Может ли власть не быть жесткой?
На модерации
Отложенный
Что такое –ВЛАСТЬ?
Власть как система управления обществом, защиты прав граждан и ограничения свободы личности начала формироваться с момента появления человеческих оседлых групп, организовавших накопление и хранение пищевых запасов, что привело к зарождению общественных отношений в этих группах. Разрозненным, перемещающимся группам и отдельным индивидуумам система управления не была нужна.
Когда человек научился создавать блага впрок – потребовалось место, где можно надежно сохранить созданное, а защитить сохраняемое проще большим коллективом людей. Но чем больше коллектив, тем больше сохраняемые запасы, которые требовалось распределять по каким-то правилам, т.е. возникали зачатки взаимодействия между людьми в этих группах, вырабатывались правила поведения каждого человека в коллективе. Требовалось обеспечить неизменность правил, обеспечить передачу правил из поколения в поколение. Появлялись выборные хранители правил и блюстители этих правил.
Пришлось создавать правила избрания хранителей и блюстителей – так начала создаваться будущая ВЛАСТЬ – вожаки и колдуны, вожди и жрецы, князья и церковь - далее государство. Любой предводитель выполнял роль общественного отца, точнее отца общества. Который переносил из семьи на всю подчиненную группу формы поощрения для способных, трудолюбивых и формы принуждения для нерадивых членов. По сути он обязывался любить своих соплеменников, но в его обязанности входило так же и судить их, а порой наказывать. Уже тогда у "власти" сложились потребность иметь взаимно противоположные качества, к примеру, доброта и жестокость или справедливость и жестокосердие.
Князь, намереваясь объединить племена и сделать сильное княжество, должен был в первую очередь выбрать принцип объединения. Объединить по принципу "бараньего стада", где один главный баран –вожак, а остальные просто бараны? Но как управлять разрастающимся стадом и периодически появляющимися соискателями на роль "главного барана" для отдельной группы внутри стада?
Подавлять их самостоятельность и оставлять им сильно урезанные права ? Как исключить вероятность их объединения за "твоей спиной" и против тебя? Если сильно их придавить, то самостоятельность из них уйдет и будут только числиться " маленькими главными баранами", но заботы перевалят на тебя.
Придавив их ты, отнял у них гордость за свои поступки, сделал их беспринципными, Когда вожак не подчиняется ни кому, то ему не на кого свалить свои ошибки и подлость, поэтому уважающий себя вожак старается не делать ошибок , не позволяет себе сподличать. Придавив вожаков, отобрав их гордость, и собрав их "к руке", ты создал условия череды дворцовых заговоров и переворотов.
А если объединиться на основе уговоров и убеждения.? Это несколько лучше. Хотя у каждого человека свои понятия о благе, но подписавшие совместное соглашение, вполне могут быть искренними и честными. Поэтому, по крайней мере на время жизни подписавших, можно обеспечить стабильное управление. Но вот их преемники будут ли соблюдать "договор"? Очень сомнительно – наступит другое время, другая ситуация, иной расклад взаимных симпатий, другие устремления. В силу этого действующий "договор" станет не интересным для одного, двух, трех участников и начнется "расшатывание столпов" единения.
Объединение на принципе сдерживания силой форс – мажора, то есть, каждый сам по себе, но есть общий враг, и поэтому приходиться кое в чем складываться для общей безопасности. Между собой же стараться равно пропорционально наращивать "мышцы"? Этот принцип часто встречается в истории, но и он не дает стабильности на долгий период, поскольку «общий враг» ослаб, был кем-то разгромлен, подросшее в мире поколение не знает бед войны и появляется соблазн быть «сам по себе», не складываться и игнорировать общую безопасность.Как действовать, что учитывать тому, кто "живота не жалеет" за свершение единения этноса, земли, государства ? Возникают некие краеугольные вопросы по поводу характеристики власти и взаимодействия управляющих с управляемыми:
Может ли власть быть доброй к своим гражданам?
