Выборы на отдельно взятом избирательном участке. Впечатления оппозиционного члена комиссии.

На модерации Отложенный

Вот и прошли выборы в Думу шестого созыва. Я принимал в них участие как член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса от КПРФ. Впечатлений осталось масса, но в целом я доволен результатами на моём  отдельно взятом участке. Поэтому и не стал писать жалобы, хотя было много за что. Самое главное - подсчёт произведен более-менее точно, как мне кажется. Результаты таковы: явка - 47,7% (с учетом голосования на дому, о чем скажу отдельно), Справедливая Россия - 16%, ЛДПР - 15%, Патриоты России - 1,4%, КПРФ - 27%, Яблоко - 5,6%, Единая Россия - 34%, Правое Дело - 0,89%. Теперь расскажу подробнее. За два дня до выборов я пришел в комиссию и у нас с председателем возникли противоречия по поводу выездного голосования. Она собиралась направить переносную урну в общежитие по просьбе руководства учебного заведения, которому это общежитие принадлежало на том основании, что оно находилось далеко. Я заявил, что это противозаконно. После небольшого эмоционального спора сошлись на том, что пусть будет так, как решит комиссия, которая должна была собраться на следующий день. Хотя я заранее предвидел результат, так как большинство членов комиссии являлись подчиненными председателя, а некоторые даже родственниками. Так оно и случилось впоследствии и уже тогда со всей очевидностью выявился факт полного незнания и игнорирования выборного законодательства членами комиссии и её председателем. И ещё один интересный факт - некоторые члены комиссии были записаны как представители от  "Патриотов России", "Справедливой России" и "Яблока",  хотя были теми же самыми подчиненными по основной работе председателя комиссии. И они, собственно, никак и нигде так и не показали своей "оппозиционности". Единственная женщина со стороны - представитель от ЛДПР, но и она ни в чем не выражала своего несогласия с председателем.

Впоследствии появился наблюдатель от ЛДПР, её знакомый или муж. Он вроде-бы что спрашивал у председателя по какому-то спорному вопросу, но в основном тоже не "высовывался". Были также другие представители от КПРФ - наблюдатель и член комиссии с ПСГ - муж и жена преклонных лет. Они отмечали проголосовавших, потом один из них ездил с переносной урной. Они также вели себя тихо и мирно и были всем довольны. Пожалуй, только один я из комиссии пытался бороться с произволом, а в одиночку это не очень легко. До дня голосования мне удалось отстоять свой вариант расстановки мебели и обеспечить наблюдателям хороший обзор зала и основной урны. В день голосования все пришли в 7:00 утра, в 7:30 опечатали урны перед наблюдателями. Начиналось всё чинно и благородно, все эти манипуляции даже снимали на видеокамеру. Голосование проходило вполне спокойно. Первые замечания я мог бы отметить с организацией выездного голосования. С реестром заявок у них был полный бардак, так как, скорее всего туда записали всех подряд стариков, зарегистрированных в списке. Меня направили вначале в упоминаемое общежитие, затем по другим якобы заявкам. В общежитии из заявленных 86 человек проолосовали всего 36, при этом приходили некоторые, которых в списке не было, но они тоже хотели проголосовать. При поездках по другим адресам в половине случаев было невозможно достучаться, некоторые говорили, что уже проголосовали или ещё сами пойдут проголосуют. Было много тех, кто говорил, что заявки не оставлял, но проголосовать готов. Тех, кто действительно оставлял заявку и ждал, когда к нему приедут, было меньшинство. Так мы и проездили почти целый день. Кстати, председатель в нарушение закона не предупреждал за 30 минут о предстоящем выезде, и принимал заявки почти до конца голосования. Да и вообще во многих действиях председателя можно было найти массу процедурных нарушений. Но самое интересное началось после окончания голосования. Это был просто цирк-шапито. Сначала в смежном помещении не известив наблюдателей о количестве оставшихся бюллетеней председатель и два члена комиссии начали гасить их. Когда я зашел, председатель дала мне ножницы и предложила продолжать. После гашения бюллетеней наблюдателям предложили ознакомиться со списками избирателей. Правда, никто не собирался считать проголосовавших по спискам и председатель торопилась приступить к подсчету бюллетеней. Она вообще после голосования все время создавала нервозную атмосферу, кричала и поторапливала, мотивируя это тем, что надо быстрей поехать в ТИК и сдать протокол, иначе можно попасть в большую очередь.

