Мой первый трудовой семестр

На модерации Отложенный



Итак, позади вступительные экзамены, я -студентка Томского университета.  Администрация факультета сообщила нам, что с сентября  нам предстоит трудовой семестр до октября, а  с 4-го октября начнутся занятия. То, что вначале будет трудовой семестр, я восприняла как необходимость особенно не задумываясь, зачем и почему. Тем более я была в эйфории  от осознания, что я студентка  одного из лучших университетов страны.  Надо, значит надо! На первый курс механико-математического  факультета  было зачислено 250 человек, это был самый большой факультет, 9 групп. Небольшая часть  новоиспеченных студентов оставили в Томске, для ремонтных работ. Большую же часть  направили на полевые работы в колхоз. Мы должны были ехать в Асиновский район, в колхоз с очень популярным названием в то время,  Коммунист. Конечно, вначале мы съездили домой, чтобы взять с собой  необходимые вещи для работы в поле. В первую очередь телогрейку и  кирзовые сапоги. То, что это  были действительно  незаменимые  вещи, я  убедилась в последствии. 
 1-го сентября  мы съехались в Томск с рюкзаками. Сначала поехали на электричке до Асино, потом пересели в автобусы. Нас сопровождал молодой преподаватель  Николай Николаевич,  мы его потом  звали  между собой коротко, Ник Ник.  Еще в дороге стали знакомиться с друг другом, а в автобусе даже песню начали петь.  Прибыли в деревню Николаевка, это была главная усадьба колхоза. Большую часть нас  оставили здесь, но часть  студентов повезли в деревню Михайловка, которая находилась от нас в нескольких километрах. Распределили нас по домам   селян.  Мы, пятеро девчат и двоих парней, попали в дом одинокой пожилой колхозницы . В нашем распоряжении было две комнаты. В дальней располагались  девчата, а ближе к выходу  мальчишки.  Бойкие девчата любили позубоскалить  над тихими  парнями  .  Спали мы на полу, на соломенных матрацах. Не слишком  комфортно, но зато было тепло. Хозяйка   хорошо протапливала  дом.
 Работали мы без выходных, по-моему. Во всяком случае я не помню, чтобы мы отдыхали в воскресенье.  У селян в уборочную страду  выходных не было.  В воскресенье мы просто немного раньше кончали работу, чтобы сходить в баньку. .
Приходилось выполнять  разную работу.  Вначале убирали лен, до этого большинство из нас даже не видели  как растет лен. Мы выдергивали вручную  лен, связывали  его в  снопы и ставили шалашиком . Конечно, такой сноровки, как у колхозниц,  у нас не было. Мы наблюдали  как они ловко управлялись  со снопами, но  угнаться за ними не могли.  Остальная работа-уборка картофеля,  корнеплодов была для нас более привычна. Ведь  почти каждая семья в то время ( шел 1965 год) садила картошку, имела огород или  участок за городом, тем более  среди нас было немало из сел. Иногда нас  посылали  на зернохранилище, лопатить зерно, чтобы оно  не прело.  Эта работа нам больше была по душе.  От зерна шло тепло и над нами не  капало.
 Кормили нас в  столовой, мы по очереди оставались  там , чтобы помогать  здешним  поварам.

Деревенская , здоровая пища, неразбавленное молоко       ( в бидонах отстаивался толстый слой сливок), густая сметана, овощи и  свежее    мясо. Так что в конце месяца  мы даже поправились, несмотря на  то, что приходилось много работать.  Помню, как мне однажды пришлось ехать на ферму, чтобы увести пустые бидоны и привести молоко. Ехали на  телеге, запряженной лошадкой. Деревня находилась в нескольких километрах от Николаевки.   Впервые, наверное,  в жизни я услышала  сочный мат  тамошних доярок.  От мужиков слышать мат, конечно, доводилось, но чтобы  женщины так виртуозно  выражались....
      Несколько слов о самом селе.  Это было типичное сибирское село. Основная масса домов тянулась вдоль главной  длинной улицы, по которой был проложен деревянный тротуар. Перейти на другую сторону улицы можно было только в сапогах. Во время дождей дорога превращалась  в  грязное  месиво. Почти в каждом доме  держали скотину, в основном коров и свиней.  У нашей хозяйки тоже  была корова. Коровник  выполнял еще  и роль туалета. 
     Как-то  однажды  вечером , в воскресенье мы пошли в сельский клуб, на танцы.  У некоторых девчат было припасены нарядные платья.  Было очень  смешно видеть, как  были одеты  девчата - в нарядных платьях и в кирзовых сапогах. Но такова уж была деревенская экзотика.  С деревенской молодежью мы  не общались. В клубе их было не так уж и много. Видимо уже в то время разлетелась сельская молодежь по городам. Поэтому -то и приходилось горожанам помогать селу в уборке урожая.
 После танцев пошли  кино смотреть. Шел фильм" Я шагаю по Москве". Во время сеанса я , увы, заснула , проснулась только в конце фильма.  Наверное, все-таки усталость  дала о себе знать.
     В конце сентября были поведены итоги, выяснялось, что  те , кто работал в поле , не только ничего не заработали, но еще остались немного должны  колхозу ,  Долг списали, конечно.  Это нас нисколько не огорчило, вообщем мы и не рассчитывали что-то заработать.  Заработали  только те ребята, которые были на земляных работах. Там расценки были выше.
 Казалось бы,   что тут вспоминать. Серые однообразные будни  в сибирской глубинке. Но кроме  работы, было еще что-то , что заставляет вспоминать эти дни с удовольствием.  Это трудно выразить словами. Может быть совместная работа, молодой задор, взаимный интерес к друг другу, начинающий формироваться тот особый  дух студенчества, товарищества, который  нас  до сих пор притягивает к друг другу и к Томску.
 Сейчас вспоминая те события я невольно  думаю, а существуют  ли те села Николаевка и Михайловка колхоза Коммунист.  Конечно, колхоз  развалился как  и все другие.  Но уцелели ли эти села?  Ведь перестройка и последующие реформы в первую очередь ударили по  деревням и многие из них просто исчезли с лица земли.