Ну и кому нужна такая интеграция?
На модерации
Отложенный
События последних двух недель убедительно показали, что белорусское руководство и лично президент страны Александр Лукашенко поступили единственно верным образом, не признав независимость Южной Осетии. События, которые разворачиваются сегодня в республике, подтверждают неспособность нынешнего российского руководства обеспечить не только государственное строительство, но и элементарное уважение прав союзных России народов.
Напомню, 27 ноября во втором туре выборов Президента Республики Южная Осетия убедительно победила кандидат от оппозиции Алла Джиоева, которая, как и большинство других кандидатов, шла на выборы под лозунгами союза с Россией и защиты независимости республики. Однако кандидат, поддержанный действующим руководством Южной Осетии, Анатолий Бибилов, отказался признавать свое поражение и, опираясь на силовой и административный ресурс действующего президента Эдуарда Кокойты, заблокировал возможность реализации волеизъявления народа.
В настоящее время ситуация в республике крайне напряженная. Сторонники законно избранной Аллы Джиоевой проводят митинги на центральной площади Цхинвала. Руководство республики арестовывает оппозиционеров, пытается блокировать работу их сайтов и так далее. В сложившейся ситуации Кокойты, понимая, что вся ситуация зависит от позиции Москвы, попытался сыграть на страхах Кремля и заявил, что в Южной Осетии имеет место «цветная революция».
И вот в этой ситуации, чреватой кровопролитием и взрывом и так неспокойного Северного Кавказа, российское руководство демонстрирует поразительную, уникальную безответственность в отношении сложившейся ситуации. Мало того, что в Южную Осетию в качестве переговорщика был отправлен начальник управления президента РФ, курирующий страны СНГ, Сергей Винокуров, изначально почти публично поддерживавший Бибилова. Свой уровень осведомленности о ситуации в республике вчера продемонстрировал президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, назвавший существующий конфликт «спором кланов» и выразивший свое отношение к этой сложной ситуации фразой «мне не очень нравится, что они там разругались».
Интересно получается – действующего президента Кокойты, подписывавшего договоры республики с Российской Федерацией, Медведев тоже отнес к «кланам». Что бы это могло значить? А второй представитель «кланов» - это законно избранный президент Алла Джиоева, в поддержку которой сегодня на площади Цхинвала митингуют до 9 тысяч человек из примерно 21 тысячи населения республики, то есть, почти всё население Цхинвала.
Кстати, за Бибилова сегодня не митингует и 10 человек…
В общем, можно только позавидовать хорошему настроению российского главы государства в существующих обстоятельствах, когда Эдуард Кокойты и группа российских чиновников, имеющих отношение к распилу бюджетных денег, направляемых на помощь Южной Осетии, втянули его, президента ядерной державы, в крышевание своих преступных схем. Честно говоря, после изучения этой дикой ситуации любые дипломатические маневры белорусского или украинского руководства, или даже самого Саакашвили, начинают выглядеть в отношении России довольно безобидно.
То, что на «восстановлении» Южной Осетии разворовываются огромные деньги, с участием представителей российских спецслужб и органов государственной власти, это один вопрос. Куда более интересный вопрос касается трафика, прежде всего, афганского героина, который уже много лет подряд беспрепятственно идет через Южную Осетию в Россию, заполоняя ЮФО и СКФО дешевыми наркотиками. Учитывая специфику географии региона и его инфраструктуры, предположить, что этот огромный наркопоток проходит незамеченным для южноосетинских силовиков и их российских партнеров, не представляется возможным.
Но еще более интересен третий вопрос – о том, кто, собственно такой, Эдуард Кокойты и в какую игру он играет. То, что Кокойты расставил на ключевые должности в стране своих родственников и земляков, неудивительно и по кавказским правилам, в общем-то, даже не заслуживает отдельного обсуждения. Однако делать из них касту неприкасаемых, которым дозволены не только преступления против собственных граждан, но и действия против интересов безопасности своей страны – это уже нечто новое.
Например, брат действующего президента Роберт Кокойты фигурировал в материалах дела о торговле оружием с Грузией в 2007 году, то есть, буквально в преддверии грузино-осетинской войны. Как сообщил источник,
«Требует объективной проверки информация о том, что в период с февраля по июль 2007 года якобы с участием «Фондсервисбанка» как оператора через банковские фирмы-однодневки (ООО «Сорвайт», ООО «Таури Строй», ООО «ИФК Принт», ООО «Маркет-Сервис Лтд», ЗАО «ЮСП», ЗАО «Лиз.комп.гражд.авиации», ООО «Лортэк», ООО «ИвэлИмпериал», ООО «Юргруппсистем-М», ООО «Марк.Серв», ООО «Профтехконтакт», ООО «ТехноСервис», ЗАО «ЮнитСофтПрофит») были якобы переправлены обналиченные денежные средства в размере 120 млн долларов в Южную Осетию Роберту Кокойты за якобы перепроданные ими в Грузию 200 единиц стрелкового оружия, две системы ПЗРК, три танка и пять БТР. Сделка якобы осуществлялась с участием Иракли Манагадзе и Гиви Таргамадзе».
Вообще, окружение Эдуарда Кокойты, несмотря на, вроде бы, открытый конфликт, имеет сложные и не вполне однозначные отношения с грузинской стороной.
