Ярмарка тщеславия: Как спасти Титаник?

На модерации Отложенный

                                                                                                           Блажен, кто посетил сей мир

                                                                                                           В его минуты роковые!

                                                                                                                              Тютчев

 

Любая теология, постулирующая безусловное всемогущество своего бога, сразу же сталкивается с проблемой свободы воли человека. Если все «в руце божьей» и человек не свободен в своих поступках, чувствах и мыслях, то он безгрешен, как безгрешна любая машина. Никому ведь не приходит в голову обвинять свой компьютер или автомобиль в поломке. Техника абсолютно детерминирована, и «грешит» она в точном соответствии с законами природы. Если эти законы установил бог, то, следовательно, для человека он сделал исключение. Человек может «ломаться» по собственной прихоти. Где же кончается эта свобода человека?

В современном мире правильно, научно мыслить – значит, быть детерминистом, а отличительной чертой невежд является как раз их волюнтаризм. Но даже те, кто приучен к логике и причинности в своей профессиональной сфере, становятся волюнтаристами, когда речь заходит о человеческом обществе. Понять это можно. Пока физик или химик сидит в своей лаборатории, он верит, что каждый электрон в его проводах или каждый атом в его растворе ведет себя так, как ему должно. Но затем он выходит на улицу и попадает в сплошной принцип неопределенности и структурную асимметрию. Никогда не знаешь, чего ждать от первого встречного. Иногда этот первый встречный и сам не знает того, что ему взбредет в голову. Именно поэтому часто можно услышать такое. Образованный, умственно развитый человек начинает вполне прилично рассуждать об обществе, в котором живет. Он говорит о его социальных пороках, о его исторической ущербности, о психологической зависимости, об особенностях климата и менталитета, а кончает свой анализ призывами к нравственному обновлению, будто факир-заклинатель змей. Как он себе это представляет? Друзья, прекрасен наш союз! Давайте жить дружно?

Ну, конечно, ведь первый встречный обладает свободой воли. Ему достаточно лишь захотеть стать лучше. Беда в том, что этот первый встречный, как уже было сказано, сам не знает, что придет ему на ум в следующую минуту. Человек в своем среднестатистическом представлении – это все же машина. И если вы верите в объективность истории, то даже такие стохастические крайности как революция должны быть для вас лишь восстанием машин. Борьба со своей «машинностью» - это борьба со своей человеческой природой. И в отличие от восстания машин, это – восстание против бога и предустановленной им вашей судьбы-кармы, которая складывается с другими кармами в такую же предустановленную в целом историю окружающего вас общества. Но обыватель не восстает против бога. Более того, часто он считает это ужасным кощунством и относит свою рабскую покорность собственной природе к высшей форме благочестия. Так насколько же свободен человек и состоящее из этих человеков общество?

Почему он не видит своей очевидной выгоды? Ведь если все захотят стать нравственными, то нравственным окажется и все общество. Если все возлюбят друг друга по-братски, как призывал когда-то апостол Иоанн, то не понадобятся  армии, суды, тюрьмы и даже правительства. Кажется, мы все только об этом и мечтаем. Кто-нибудь против того, чтобы жить в добродетельном, милосердном, благородном обществе, где ни на одной двери нет замка? Почему же у нас ничего не получается? И не получается уже две тысячи лет. Потому что человек – машина природы. Божья тварь. И он не склонен к бунту против своего бога, против самого себя. Если я грешу – значит, этот бог допустил такое. А разговорами о Страшном суде никого не испугаешь.

Если общество живет именно так, а не иначе, - этому есть причины: генетические, географические, исторические, психологические.

У человеческого общества есть свои законы. Если угодно, назовите их божьими. Эти законы должны не писаться, а открываться, как открываются все остальные законы (божьей) природы. И заниматься этим должны не в Кремле и Госдуме чиновники и законодатели (чего стоит одно это слово!), а в Академии наук – профессиональные законооткрыватели. Сегодня мы знаем об устройстве черных дыр больше, чем о человеческих мозгах. Но наше невежество не отменяет эти законы.