Для подсчета хотели сразу все высыпать на стол и считать - и из переносных урн и из основной. Я сказал, что надо сначала считать из переносных. Со скрипом они согласились и повысыпали бюллетени сразу из трех переносных урн на стол! Сортировали, конечно, не соблюдая никаких процедур, предусмотренных законом. Отсортировав, хотели сразу же высыпать сюда бюллетени из основной урны. Я сказал, что вначале их нужно пересчитать, и их отложили в сторону, предложив мне считать. Тем временем взялись за основную урну. Пока я возился с бюллетенями из переносных урн, одну пачку уже переложили на общий стол. Я сообщил количество бюллетеней, которых, естественно, оказалось меньше положенного и подошел к основному столу.

Там уже вовсю шла сортировка без соблюдения процедурных норм. При этом наблюдатели сидели в стороне и молчали. После сортировки по пачкам бюллетени стали быстро пересчитывать за уголок. Я заявил, что буду пересчитывать пачку бюллетеней КПРФ. Тем временем пересчитанные бюллетени из других пачек уже стали складывать в пакеты. Я сказал, что мне ещё нужно проверить пачку Единой России. Председатель согласилась, но сказала, что нужно всё делать быстрее. Отложив пачку КПРФ, я взялся за Единую Россию. Чтобы ускорить процесс предложили, чтобы другой член комиссии листал пачку, а наблюдатель от КПРФ проверял. Я вновь вернулся к бюллетеням КПРФ. На меня все шипели и фыркали, а я сбивался:) После чего председатель сказала, чтобы отстали от меня, иначе всё затянется ещё дольше. Я все считал в полном соответсвии с законом, перекладывая бюллетени из одной пачки в другую по одному, а затем складывая по десять. Наблюдатель от ЛДПР за этим внимательно наблюдал, наверное учился:) Наконец, я закончил, бюллетеней оказалось на пару-тройку больше первоначального подсчета. Бюллетени упаковали по пакетам, председатель заполняла первый экземпляр протокола не озвучивая никаких данных и не вписывая их в увеличенную копию протокола. После заполнения предложила расписаться всем членам комиссии, а заодно расписаться в пустых бланках протокола. Я расписался только в заполненном, с которым она собиралась ехать в ТИК. Естественно, она не дала никаких заверенных копий наблюдателям. Она уехала в ТИК, а все члены комиссии и набюдатели остались ждать. Примерно через час или меньше она позвонила секретарю комиссии и сообщила, что всё прошло нормально, протокол приняли и надо заполнять остальные экземпляры протокола первоначально полученными цифрами. Это заняло ещё некоторое время, я расписывался только на заполненных экземплярах. Затем раздали всем, кому нужно, эти экземпляры и устроили небольшое застолье. Не дожидаясь окончания, я отбыл домой.

Утром на сайте облизбиркома я сверил данные по своей комиссии и убедился в их полном соответствии. Заодно посмотрел данные с двух других участков в своем городе, к которым имею некоторое отношение. Там результаты оказались совсем иными. На первом: явка - 56,5%,  СР - 2,5%, ЛДПР - 11,6%, Патриоты - 0,58%, КПРФ - 20,5%, Яблоко - 0,58%, ЕР - 63,7%, ПД - 0,48%. На втором: явка - 64%, СР - 8%, ЛДПР - 6,6%, Патриоты - 0,56%, КПРФ - 9,8%, Яблоко - 2,3%, ЕР - 47,3%, ПД - 0,95%, недействительных бюллетеней - 24%. По первому участку я видел копию протокола и цифры из него тоже совпадали с цифрами на сайте облизбиркома. Очевидно, что на первом участке Единой России добавили голосов от других партий, особенно обокрали СР, несмотря на наличие наблюдателей от них, а на втором участке просто испортили или посчитали как испорченные бюллетени с неправильной партией, по большей части КПРФ.

Выводы:

1) основные подтасовки производятся на участках;

2) при желании с ними можно бороться и даже в одиночку;

3) председатели комиссий плохо знают выборное законодательство, правильные члены комиссий вообще его не знают, ни те ни другие не хотят знать и выполнять его;

4) наблюдатели, члены комиссий с ПСГ тоже, к сожалению, плохо знают законодательство или боятся вступать в конфликт;

5) есть тенденция записывать в комиссии от оппозиционных партий "своих" людей.