Так, помимо сомнительных бизнес связей Роберта Кокойты (которого, кстати, не всегда рады видеть в Абхазии, в связи с чем уже не раз возникал вопрос об изъятии недвижимости братьев Кокойты в этой стране) интересно сложилась судьба бывшего близкого соратника Эдуарда Джабеевича, а ныне – главного «противника», руководителя грузинской «параллельной администрации» Южной Осетии Дмитрия Санакоева. Свою роль в укреплении позиций Санакоева (а значит, и Саакашвили) в 2006 году вынужден был признать и сам Кокойты: «я не согласен, что наши спецслужбы проспали вербовку», сказал он в интервью газете «Пульс Осетии», и далее – «хочу сказать самокритично, что это вина президента РЮО, который сдерживал правоохранительные структуры республики от действий по аресту Санакоева».
В этом смысле небезынтересны замечания представителей оппозиции в Южной Осетии о том, что на самом деле многие действия Кокойты в 2001–2011 гг. играли на руку Грузии, по сути, подрывая безопасность и легитимность Южной Осетии как государства.
Вот, например, что пишет южноосетинский оппозиционный деятель Алан Чочиев на сайте uasdan.com:
«Первое, … утверждают, что в 2006-м провести в Абхазии и Южной Осетии референдумы повелели из Москвы! Но Абхазия не провела. Почему? Потому что там знают – результаты его мировое сообщество не признает без участия трёхсот тысяч грузинских беженцев.
И теперь внимание: если бы руководители Абхазии были идиотами, они объявили бы референдум «по приказу Москвы» – и тогда абхазское правительство в изгнании объявляло параллельный референдум, беженцам бы поставили урны вне Абхазии и результат по вопросу независимости Абхазии ясен! Потому ясно и то, почему Абхазия отказалась от референдума!
Второе. До ноября 2006 года в РЮО не было параллельного осетинского правительства ни в изгнании – ни в самой РЮО! Не было и идеи повторного референдума! При этом результаты референдума 19 января 1992 года о независимости РЮО, проведённого до признания Грузии международным сообществом, ничем нельзя отменить, кроме повторного референдума! А в случае переговоров они – огромный правовой козырь РЮО! Потому что референдум тот законный по всем нормам права!
Третье. Перед теми, кому позарез нужно нейтрализовать референдум РЮО 1992-го, после того законного правового акта стояла сложнейшая задача из двух ступеней: первая – надо оперативно создать параллельное юго-осетинское правительство в самой РЮО; вторая – это правительство должно успеть провести параллельный референдум на территории самой РЮО до начала решающей фазы переговоров.
Четвёртое. Сложнейший вопрос – легитимность референдума! После того, как в апреле-мае 1992 года мир признал независимость Грузии, объявить проведение любого референдума на территории Грузии можно только с согласия Грузии! Это означает, что если бы «кудар-баши» не объявил совмещение выборов президента РЮО и референдума о независимости РЮО, то на «спорной территории РЮО» результаты их никак и никем не могут заявляться даже в качестве «полу-мало-псевдо-легитимных»!
Пятое. Все эти, неразрешимые для Грузии, задачи, были сняты решениями самого баши-Кокойты: он объявил о совмещении выборов и референдума!!!».
Комментарии, как говорится, излишни.
Вот еще один интересный взгляд на этот период:
«именно с 2006-го года он стал целенаправленно сокращать югоосетинские вооруженные силы, на фоне интенсивно вооружающейся Грузии, мотивируя это своими некими мирными инициативами. Убрал из руководства вооруженными силами Баранкевича, преданного делу и Осетии. В этом же году, он пытался арестовать и упечь в очередной раз в тюрьму Алана Чочиева, надоедающего кокойтывским тбилисским товарищам своими призывами к правовому решению грузино-осетинских проблем. Благодаря своей демагогии и поддержке статусных российских коррупционеров, в тот год он был лидером вне конкуренции на предстоящих президентских выборах. Но с тем, чтобы облегчить Д.Санакоеву создание альтернативного правительства, перекрыл кому бы то ни было еще, кроме своих сотрудников непосредственно у него получающих зарплату, возможность участия в них. Подобных примеров можно привести еще немало и во всех них виден интерес грузинских правителей».
В принципе, независимо от справедливости приведенных суждений логика Кокойты в Южной Осетии понятна. Являясь, наряду с российскими «партнерами», бенефициаром распила бюджетных российских денег, выделяемых на поддержку республики, а также, возможно, наркоденег, проходящих через Кавказ, он и его кураторы заинтересованы в том, чтобы оставаться у власти вечно, а их совместные схемы не были бы вскрыты никогда.
Но вот позиция российского руководства в этих обстоятельствах понятна гораздо меньше. Как можно проявлять такое пренебрежение и невежество по отношению к ситуации в союзном государстве? Как можно, по сути, препятствовать в нем волеизъявлению народа, направляя посредников, заведомо ориентированных на поддержку «кандидата от власти»? И, самое главное, как после этого можно всерьез говорить о Евразийском союзе и интеграции, по сути, выставляя себя на посмешище?
Ведь получается, что никого не интересует суть проводимой политики: ни интеграция, ни проекты развития, ни совместные интересы безопасности. А главное, что нужно, чтобы числиться «своим» в Кремле, - это пара-трока коррумпированных лоббистов, достаточно влиятельных, чтобы вовремя подставить самого президента.
Юрий Царик,
руководитель Белорусской группы развития
Комментарии