Русские традиции отношения к старикам и старости

На модерации Отложенный

 

Решил поднять эту тему, поскольку она в канве обсуждаемых сегодня вопросов

на тему о России : «Кому ? Когда? На Руси жить было хорошо?». А подвинула меня  на этот шаг дискуссия на сайте «Гайдпарк» 11 декабря 2011 в 19:59

Светлана Чурякова  отвечает на комментарий Сидор Сидоров

 

«... Ну, по какой причине некоторые племена стариков выгоняли и то и съедали? :)))

 

 Перечитайте "Утро помещика", особенно внимательно то, что о крестьянах. Это девятнадцатый век, Тульская губерния....

 

Да не жуть и дикость, а продолжение той самой традиции... Стариков не съедали, но фактически предоставляли самих себе. Они зарабатывали на жизнь как могли. "таков наш обычай". Могли и выгнать, есть же поговорка: сын из избы гонит - на печь лезь, зять гонит - дверь ищи. Заметьте, никаких эмоций и соплей по поводу самого факта "гонит".

 

 То есть, в России к старости никакого уважения не было не только в 20 веке, но и ранее.

 

 Поэтому у нас старости боятся, и никто всерьёз не думает, как он будет жить стариком. :)))

Это фактически конец жизни. Соответвтвенно, старик - это не человек, к мнению которого надо прислушиваться, а просто отброс. И на государственном уровне такое же отношение...»

(выделено мною

Прочел эти инсинуации и оторопел. Да как же можно так врать! Так не уважать свою историю.

Разглагольствовать по принципу : «ради красного словца, не пожалею и отца!»

 И ТАК  что же было на самом деле :  для пояснения просто приведу выдержки из разных источников. 

На тему отношения к старости, старикам в прошлом России. Я уж не говорю о благотворительности нуждающимся, нищим, калекам. Этот вопрос я не затрагиваю, а только о стариках. Разумеется, были разные частные случаи, например, описанные Л.Н. Толстым в "Утре помещика" : сгнивший дом, в нем хозяин, достойный сострадания, с надеждой, что может быть помещик поможет дом починить, но не желающий переезжать в другое место, чтобы не оторваться от привычного "опчества".

 

1. «Домострой» гл 22. Как детям отца и мать любить и беречь, и повиноваться им,и покоить их во всем .

« Чада, послушайте заповедь Господню: любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им по Боге во всем, и старость их чтите, и немощь их и скорбь всякую от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле. Этим очистите грехи свои, и Бог вас помилует, и прославят вас люди, и дом ваш пребудет вовеки, и наследуете сыновей сынам своим, и достигнете старости маститой, в благоденствии дни свои проводя. Если же кто злословит или оскорбляет родителей своих, или клянет их, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми и родителями. Если кто бьет отца или мать, от Церкви и от всяких святынь да отлучится, и лютой смертью и градцкою казнью да умрет...

2. Казачьи традиции :

 «..Старики выступали хранителями казачьих обычаев и традиций, и почитание стариков в казачестве было безграничным. Проявление непочтительности к старику расценивалось как предательство казачьих идеалов и сурово наказывалось обществом...

 ...Преклонение перед старшими закреплялось не только обычаями, но и официальными, «писанными», казачьими законами. Так, в Положении «Об общественном управлении станиц казачьих войск, статья 556 гласила: «В суждении и решении дел общественных станичный Сбор имеет главным основанием, чтобы меры взыскания служили к неослабному сохранению и утверждению древних обычаев, доброй нравственности и уважения к старшим». Ст. 568 того же закона, касающаяся обязанностей станичного атамана, предусматривала: «Станичный атаман обязан наблюдать за тем, чтобы казаки оказывали должное уважение к старикам»...

 ...Старики не занимали официальных должностей в структуре казачьего самоуправления, но они всегда играли большую роль в общественном мнении и оказывали значительное влияние на решения станичных сборов.

