Пусть сильнее грянет буря ?
По поводу внезапно пробудившейся активности гражданского общества, которую мы наблюдали 10 декабря на Болотной площади, у политической элиты имеются два противоположных мнения. Оппозиционная часть цитирует известные слова из «Песни о буревестнике» М.Горького: «Пусть сильнее грянет буря». Соответственно, эта часть надеется на эскалацию политической активности населения, которая приведет к взрыву, который сметет нынешнюю власть. Властная часть политической элиты твердит о необходимости «будущего без кризисов и потрясений». Потому что прекрасно понимает, что это две главные угрозы ее благоденствию. При этом глупы обе точки зрения.
Так власть не понимает некоторых элементарных вещей. Или ей о них просто не говорят придворные интеллектуалы, которые сами не очень-то грамотные. Увы, желая жить «без кризисов и потрясений», властная элита, по сути, желает себе смерти. Дело в том, что кризис и потрясение, как процесс ликвидации кризиса – это элементы естественного процесса общественного развития. То есть, элементы эволюционного инструментария. Так что без кризисов и потрясений обходятся только трупы – все живые развиваются и даже деградируют единственным способом – двигаясь от кризиса и потрясения к следующему кризису и потрясению.
На самом деле проблема болезненности общественных катаклизмов заключается не в имеющемся эволюционном механизме, а в том, как власть с ним взаимодействует. Потому что кризис – результат возрастания внутренних напряжений, а потрясения – реализация энергии этих напряжений. После чего общество и успокаивается. И здесь все зависит от качества власти. Потому что умная власть, это в первую очередь адекватная и обладающая хорошим слухом власть. Соответственно, когда она обнаруживает внутренние напряжения в обществе, то быстро их устраняет. При этом умная власть устраняет не само напряжение, а его источник, который всегда находится внутри нее самой – в ее структуре, порядках или персоналиях. Соответственно, изменяет общество и тем обеспечивает его развитие. После чего напряжение в обществе само собой рассеивается. Естественно, что такой способ устранения напряжений для кого-то из властных персоналий и их окружения оказывается катастрофическими – им приходится опускаться во властной иерархии или даже вообще покидать власть. Так что без потрясений обойтись не удается – только их жертвами становится часть власти, а не остальное общество. В результате общественное развитие осуществляется через цепочку небольших и минимально болезненных для всего общества кризисов и потрясений. Что и называется эволюционным развитием.
Хотя не слишком умная власть думает, что такое развитие обеспечивается сочинением и реализацией разнообразных властных прожектов. Такая власть неадекватна и часто плохо слышит. Такая власть «управляет» развитием общества иначе. Во-первых, обнаруживает возникшие в обществе напряжения с запозданием. Во-вторых, пытается или не обращать внимание на это напряжение, рассчитывая, что оно само как-нибудь рассосется, или устранить напряжение подавлением его ретрансляторов – субъектов общества, переводящих скрытое общее напряжение в открытую форму. То есть, не являющихся источником напряжения, а только артикулирующих его в виде разнообразных месседжей. А потому напряжение не рассеивается, а просто загоняется вглубь общественного организма. Но так как возникновение напряжений – это естественный процесс, то в результате их игнорирования или тупого подавления ретрансляторов запускается процесс накопления внутреннего напряжения. Причем этот процесс аналогичен процессу роста давления пара в нагреваемом закрытом котле. Как рано или поздно котел взорвется, так рано или поздно накопленное напряжение разрешится грандиозным общественным катаклизмом.
При этом взрывное действие катаклизма не только сметет власть, но и приведет к ненужным разрушениям во всем обществе.
Желание избежать общественного катаклизма естественно. Но есть только один способ избежать его – не допускать накапливания внутренних напряжений в обществе. А не призывать общество не напрягаться, так как это может плохо кончиться. Хотя источник общественного напряга – всегда сама власть. По сути, здесь полностью подходит древнее изречение – «врачу – излечись сам».
Как в свете изложенного власть должна реагировать на митинг на Болотной площади, который как раз и продемонстрировал наличие в обществе существенного напряжения – нежелание мириться с фальсификацией выборов? Которого, к слову, в обществе раньше заметно не было, хотя фальсификации еще с 1996 года стали стандартным элементом любых российских выборов. Для создания условий естественного рассеивания общественного напряжения власть должна организовать расследование всех случаев фальсификации результатов голосования, довести все расследования до суда, добиться реальных уголовных наказаний виновных. Так как избиркомовские чиновники были только исполнителями указаний конкретных властных персон, власть должна как минимум, удалить их из власти, как максимум, посадить в качестве заказчиков на скамью подсудимых вместе с исполнителями фальсификаций. Плюс власть должна изменить порядок контроля за выборной агитацией и проведением голосования таким образом, чтобы ни у кого не могло возникнуть сомнения в достоверности полученных результатов. Можно быть уверенным, после этого накопившееся в обществе напряжение быстро и естественным образом рассеется.
Другое дело, что власти придется не только ухудшить для себя условия политической конкуренции, которые сегодня для нее просто тепличные, но и сдать своих. По сути, сделать себе организационное и кадровое обрезание. Судя по всему, власть не собирается делать ни первое, ни второе. А потому в обществе потенциал напряжения будет сохраняться. Это значит, что, учитывая неуклонное ухудшение экономической ситуации, потенциал общественного напряжения отнюдь не будет оставаться на уровне, который реально не способен взорвать общество или который власть сможет контролировать – обязательно будет возрастать. При этом, учитывая сложность и глобальность экономических проблем, возрастать будет сильно и достаточно быстро. Тем более, что наш «котел» подогревает и будет дальше подогревать не только головотяпство нашей собственной власти, но и внешний мир – мировая политическая система и мировой рынок. То есть, справиться с подогревом «котла» у власти просто нет реальных возможностей. Хотя стравливать пар она вполне может – действуя адекватно и разумно. Точнее, по возможности устраняя источники напряжения в себе самой, в структуре общества, во взаимодействии разных частей общества. Что и позволит избежать взрыва и, соответственно, обойтись без общественных катаклизмов. Но пока признаков такого понимания ситуации во властных структурах не наблюдается. Наоборот, наличествуют шапкозакидательские настроения и готовность тупо «стоять до конца» в противостоянии с обществом. Хотя некоторая дрожь во властных коленках заметна – проявляется во властных месседжах.
Что касается оппозиции, то она мечтает о «буре», которая сметет власть. Потому что сама она получить власть неспособна. Вот и хочет, чтобы это сделал для нее кто-то другой. Причем предельно примитивным способом – просто очистил властное поприще от нынешних обитателей. И оппозиции останется только взойти на олимп. При этом ожидаемые в этом случает общество потрясения оппозицию явно не смущает. Это, разумеется, относится к нашей непарламентской оппозиции. К слову, парламентская оппозиция по большому счету не относится к оппозиции. Она – часть власти, которая изображает оппозицию. Чтобы «все было как у людей».
Комментарии