Все распространенные ныне разговоры о зомбировании общества гроша не стоят. Церкви не удалось за века прозомбировать человечество на Царство Небесное. Не удалось и коммунистам построить коммунизм в отдельно взятой империи. А ведь всего-то нужно было – внушить людям одну, но праведную мысль. Кто помешал Церкви и КПСС? Человеческий фактор. Да, человеку можно внушить на пять минут, что он – бог, но сделать из него ангела на всю жизнь невозможно. Ибо человек – это машина, законы которой не подлежат простой калибровке. И все популистские разговоры о программировании общества – чушь просто потому, что никому не известны эти средства воздействия. Именно в силу этих глубинных свойств психики в одном обществе процветают взяточничество и казнокрадство, а в другом – нет. И не потому, что во втором наказание строже. В России можно, как в Китае, расстреливать за взятки. Они не исчезнут. Дело в другом (о природе коррупции я писал в статье «Гибель империй»).

И когда очередной политик говорит: «Я готов изменить состояние общества, потому что так дальше жить нельзя», - это говорит волюнтарист. Откуда ему знать, невежественному существу, как устроено это общество? Он про себя-то ничего не знает! Политики – это что такое? Это – болваны в законе, ими же самими придуманном. Нет никаких политологических законов. Нет никакой политики. Есть лишь человеческая глупость и неизученная еще никем человеческая машинность.

И потому политические программы – это просто ярмарка тщеславия, на которой вам обещают философский камень бессмертия дремучие алхимики, не догадывающиеся даже о молекулярном строении вещества. Что уж говорить про все остальные законы, связанные с проблемой бессмертия! Политология – это наука о чаше Грааля. Все предвыборные кампании подобны гипотетическому диспуту на тему: «Как нам спасти Титаник?»

Партия №1 предлагает:

НЕОБХОДИМО УВОЛИТЬ СТАРОГО КАПИТАНА И НАЗНАЧИТЬ НОВОГО.

Партия №2 считает, что:

СЛЕДУЕТ РАЗОГНАТЬ ВСЮ КОРАБЕЛЬНУЮ КОМАНДУ.

Партия №3 требует:

РАССТРЕЛЯТЬ ВЛАДЕЛЬЦА ПАРОХОДСТВА.

Партия №4 обещает:

ЗАПРЕТИТЬ ВЗЯТКИ В СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ.

Партия №5 смотрит еще дальше:

НУЖНО РАСТОПИТЬ ВСЕ АЙСБЕРГЫ, ЧТОБЫ ОНИ НЕ ПЛАВАЛИ ГДЕ НИ ПОПАДЯ.

А партия №6 мыслит совсем радикально:

ЦЕЛЕСООБРАЗНО ВНЕСТИ ПОПРАВКИ В ЗАКОН АРХИМЕДА ТАК, ЧТОБЫ ДЫРЯВЫЕ ПОСУДИНЫ БОЛЬШЕ НЕ ТОНУЛИ.

Не хотите внести свою лепту в эту лавину глупостей? Возможно, у вас есть свой политический рецепт?

Между тем, Титаник все больше дает крен на нос. Команда лихорадочно носится по кораблю, спуская спасательные шлюпки на воду и разбирая надувные жилеты. Отчаянные пассажиры пьянствуют в трюме («тот трюм был русским кабаком»), а самые перепуганные собрались перед кают-компанией. Ведь капитан на судне – первый после бога. Да и лошадей на переправе не меняют. «Мы спасемся», - обещает этот олух толпе. Корабельный поп призывает всех поцеловать башмак святого Петра-рыбака, который он прихватил с собою в этот круиз. Уверуйте, и пойдете по воде, как этот апостол. Кто-то призывает небеса, кто-то присоединяется к бражничающим в трюме. А те, у кого сдали нервы, бессмысленно бегают по палубе и кричат: «Так сделайте же что-нибудь!». А ведь ответ давно известен. Но он не вмещается так просто в людские головы. Так как спасти Титаник?

НИКАК! ТИТАНИКУ СУЖДЕНО УТОНУТЬ!

Жаль, конечно, пассажиров. Но такова цена человеческой глупости. За нее всегда приходится платить. Только тогда судостроительные компании отрекутся от гигантомании и построят, наконец, вместо одного помпезного корыта, которое рано или поздно утонет, десять устойчивых лодок.

 Печальная это участь – жить при агонии разлагающейся империи, которая не хочет подыхать и даже на смертном ложе продолжает бряцать оружием и грозить кому-то кулаком. Мерзкое зрелище. Воистину, блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые…