Итоги выборов. Кто виноват?

Почему у нас в России всегда кого-нибудь не любят? Почему всегда есть кто-то рядом – чужой, другой и скорее всего в чем-то виновный? Почему так сильно неприятие друг другом чиновников и народа, богатых и бедных, столицы и провинции, селян и горожан, людей физического труда и интеллигенции, водителей и «ментов», пожилых и молодежи, стоящих и сидящих в транспорте… Можете продолжить этот ряд? Я – да, но не хочу.

Всегда есть кто-то рядом, кто успешнее, удачливее, счастливее, да и просто моложе или здоровее. И что? Почему так часто в попытках объяснить себе, откуда он такой, мы вешаем на него своего рода презумпцию виновности: чиновник – обязательно взяточник, богатый – вор, ученый – белоручка, москвич – высокомерный, молодежь – распущенная? Может быть, так легче? Ведь тогда неважно, что я сам не достиг чего-то, главное, что плохой другой. Но может, не других, а себя мы не любим, особенно, когда что-то не складывается? Уходя от необходимости действовать, изменить самим свою жизнь, ищем виноватых?

Пусть это опять идеализм. Неравенство и зависть существовали всегда, думаю, только Христос был свободен от этого чувства. И он же дал универсальный рецепт преодоления: возлюбите друг друга. А что у нас? Кто-то только завидовал, а кто-то и к действию переходил. И пылали дворы столыпинских крепких хуторян за то, что выделились из общины, «мира». И кража у богатого соседа – это так, пустяк, с него не убудет, сам-то тоже наворовал, а как иначе? «От трудов праведных не наживешь палат каменных».

Почему только так? Почему все одинаковы? И почему богатство тождественно безнравственности?

Я не слепой. Слишком глубоки всегда были в России социальные контрасты. В нищете или бедности живет до сих пор основная масса населения, 80% заработка которой уходит на питание и коммуналку. Путь к первоначальному капиталу не усыпан розами. Неуважение к власти питается тем, что пробившиеся к ней зачастую желают лишь обогащения и забывают об обязательствах перед народом. Трудно устоять перед искушением, когда вчера думал лишь о том, как дожить до получки. Но опять, почему все должны быть одинаковыми? Сказал Мандельштам: «Власть отвратительна, как руки брадобрея», и мы бросились повторять. А сами побриться можем? И не только осуждать плохое, но порадоваться хорошему? Я, когда стараюсь что-то сделать для округи под Липецком, где у меня дача, почти всегда наталкиваюсь на удивление – зачем, мол, ему надо. Мне это непонятно.

Крепостное право, лишавшее человека права быть личностью; православная ментальность с ее ориентацией на загробную жизнь; сталинские репрессии, когда жизнь перестала иметь какую-либо ценность, бесконтрольные 90-е… Но доколе кивать на историю? Доколе опять искать виноватых? Или обвинять загадочную русскую душу - вот такие мы, что ж поделать? Не пора ли перестать мазать без разбора всех, кто другой, черной краской? И быть равнодушным к себе самому?

Этот пост в ЖЖ.