...Младшие по возрасту никогда не обращались к ним без предварительного разрешения. Ни в коем случае нельзя было вмешиваться в разговор старших В обычае говорилось: «Объясняй и советуй только тогда, когда у тебя совета спросят». Без разрешения стариков не садился даже атаман. Молодежь вообще не имела права садиться в присутствии стариков. При стариках казаки строевых возрастов, при погонах, стояли по стойке «смирно», не строевых возрастов и без формы – сняв шапки.

 ...Кубанские старожилы вспоминают: «Видят тебя или нет сидящие или идущие старики – надо снять шапку или поклониться, поприветствовать». Распоряжения старших выполнялись беспрекословно. Ко всем старикам, включая и родителей, обращались только «на Вы». По обычаю нельзя было окликать впереди идущего старшего, если требовалось что-то сказать, а следовательно догнать старшего и, поравнявшись, обращаться к нему. Младший, даже после женитьбы, не имел права закурить перед старшим.

 ...В казачьих семьях, за столом, право первым зачерпнуть из общей миски было за самым старшим в семье. Хлеб нарезал только хозяин дома. Бывало, что пожилой старик мог беспрепятственно наказать взрослых сыновей, у которых могли быть уже внуки. А если взрослый сын возвышал голос на отца, последний мог подать жалобу станичному сходу. Сход утверждал решение учить непокорных сыновей и тут же «всыпали горячих» по числу прожитых годов виновника. «Ученый» вставал и вместе с отцом благодарил мир за науку.

 ...Не следует полагать, что почитание старших в казачестве насаждалось только силовыми методами. Сам образ жизни казаков, множество традиций и обычаев способствовало тому, что у молодого поколения вырабатывалось чувство поклонения и уважения к старшим, тем, которые знали все тонкости джигитовки, рукопашного боя, артистически владели всеми видами оружия. Невозможно было обойтись без знаний в поле, в быту, в праздники и трауры.

... Почитание старших в казачьем обществе шло наравне с почитанием детей – продолжателей казачьего рода. Дети, вырастая, создав семью, также бережно относились к своему потомству и учили его уважительному отношению к старшим, окружали пожилых вниманием и заботой.

Воспитание по пословице: «Казни сына от юности, да утешит тя в старости» давало казакам уверенность за свое будущее и сохранение устоев.

Ю.Н. Емельянов (г. Славянск-на-Кубани)

Источник: «Казачество России: история и современность

 

3. Д.С. Лихачев и его «Письма о добром и прекрасном»

 Древнерусская литература, которую так тщательно изучал Д. С. Лихачев, очень внимательно относилась к опыту предыдущих поколений и эпох, старалась бережно хранить этот опыт, передавать его молодым поколениям. В древнерусской культуре существовала традиция собирания и переписывания различных поучений, сборников мудрых мыслей и изречений, книг, учивших жизненным правилам, правильному жизненному пути, специальных произведений, хранивших мудрость древних народов. Такие книги обязательно входили в круг чтения древнерусского читателя

 На протяжении целых семисот лет (с X по XVII век) наши предки хранили и изучали «книги мудрости» не только собственного народа — с первых лет его письменной культуры, — русские люди были знакомы с мудростью древних восточных культур, с книгами, написанными три и даже более трех тысяч лет назад,...

Реценция на «Письма» А.Б. Пивоваров, преподаватель Православной Гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского

 

4.      М. П. Погодин,известный русский историк и писатель XIX века:

«... в языческой Руси «заботиться о стариках, недужных и больных было первейшей обязанностью и общей добродетелью славян». Правда, тогда благотворительность (никем не организованная да и не называемая так) носила простейший характер родственной или соседской взаимовыручки и заключалась, главным образом, в кормлении, одевании и приюте наименее защищенных членов своей общины — стариков, одиноких женщин, детей.

     Путешественники с Запада, посещавшие в те времена земли восточных славян, отмечают в своих записках, что человеколюбие, сострадательность, стремление разделить горе и беду другого были характерны для наших далеких предков задолго до того, как они в 988 году приняли христианство.

