатом в президенты? Думаю, что станет. После всех последних событий не зарегистрировать Прохорова — это себе харакири сделать, а из Прохорова сделать героя. Поэтому я думаю, что Прохоров в списке окажется.

А вот будут ли за него голосовать и кто?

Несколько дней назад у меня был разговор с одним высокопоставленным генералом — причём по совершенно другой тематике, не политической. Но в ходе разговора, конечно, политики коснулись. И вот генерал этот — человек совершенно проправительственный, твёрдый единороссовец, убеждённый, что все участники митинга на Болотной проплачены Западом, что всё это ЦРУ придумало, — мне говорит: «Если бы был Прохоров, я бы голосовал за Прохорова!»

Я думаю, что выдвижение Прохорова — это решение его самого и тех сил, что его поддерживают. Во-первых, вся история с «Правым делом» для человека такого масштаба и таких амбиций — это страшный удар по самолюбию, и он, безусловно, прикидывал и просчитывал варианты, как бы взять реванш. Во-вторых, этот шаг абсолютно беспроигрышный с точки зрения его личной безопасности и безопасности бизнеса. Если предположить, что будут какие-то на него наезды, то, выдвинувшись в качестве кандидата, он, по сути дела, себя от всех наскоков защищает. «Ага, — скажут про него в случае чего, — это ему мстят за то, что он в президенты пошёл!» В-третьих, за Прохорова будет голосовать та часть избирателей, которая в других условиях проголосовала бы за Путина. То есть Прохоров в первом туре будет отбирать голоса у Путина, и это может быть существенная часть голосов. Всё будет зависеть от того, как он построит кампанию.

После того, как Зюганов и Жириновский заговорили об «оранжевой заразе», Прохоров — который, кстати, собирается прийти на митинг 24-го и выступить, — это единственный объект альтернативного голосования. Ситуация сейчас такова, что за Прохорова — опять-таки, повторяю, при правильном ведении кампании, — могут голосовать буквально все, от коммунистов до националистов. И Прохоров вполне может рассчитывать на попадание во второй тур. Зюганова-то Путин побеждает гарантированно при любых раскладах, а вот с Прохоровым будет сложнее именно потому, что он может собрать голоса всех, кто не ходил бы на выборы вообще или голосовал бы за Путина против Зюганова.

Выборная кампания стала интересной!