300 лет спустя. Новые кумпанства

На модерации Отложенный

 


Сергей Бавли

Испытал сильнейший шок, вычитав у российских старых историков потрясшую меня информацию. Знаменитый шведский король Карл XII, в основном потративший свое правление на войны по всей Европе, и с царем Петром в частности, естественно, нуждался в деньгах на свои походы. Монарх обратился к банкирам с просьбой о кредите. Ему отказали. Отказали шведские банкиры. Его собственные подданные. В эпоху абсолютной монархии. XVII век. Банкиры прикинули, что Его Величеству отдавать-то будет не с чего. Он же не сеет, не пашет, а только воюет. Армию надо кормить и одевать. Пахари под ружьем. Не отдаст, здраво решили банкиры, да так Карлу и объяснили свой отказ. Век, повторю, XVII.

Банкирам при этом и в голову не пришло, что их могут на дыбу или еще куда в подобное место, банки отберут, жен, детишек и прочих членов семей изменников родины – в ссылку. Не пришло, потому что такое было в Европе тогда уже невозможно. Их никто и пальцем не тронул. Не стану утверждать, что Карл был бит Петром Великим именно по причине нехватки денег. Но бит был. А Петр выстроил город неописуемой и несравненной красоты – мой любимый город. А пригороды! Павловск, Петродворец, Стрельна, Гатчина, Царское село...

Великолепие по сей день непревзойденное. И очень дорогое. Началось с того, что Петр съездил в гости к французскому королю Людовику XIV, знаменитому Королю-Солнце. Побывал у того в Версале и сказал: "У меня будет лучше". И выстроил лучше. Не сразу, конечно. Не все получалось. Начинали возводить роскошные дворцы, потом выясняли, что по тем или иным причинам в данном конкретном месте строительство невозможно, Петр же только у воды, таково было непременное его условие, любил очень, а где водоемы, там то грунт подводит, то еще что-то, а сразу не проверили. Долгострои оставались.

Петр же не просил кредитов у банкиров. Он просто брал. Сколько надо. И в мыслях не имея такой крамолы, как отдать. Ну, хотя бы беспроцентно. Также и людишек. Сгоняли солдаты работный люд, тот строил, многие гибли, но народу на Руси всегда было много, и никогда его мнением власти предержащие особо не интересовались.

Вот я и радуюсь сейчас, глядя на "Петра творенье". И острота восприятия немыслимой этой величавой красоты с годами не уменьшается. И Петру я многое готов простить, все же XVII век. Россия тогда еще только окно в Европу прорубала, только стремилась в Европу...
И частной собственности в ней, практически, не было. Все было государево, и люди, и их собственность. Условно их собственность, потому что разгневается государь-батюшка и отберет, а купца или банкира - на дыбу. Или просто отберет, не гневаясь, так, по государевой нужде, она ему виднее.

Петр, кстати, и основы этого подхода заложил. Акционерных обществ тогда не было на Руси, создавались "кумпанства". А в них непременно входил кто-то из ближнего окружения императора. Чаще других – светлейший князь Александр Данилович Меньшиков, но нередко и генерал-прокурор Ягужинский, и граф Шереметев, и даже "еврей Петра Великого" Петр Шафиров, ставший впоследствии бароном.

Петр был прагматиком, и его совершенно не беспокоило происхождение надежных и нужных ему людей, да даже и вероисповедание. Россия, XVII век, опять же шок. Эти сподвижники Петра, не забывая о себе, естественно, блюли интересы... не столько государства, сколько государя.

Минуло с тех пор 300 лет с хвостиком. Шведских банкиров и тогда не сажали, а уж с тех пор Европа в плане демократизации и примата закона гигантский путь проделала.

Но вот попробуйте отыскать российскую динамику. Вижу одно отличие, хоть лично мне и неприятное, но крайне мало существенное: власть перебралась с невских берегов на берега Москва-реки.

Россия торжествует, получив право на проведение чемпионата мира по футболу. Дорого, правда.

Национальный лидер успокаивает: "Абрамович пусть раскошелится. У него много денег. Не убудет". Вы не слышали возмущенного ответа Романа Аркадьевича: "Это – мои частные средства. По какому праву?" Нет? И я тоже не слышал.

Зато слышал команду из Кремля. Михаилу Прохорову возглавить партию "Правое дело" и финансировать, не скупясь. Возглавил и финансировал. Потом последовал окрик: "Отойти в сторонку, оставить политику". Отошел. Оставил. И деньги, что успел вложить, чуть ли не в сотнях миллионах долларов выраженные, там же и оставил.

Олег Дерипаска сам, не дожидаясь, заявлял, что все свое состояние готов до копейки отдать на государственные нужды, если власть скажет. Вы можете себе представить такое заявление из уст подлинного бизнесмена?!

За 300 лет никакой динамики. Нет в России частной собственности. Все в России государево. И государевы верные люди в "кумпанствах", даром что называются они теперь акционерными обществами. И вице-премьеры, и министры, и наследники Павла Ягужинского – прокурорские и прочие силовики.

Есть, конечно, все еще попадаются несогласные. Людишки, в основном ни на что, кроме воровства не способные, вон Михаил Ходорковский на зоне даже рукавицы шьет плоховато.

Создатель "Евросети", едва ли не единственный российский предприниматель, начинавший с кооперативчика, ни к ЦК ВЛКСМ, ни к прочим властным перестроечным структурам не примыкавший, Евгений Чичваркин в Лондоне. Он, конечно, создатель "Евросети". Только уже не владелец.

Экс-глава "Банка Москвы" Бородин, прошедший по касательной по делу отставного "ближнего боярина" Лужкова, обличает Кремль из Лондона. Осторожненько так обличает. На всякий случай.

Экс-глава "Межпромбанка" Сергей Пугачев благоразумно помалкивает в тряпочку в Париже. И список можно расширить, и географию. И опять голый прагматизм. Без намека на национализм. Что радует.

А вот что огорчает, кроме, разумеется, средневековости антуража.

Я почему-то уверен, что нынешние не построят для России ничего, сравнимого с Петербургом, Петергофом, Гатчиной...