5. Леонов АМ «Традиции русских старообрядцев (семейских) Забайкалья. ч.II»

«...Историки, этнографы  отмечали некоторое своеобразие отношений в семье: мужчин и женщин, старших и младших, детей и родителей. "У них (семейских - А.Л.) есть свои старики, которые решают многие вопросы, но они не полновластны. Отец семейства имеет большую власть, но не без границ" (Ровинский, 1873,107). "Кто бы ни был глава семьи  отец или мать, все остальные относятся к нему с почетом и уважением, он дает тон всей семье, от его воли зависит все домашние". "К старикам родителям глава семьи относится почтительно, спрашивает их совета в делах, заставляет, также почтительно,  относится и остальных членов семьи" (Попова,1928,15)...»

6.   http://www.strana-oz.ru/?article=1078&numid=24

ОБРАЗ СТАРОСТИ В РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Александр Панченко

...Старость — это не только биологическая, но и социальная категория; в разных культурах образ старости конструируется и осмысляется по-разному. В этом смысле крестьянские представления о старости, насколько можно судить по этнографическим материалам XIX–XX веков, весьма сильно отличаются от представлений, отражаемых в нормах и ценностях современной нам городской культуры...

...Устойчивой возрастной границы наступления старости крестьянская традиция не выделяла, хотя, как правило, стариками и старухами считали людей, достигших пятидесятилетнего возраста. «В Западной Сибири термин “старики” мог применяться к людям, достигшим 45–50 лет: если крестьянин женил старшего сына, он уже считал себя “стариком” и отделялся со “старухой” в особой комнате (“иногда от такого крестьянина рождалось еще пять детей...

... Следуя теории ограниченного блага, можно утверждать, что в русской деревне «зажившиеся» старики и старухи воспринимались как люди, несправедливо присваивающие чужую жизненную потенцию. Вероятно, именно такие представления стимулировали появление легенд о ритуальном убийстве стариков и «душиловой вере» — якобы существовавшем особенном старообрядческом согласии, чьи последователи умерщвляли старых и больных людей. Разумеется, подобные легенды не имеют отношения к действительности ...

Однако и отношение к пожилым людям, и их фактическая роль в крестьянской культуре, разумеется, не исчерпываются представлениями об «изжитом веке» и приготовлении к смерти. Собственно говоря, образ старика (старухи) в деревенской традиции оказывается по меньшей мере двойственным: с одной стороны, о пожилых людях говорят как о «выживших из ума», а по своему статусу они зачастую приравниваются к детям (об этом, в частности, свидетельствует поговорка «что старый — то малый»). С другой, старикам и старухам нередко приписывается особая мудрость, прозорливость, владение магическими навыками и знаниями и т. п. Тут нет серьезного противоречия, поскольку пожилым людям отказывается в интеллектуальной компетенции лишь применительно к социальным отношениям, быту, повседневному труду, а приписывающиеся им особые знания, как правило, относятся к сфере религии и магии, к опыту взаимодействия с сакральным и потусторонним миром. Таким образом, социальная и физиологическая неполноценность старых людей компенсируется их особой ролью во взаимоотношениях со сферой «иного» и сверхъестественного...

 

Моё мнение : Можно встретить в жизни отвратительных людей, доживших до глубокой старости, но эти факты не могут влиять на, сформировавшееся тысячелетиями, уважение старости. Можно

воздержаться от уважения конкретного «вредного» старика, но не терять уважения к старости и старикам остальным вокруг нас. В период советской власти уважение к старости шло через льготы к ветеранам труда. Оказывалась помощь ушедшим на пенсию ветеранам самими предприятиями (обеспечивали топливом для домов, бесплатными путевками в дома отдыха, санатории, чествование на юбилеях). А то что сейчас обеспечение пенсионеров оставляет желать лучшего, дает повод для претензий к власти, но не дает повод искажать историю и традиции русских по этим вопросам. 

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ привожу такую выдержку, полагаю она многое объясняет:

«...Умственная отсталость, незрелость или просто ограниченность может легко приводить к суждению об окружающем с позиций небольшой группы своего непосредственного окружения - подростков, уличной шайки, парней или девушек своей деревни, членов своей секты, своей группы снобов или дельцов...»