Власть жестока по своей сути иначе это будет не власть, а организация милосердия. Власть принимает разные обличия (демократии, либерализма, диктатуры ) в разные времена, но способность в любой момент проявить жестокость к своим согражданам заложена в основе власти. В период процветании власть склонна быть милосердной. В периоды спада или внешней угрозы власть становиться жестокой. Если не рассматривать случай влияния конкретной, жестокой личности (или группы людей) на возрастание жестокости, проявляемой властью к своим гражданам, то все же придется признать, что и при нахождении у власти вполне гуманного, умного правителя, которому, время от времени, придется проявлять волю для проведения в жизнь своих и коллегиальных мудрых решений, случаи жестокого отношения к гражданам вполне возможны.
Почему есть жестокость власти не при диктаторской форме правления? Прежде всего, любое решение будет не по нраву определенной части граждан, поскольку вкусы, намерения, ожидания и желания у всех людей разные. Обеспечив решения пожеланий и ожиданий одной части граждан, власть "не обласкала" другую часть граждан и, естественно, те проявляют недовольство. Если форма недовольства не резче "разговоров на кухне", то власть терпит недовольных. А если недовольство проявляется в виде бунта, беспорядка, террора, то власть просто обязана подавить такие формы проявления недовольства - следовательно, власть проявит жестокость, чтобы выполнить одну из своих функций - защитить остальную, большую часть граждан от насилия.
Власть не может проявлять сговорчивость на послабление. Поскольку, если создать в умах надежду на сговорчивость, то власть только и будет заниматься рассмотрением "ослабить то, ослабить для этого" и изживет себя бесконечными послаблениями. Послабление в чем-то, улучшение чего-либо не является актами избытка любви власти к согражданам. Послабление в чем-то, улучшение чего-либо может происходить только в русле долговременной политики власти, как стимулирование граждан на активную деятельность в достижении целей, предложенных властью.
Власть не может проявлять сговорчивость на послабление. Поскольку, если создать в умах надежду на сговорчивость, то власть только и будет заниматься рассмотрением "ослабить то, ослабить для этого" и изживет себя бесконечными послаблениями. Послабление в чем-то, улучшение чего-либо не является актами избытка любви власти к согражданам. Послабление в чем-то, улучшение чего-либо может происходить только в русле долговременной политики власти, как стимулирование граждан на активную деятельность в достижении целей, предложенных властью.
Одна из раздражающих функций власти - изымать у граждан возможные суммы материальных средств для накопления средств государства и оставлять достаточное для удовлетворительной жизни граждан. А гражданам остается только быть законопослушными и играть в эти игры, при этом стремиться оставить себе максимально возможное и поделиться с властью "минимумом" в пределах правил - вот и суть извечного конфликта между властью и гражданином. Наличие постоянного конфликта приводит, периодически, к массовым проявлениям недовольства и власть обязана проявить жесткость и даже жестокость. Если государственные накопления расходуются разумно и граждане, в большинстве своем, видят эту пользу, то проявления недовольства отдельными решениями власти не выйдут за рамки обсуждения в средствах информации, дебатов на кухне. Однако огромная масса чиновников содержит тот же дефект, который охарактеризован в пословице "в семье не без урода". При распределении огромных потоков государственных обезличенных средств, трудно не поддаться искушению персонифицировать некоторый ручеек - рождается коррупция. И вот уже граждане не совсем понимают, куда утекли бюджетные средства? Минимум - это нецелевое расходование средств, когда, допустим, вместо моста построили больничный комплекс. В этом случае общественность поморщится, но согласится, когда же средства распределены по карманам собратьев чиновников - этого сограждане терпеть не должны. Одним из показателей разумного поведения власти будет как раз оперативность пресечения "персонифицировать некоторый ручеек" коррумпированным чиновником и организация простых, но действенных правил участия граждан в выявлении таких чиновников.
Безумие власти
Читая материалы по истории государств, знакомясь с летописями, можно долго удивляться сколько пролито крови при борьбе за власть. Крови не воинов – это издержки профессии, хотя и здесь есть над чем поразмыслить. Но кровь родственников, близких людей, сотоварищей – почему? Если исключить из списка случаи резни из-за не прикрытой ревности, корысти злата, считая это уделом растленных душ.
Анализировать лишь случаи борьбы за власть под эгидой (т.е. «овечьей шкурой») с надписью « за державу обидно», то все равно берет оторопь от частоты случаев как отец убивал сына, сын отца, брат брата, жены мужей. Матери убивали сыновей, а сыновья матерей. И прочие сочетания.
Др. Египет, Др. Греция, Др. Рим, Др. Русь, Др. Китай. Королевские дома Европы средних веков. халифаты, каганаты – некоторые отличия в способах и степени жестокости, но набор сочетаний кто-кого при кровопускании родственников можно найти любой. В чем дело? Неужели только в том, что были такие дикие, что не ценили жизни, привязанности ? Вряд ли.
Архитектура, произведения искусств, философские трактаты, морально - этические воззрения прошлых времен, дошедшие до нас, как-то не позволяют так упростить решение вопроса.
При этом следует заметить, что стоявшие у власти и их окружавшие были более образованы, относительно среднего уровня образованности населения, то есть были более продвинуты от дикости, но не от кровожадности.
Даже у оравы Тимучина, (о которых как-то устоялось ошибочное мнение, что они жили в дикости), трудно не оценить степень «продвинутого от дикости» развития ханского двора. Стоит только осознать, насколько успешно завоеватели пользовались достижениями завоеванных народов и территорий. Хан и его окружение организовывали решение сложных задач военного и хозяйственного характера. Монголы легко перенимали китайские штурмовые ракеты, перенимали способы ковки при изготовлении качественных клинков и брони, собирали трактаты по медицине, математике, философии. Так что сваливать все на «дикость» как-то неуместно. Однако кровной резни в истории борьбы за власть у них было предостаточно.
Почему раньше и теперь люди лили и льют кровь даже очень близких людей и не очень близких. Лили те, кого нельзя безоговорочно назвать татями. Как вообще приходила мысль о смертельной расправе и свершение самой расправы ? Совершить и потом не сойти с ума от этого. Наверное, это возможно только тогда, когда голова занята ежеминутно чем-то более эмоционально сильным. Когда свершенная расправа не привела сознание в ступор, а прошла , может быть страшным, но эпизодом. А сознание осталось захваченным иным- той безумной идеей свершения заддуманного.
Как приходит человек к мысли, что убить ближнего – меньшая беда, чем допустить его на свое место или убить, чтобы занять его место? Или убить кого-либо, чтобы помочь другому претенденту, ставленнику занять место этого «кого-либо». Почему в таких случаях не устраивал вариант «позвал, обсудил, выяснил – расставил всех по местам »? Почему такой путь решения проблемы был не приемлимым?
При необходимости выбора единственно верного варианта, мы отбрасываем все остальные, которые могут хоть как-то помешать добиться цели, решения. И чем крупнее цель, тем мы пристрастнее делаем свой выбор. А в борьбу за власть для себя или для фаворита ввязывались сильные натуры, которые обладали целеустремленностью «во что бы то ни стало!» и выносив идею приступали к осуществлению с одним намерением – добиться своего и ни при каких условиях не сдаваться..
Попытаемся представить как это происходило ? Осознав несовершенство окружающей действительности, и желая ее переустроить по своему разумению, такой человек понимал, что одному это не под силу. Получив власть, он получит в свое распоряжение материальные ресурсы и людей, сосредоточит усилия людей и ресурсы для выполнения желаемого переустройства.
Надо было только добиться неограниченной власти, которая позволит ему иметь безоговорочное право распоряжаться людьми и ресурсами для достижения задуманных преобразований. Но в то же время он осознавал, что есть и другие люди, которые испытывают такую же потребность.
Возникало опасение, что они помешают его намерениям, а в таком случае переговоры мало результативны. Он не намеревался отказываться от своей стези и почему другие откажутся от своих намерений ? Не откажутся и следует только бескомпромис- ная борьба. Поэтому следует опередить, убрать с дороги, не только реальных, но и возможных соперников. Причем это же осознавали реальные и возможные соперники. На такое осознание ситуации накладывалась сила эмоций творца, которая воспаляла разум человека, до такой степени, что в какие то мгновения превращала его в зверя.
Когда мы здоровы, мы спокойно относимся к невниманию других, чьему-то шепоту за спиной, к недомолвкам. Но вот человек серьезно болен и легко становится подозрительным, обидчивым, вспыльчивым, мнительным капризным. Утрачивает коммуникабельность с близкими, друзьями, врачами.
И человек захваченный безумной идеей, не адекватен здоровому. Да если ему талантливо "нашепчут", подтасуют некоторые факты , направляя его против близкого человека, союзника, друга. Если Творцу, в минуту перелома от очередной неудачи к озарению, сообщат, что его самый близкий человек очень издевательски отзывается о самой идее и без смеха не может говорить о частностях ее исполнения, то как Творец себя поведет в результате провокаций ? Вполне возможна неуправляемая ярость, типа "жезлом по голове"
Так, мне представляется, Иван Грозный, в минуту ярости, убил собственного сына, на почве подозрений, что сын в сговоре с его противниками укрепления Московской Руси. Отец убил сына – зверь, преступник или жертва воспаленного воображения ?. Как - мгновенно или исподволь настроился он против родной крови в своей злобе ? Была ли злоба к сыну длительным состоянием или это вспышка безумия?
Фанатичный архитектор спроектировал бесподобное (по его мнению) Творение, но оно не понято другими архитекторами и конкретными исполнителями. Коллеги критикуют Творца (втихую или явно), исполнители саботируют и портачат, но вынуждены строить, поскольку автор обладает властью и проявляет власть. Стройка идет не тем темпом, исполнители бестолково топчутся , что-то делают невпопад, что-то переделывают, используют не тот материал, не тот раствор. Того и гляди, все будет испорчено. Творец нервничает, злится, а время идет, конца не видно. Осознавая, что он не бессмертен и Творение не будет явлено миру, если так будет продолжаться, Творец теряет чувство реальности. Досада и злость шепчут ему, что соплеменники его тупы, неблагодарны, ему следует быть решительнее . Он мечется, следит, злится, казнит одного, второго нерадивого помошника. Слабеет здоровье, уходит время, а Творение все еще нуждается в опеке и охране. Мысль о крахе приводит его в состояние безумия и тут «под ноги» попался сын, который тоже, якобы против него ! А он надеялся, что передаст свое творение родному продолжателю. Последняя капля терпения, ярость роковой удар и сын убит!
Власть нужна нам как инструмент свершения того, что мы считаем единственно правильным для себя вкупе с семьей ( родней, друзьями и еще кучей народа). Свершения только, для себя, в общем-то, власти над окружающими не требует. В таком случае есть ответ: вам не нравится, а я вам и не предлагаю. Во всех остальных случаях есть противники, противодействие и волю которых нужно подавлять. И чем грандиознее идея, которой захвачен обладатель огромной власти, чем более он предан своей идее, тем он безумнее.
Почему двое одержимых,работающих, вроде, над одним и тем же, не объединяют свои усилия, а враждуют ? Что это ? Опасение по типу "если ты прав, то я –ничто" или "я прав правильнее и поэтому ты немножко не прав"? Мне кажется, вероятнее второе, хотя у натур психологически слабее проявится первое.
Как пример для пояснения мысли привожу следующее наблюдение: при рассказах бывалых туристов в кругу у костра или впоследствии, в кругу у стола дома каждый расхваливает те места, где он побывал. Даже прослушав живописный рассказ о восходе солнца у озера, соглашается : " да, наверное там было очень красиво, но как раз в это время наша группа наблюдала у озера еще более живописный восход солнца. Причем, безусловно, более живописный восход солнца. И не важно, что "в это время" обе группы туристов были на одном и том же озере на своих облюбованных местах и наблюдали один и то же восход солнца, только с разных точек наблюдения.
И если быть дотошным, то следует отметить, что они действительно наблюдали, в целом, одно и тоже, но были какие-то детали, нюансы, которые можно было бы не брать во внимание. Однако собственные переживания и ощущения, гораздо сильнее будоражат эмоции, чем любой красочный рассказ стороннего наблюдателя.
Где уж тут согласие с другим мнением? Если, к сему, вспомнить шутливое утверждение, что даже ворона лаская своего вороненка, говорит : "мой беленький !". То как же достичь согласия в деле использования власти потому, что мой путь укрепления государства такой же "белый" как и путь моего соперника?
А от науки противники ? Королев и Глушко не могли договориться о направлениях исследования в космонавтике – в результате раздор. А ведь это были интеллектуалы, а не злодеи. Правда, до убийств оппонентов дело не дошло, но какая фатальная непримиримость. Жажда творить, особенно у одаренных личностей, сродни помешательству.
Наверное, это и позволяет им длительное время с упорством идти к намеченной цели, часто при минимальной надежде достичь цели. Но это же и делает Творца жестоким. Можно сортировать «цели творчества» на гуманные и не гуманные, но одно четко прослеживается : не умея фанатично реализовать свою идею, любой гений не создаст ничего, способное поразить воображение современников и потомков.
А творца охваченного безумной идеей, обязательно посетит мысль о необходимости иметь власть. Собственно, стремление к власти (особенно неограниченной) для воплощения безумной идеи – безумное средство достижения цели и путь этот обязательно приведет к жестокости.
Петр I построил город на болотах, вымостив их костями тысяч строителей, чтобы потомки восхищались "творением Петра " и потомки восхищаются. А как Петр пришел к власти и как он ее удерживал ? Это многих ли печалит ? И если бы он свой город не построил, не проявил столько жестокости, то были бы потомки менее счастливы ? Не в потомках дело, а в безумстве Творца, в данном случае Петр I.
Жестокостью и кровопролитием отметились в истории не только мужчины, но и женщины. К примеру наша прапрабабушка княгиня Ольга : жгла живьем гостей в бане, закапывала гостей живьем в яме прямо на княжеском дворе, предала огню целое городище – мстила за своего мужа князя убитого непокорными древлянами ? Если бы только это, то ее бы прокляли, но она боролась за власть, укрепляла княжество. То есть как бы радела за всех и потому содрогнулись, но не прокляли. А попозже канонизировали в святые. Вдумайтесь признали святой !
Ознакомившись с некоторыми фактами, имевшими место быть в истории и поразмышляв в таком виде, как написано в данном тексте, приходишь к мысли, что факты жестокости до крови не зависят от уровня интеллекта, уровня общественного развития и технического прогресса. Эти факты были в прошлом, имеют место в настоящем и очень трудно представить, что не будут в будущем.
Мы непримиримы в более прозаичных вещах : что лучше футбол или хоккей. Какая команда лучше «Динамо» или «Спартак» ? Поговорите с фанатами от спорта и поймете, что примирить спорящих нельзя.
Настанет ли такое время, достигнем ли такого уровня общественного сознания, при котором, любой гражданин страны не обласканный властью, легко появится на экранах устройств массовой информации. Обратится к согражданам со своей идеей как еще на ступеньку поднять благосостояние соотечественников и люди очарованные его обаянием и аргументацией обяжут ареопаг власти предоставить ему необходимые ресурсы для воплощения в жизнь его "светлой" идеи и все будет "тип топ". Власть возьмет под контроль исполнение воли народа, а не "чихнет на волю народа и на этого «выскочку» из народа.
Комментарии